Жизнь означает как промежуток между рождением и смертью для одной особи, так и всё живое на нашей планете и за её пределами. Если с первым всё ясно, то со вторым слишком много вопросов — что такое жизнь, что называть живым, а что нет. С разумом тоже интересно получается — изначально человек решил, что разум есть только у него. На каком основании было принято это решение непонятно, но что-то подсказывает, что эгоизм сыграл не последнюю роль. Какое живое мы можем назвать разумным, а какое нет, и обязательно ли разумному быть живым? Насколько наши поделки под названием “искусственный интеллект” разумны? Мне кажется, я нащупал ответ на все эти философские вопросы.
Я постарался выделить основные вехи развития разумной жизни и дать им названия. Буду очень рад, если кто предложит лучшие, но пока пусть будет так.
Жизнь — способность ограниченной в пространстве-времени структуры используя окружающую материю-энергию развивать себя или создавать свои копии, всё лучше адаптируясь к условиям окружающей среды и их изменениям.
На мой взгляд это определение подходит для учебников и википедии. Если эта тема заинтересует читателей, я попробую развить её в следующей статье. Можно будет по рассуждать о Лемовском Солярисе, жизни внутри звёзд и считать ли муравейник за единый организм а пока хочу двинуться дальше.
Давайте попробем эволюционировать. Чтоб быстрее и эффективней расширять ареал обитания нужен активный образ жизни, а значит не обойтись без получения информации и обмена ею, а в этом случае можно сказать, что вся жизнь обладает каким-то уровнем интеллекта. Ну, мы же называем железку, умной, если она умеет мигать лампочками когда телефон получает СМС, так давайте и амёбу не будем обделять, а просто придумаем уровни “разумности".
1. Примитивная жизнь — способность получать и передавать информацию
Как я уже говорил, это является базовым функционалом для разумной жизни. Организм получает информацию из окружающей среды и реагирует на неё. Какая из реакций более эффективная покажет естественный отбор. Но ждать пока образуется нужная система реакций неприемлимо долго. Слишком много факторов, слишком много вариантов ответа, да и среда быстро меняется. Как быть? Тут мы подходим к следующей ступени эволюции разума — динамическая система реакций. У организма появляется память, в которой сохраняется информация о событии и ответная реакция. А чтоб проще было распознавать события появилась система оценки — эмоции.
Нашёл банан — хорошо, испортился банан — плохо, нашёл много бананов — очень хорошо, стая напильников полетела на север — бывает. И видно, чем сильнее эмоция, тем больший у неё приоритет, чем она отрицательный тем больше хочется избавиться от связанной с ней ситуации и чем эмоция положительней тем больше стремиться к её источнику. Так и запишем:
2. Рефлекторная жизнь — способность приводить информацию к нужному формату и сохранять её
И вот у нас налажены получение и обмен информацией, память работает, система рефлексов развилась и теперь организм даже своим потомкам может передать часть своей системы рефлексов, благо появилась способность у детёнышей подражать старшим — игры, а у старших появилась возможность получать лучшие куски и всех самок — иерархия.
А как этого добиться? Хорошо если наш эволюционирующий организм увидел как сородич врезался в пальму, чем вызвал целый дождь из бананов. А если пальмы крепкие или сородичи очень аккуратные и лишний раз не врежутся? И мы приходим к третьей ступени.
3. Разумная жизнь — способность моделировать события
Способность представлять себе предмет или событие делает нас разумными. Ведь никто другой, насколько нам известно, не может представить себе, а тем более предугадать более или менее сложное поведение. Способность всё более и более подробно описывать, а также представлять себе описанное — устная речь и письменность стали возможны только тогда, когда человек научился думать о том, чего не видел.
Мхатовская пауза.
А теперь можно делать много интересных выводов. Например о разумности чат ботов, шахматных программ и нейронных сетей. О том, что может быть четвёртым пунктом для сверхразума и кого из макак причислять к разумным. Что забулдыгу мы должны называть разумным только потому что он может представить себе море водки, а соседский пёс, как бы умно не смотрел, так и останется на втором уровне.
Автор: 8<