Как я донастраивал школьную сеть и что она из себя представляла

в 11:56, , рубрики: Песочница, метки: ,

Предыстория

Когда-то, в далеком 2013-м году, когда я заканчивал 10-й класс, к нашей школе подъехала фура и работники начали выгружать десятки единиц самой разной техники. Слухи быстро распространялись и мы узнали, что наше учебное заведение вошло в список из трех, которые попали под государственную программу «Відкритий світ». Это произошло к концу учебного года, и единственные изменения, которые я застал, претерпели некоторые классы, где были установлены новомодные мультимедийные доски Panasonic и проекторы Epson. К ним никого не подпускали и берегли, как зеницу ока, а какая либо информация держалась в секрете, кроме цен на доски, которые быстро нагуглили и на тот момент каждая доска обходилась по 3000$, этого аргумента хватало, чтобы держать чесавшиеся ладони подрастающего гика в карманах и ждать.

На следующий учебный год, спустя месяц устаканивавшегося расписания и типичной сентябрьской суеты, к нам в класс зашел преподаватель биологии Олег Алексеевич, быстро пробежавшись глазами по классу, остановился на мне и моем товарище. «Татьяна Геннадиевна (учитель математики), можно %username1% и %username2% уйдут с последней тридцатки ко мне в кабинет? Нужна их помощь с новым оборудованием». И тут я понял, что наконец настал мой час! А почему он именно «мой» и что это за оборудование, всех желающих прошу под кат.

Немного слов о школе

Техническое обеспечение школы до этих событий было в непростом состоянии, если учитывать, что это была одна из самых сильных школ в нашем почти городе-миллионнике Донецке: статус гимназии, расположена в центре города, регулярные места на всеукраинских олимпиадах. Однако правительственное финансирование целиком и полностью уходило на ремонт здания. Но в школе была техника:

  • Компьютерный класс (8 из 10 работавших компьютеров имели на борту Celeron и HDD на 32 Gb и старенькие «пузатые» мониторы 1024x768, был даже интернет, но несчастный компьютер с трудом отображал Википедию не говоря уже про остальные ресурсы)
  • 1 класс с проектором и учительским компьютером (когда-то в качестве благотворительности установленные компанией «Киевстар»)
  • 3 класса младшей школы имели нормальные учительские компьютеры с проекторами и полотнами (там все было приобретено за счет родителей, дети которых учились на протяжении пяти первых классов только в этих кабинетах, старшие классы бегают у нас, как и везде, по разным кабинетам на протяжении дня)
  • У некоторых учителей были свои ноутбуки
  • Компьютеры в учительской, главбуха, директрисы

Многие скажут: «В наше время даже главбухи писали отчетности от руки, не то что проекторы или компьютерные классы...», однако это было вплоть до 2014-го года, когда интернет во всю пестрил заголовками об интеграции компьютерных технологий в процесс обучения в разных странах. А до этого в 2010-м мне выпал шанс побывать в Британии по обмену опытом, и уже тогда меня поразило оснащение их школ, где во всю использовались интерактивные доски и компьютеры (двухъядерные Pentium и TFT мониторы, от которых не резало глаза). При чем было видно, что учителя давно освоились с техникой и это было как само собой разумеющееся. Поэтому глядя на нашу школу мое сердце обливалось термопастой.

«Відкритий світ»

Но вот настал и на нашей улице праздник! Нашей школе перепал примерно такой список техники во владения (примерно, так как конкретных моделей некоторого оборудования уже не помню):

  • 5 интерактивных досок Panasonic в комплекте с проекторами Epson
  • 32 планшета iPad 2 и 32 планшета ZnayPad на Android
  • 10 ноутбуков Lenovo Thinkpad с Intel Core i5 на борту
  • В кабинеты физики и биологии привезли с десяток датчиков самых разных величин (влажность, свет, радиация, щелочи) для подключения по USB
  • 5 роутеров D-Link (диры 300, 600 серии)
  • 1 роутер помощнее (название благополучно забыто) для создания и контроля списка MAC-адресов которые имеют доступ в сеть
  • Свитч DELL серии Power Connect 2800
  • 2 зарядные станции для планшетов

По мнению автора программы, это все должно было работать так: в школе появилась бы бесшовная закрытая сеть Wi-Fi (кроме пароля, фильтруются и МАС-адреса), в нее были бы подключены компьютеры для учителей (где они хранят рабочие и интерактивные материалы для уроков), планшеты где ученики заходят на интернет ресурсы и проходят онлайн тесты, ищут информацию и прочее. Целевой аудиторией являлись шестые и седьмые классы (по слухам член семьи бывших легитимных у нас учился именно в одном из них, и по тем же слухам это стало дополнительной причиной апробировать программу в нашей гимназии, а два security постоянно дежуривших возле классной комнаты, где он учился намекали, что это не слухи).

