С развитием ИТ и интернет-технологий начала развиваться такая сфера деятельности, как ИТ-аутсорсинг. Будучи web-разработчиком и предпринимателем, я столкнулся с аутсорсингом и как заказчик, и как исполнитель.
Так что же такое ИТ-аутсорсинг и в чем его плюсы и минусы? На этот вопрос я и постараюсь ответить, опираясь на полученный мной опыт.
Иногда компании не могут позволить себе нанять ИТ-специалиста или открыть свой ИТ-отдел. И естественно, ни одна компания не хочет лишних трат. Но как решать постоянные или периодически возникающие задачи? Для этого и существует услуга ИТ-аутсорсинга.
Так что же такое ИТ-аутсорсинг? ИТ-аутсорсинг (англ. IT outsourcing) – частичная или полная передача работ по поддержке, обслуживанию и модернизации ИТ-инфраструктуры в руки компаний, специализирующихся на абонентском обслуживании организаций и имеющих штат специалистов различной квалификации. Проще говоря, ИТ-аутсорсинг – это передача работы (заказа) другой компании.
Итак, как же это происходит.
Как web-разработчик, я буду опираться на свой опыт и пользоваться примерами из своей сферы.
Разберём для начала заказчиков, которые заказывают аутсорсинг. Я встречал заказчиков 3 видов:
Партнёры – это такие компании, которые, к примеру, умеют делать дизайн для сайта, но не умеют делать сами сайты, а заказы на разработку сайтов к ним приходят;
Агентства – компании такого типа занимаются только поиском и сопровождением заказов, не выполняя никакой работы, связанной с разработкой;
Чистый аутсорсинг – это когда компания никак не связанна с ИТ, или данной областью ИТ, нуждается в разработке и сопровождении какого-либо проекта.
Давайте разберём подробнее плюсы и минусы каждого из типов с точки зрения исполнителя.
Для исполнителя типы заказов от Партнёров и Агентств имеют одни и те же плюсы и минусы:
Прибыльность – чаще всего от таких заказчиков постоянно идут заказы;
Стабильность – работать приходится с одними и теми же людьми, по одной схеме, в одних и тех же программных продуктах;
Меньше ответственности – всё общение с клиентом, решение финансовых вопросов и так далее, выполняет заказчик;
Безызвестность – обычно у вас нет никаких авторских прав на выполненный заказ, а значит конечный клиент может никогда и не узнать, что вы имели отношение к этому заказу.
А теперь посмотрим на чистый аутсорсинг:
Лёгкость работы – чаще всего в чистом аутсорсинге вы сами выбираете что использовать для выполнения заказа или вообще пишете его с нуля, а раз вы работаете в своём коде, вам гораздо легче вносить изменения, искать ошибки и так далее;
Непостоянная прибыль – такие проекты обычно большие, и прибыльны только в начале их разработки, дальнейшая доработка может либо вообще не понадобиться, либо это будут редкие, небольшие задачи;
Мало заказов – очень немногие компании заказывают чистый аутсорсинг, так как это очень дорогое и не всегда нужное удовольствие;
Лично для меня, как разработчика, чистый аутсорсинг гораздо приятнее, так как только в нём ты создаёшь что-то своё и делаешь это так, как тебе хочется, но, увы, обычно он менее прибыльный.
Теперь посмотрим на аутсорсинг со стороны заказчика.
Здесь так же у партнёров и агентств одни и те же плюсы и минусы:
Простые деньги – вам не нужно ничего делать, вы просто передаёте задачу другой компании, она её выполняет, вы получаете процент;
Экономия – найти компанию на аутсорсинг проще, чем искать, обучать, оплачивать работников в этой сфере;
Поиск – чаще всего трудно найти компанию, которая будет выполнять заказ за поставленную цену, так как от начальной цены вам нужно будет ещё отнять свой процент;
Надёжность – бывает сложно найти надёжного партнёра, который не только хорошо выполнит заказ, но и не обманет;
Контроль – вы практически вслепую ждёте, когда будет выполнена задача, так как отчёты по выполнению обычно бывают редко или вообще показывается только финальный результат.
Что же касается чистого аутсорсинга:
Неоспоримая выгода – вам не нужно нанимать сотрудников и не нужно содержать неработающий отдел;
Экономия – помимо затрат на сотрудников, вам также могут предложить скидки, как постоянному клиенту.
Вот так выглядят две стороны аутсорсинга. Конечно же хорошо, когда их только две. Когда сторон становится больше, изначальному заказчику это становится всё более и более невыгодно и более глубокое посредничество ведёт к росту цен