Недоработали...

Вроде все просто и понятно, а для учителей организовали тренинги прошедшим летом, чтобы подготовить к новым условиям работы. Однако все выглядело ну слишком хорошо, а зная наших, где-то они да захотят продешевить. Так и случилось, сеть настроить «под ключ» сетевики так и не настроили: оборудование установлено, патч-корды протянуты, но никакой речи о бесшовности и фильтре MAC-адресов не было, а что-такое подбор пароля брутфорсом прочитать в интернете и принести ноут в школу мог любой более-менее интересующийся ученик 7-10 класса (младших мог остановить только страх принести что-то ценнее телефона в школу). Стало так-же ясно, что несчастные Dir-ы не справляются со шквалом из 30 планшетов одновременно (после подключения 25 он начинал сбрасывать неактивные).

Тренинги, судя по всему, закончились на уровне «как открыть гугл». Ни слова не было сказано об использовании облачных технологий или интерактивных приложений. К слову все планшеты были привязаны на один аккаунт принадлежавший тем товарищам, проводившим тренинги (в последствии мы обращались с запросом пароля для возможности установить дополнительные приложения, которые помогли бы многим учителям и добавили бы изюминку в уроках, но получили прогнозируемый ответ). В последствии также пришлось самим разбираться с доп. оборудованием для кабинетов физики и биологии.

И тут на сцену выходит...

...%username1%. Еще к работе иногда привлекались %username2% и крайне редко %username3%, но это делалось больше с целью свалить с предмета под законным предлогом. В общем, по школе между учителями обо мне давно ходила слава, как об ученике, который настраивает компьютеры, помогает с презентациями, делает красивые видеоролики (в Final Cut X делать некрасивые видео? Увольте!), а еще он просто молодец и у него хорошие оценки. Таким образом вопроса о том, кому отдать на растерзание новенькую аппаратуру особо не возникало. Учитель информатики в четырех словах: «я видела первые ЭВМ», я думаю этим многое сказано. В общем, не с сетевым оборудованием она работать туда пришла.

Лично я, как уже было сказано, предвкушал повертеть в руках эту загадочную штуковину под названием свитч, опробовать свои знания о простых сетях (до этого я настраивал только домашние роутеры, где адреса дальше пула второго уровня (я так называю пул 192.168.2.1) не заходили), ну и получить первый опыт работы с какой-никакой корпоративной сетью.

Я с радостью принял на себя ответственность и приступил к фронту работ: в течении 3-х недель был сформирован (для каждого планшета, роутера, ноутбука) и забит в контролирующий роутер список MAC-адресов (меньше не получалось, хоть меня и старались выдергивать с разных не очень важных предметов, но больше 8-и часов в неделю я проводить за настройками физически не мог), за тем на протяжении месяца я создал дополнительный аккаунт Appstore, провел преподавателям ликбез по использования iCloud и приложений предустановленных на планшетах (я был ярым фанатом apple, и свято верил в образовательные возможности их продукции). На удивление очень хорошо сработали именно облачные технологии, учителя и ученики делали работу дома, а в школе достаточно было зайти на веб-версию пакета iWork и вариант «забыл флешку» больше не прокатывал. Множество других мелочей упрощавших работу. Были подключены и проверены новые датчики и измерители.

Итоги

После того, как основной фронт работ был завершен, единственными нерешенными проблемами остались бесшовность и единовременная нагрузка из 30 планшетов на роутер, после тщетных попыток настройки было решено: по 15 планшетов разбивались на 2 роутера, а бесшовность забыть как страшный сон и всех это устраивало. Грубо говоря до окончания 11-го класса я стал сисадмином нашей школы и получил от этого некоторые плюсы: я контролировал сеть, то есть я мог решить чей MAC-адрес добавить или убрать (естественно свой и лучшего друга добавил, а дальше ситуационно, постоянный доступ я не выдавал никому, таков был уговор с преподом биологии). Кроме этого, мне гарантировались высокие оценки по итогам года, и появлялся приятный бонус: свалить под предлогом «кое-что настроить».

В целом появился новый опыт, а за нашу школу уже было не так стыдно, ибо уровень технической базы подтянули.

Надеюсь получилось не слишком самохвально. С удовольствием отвечу на ваши вопросы. Спасибо за внимание!

Автор: лейтенант Буэндиа

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js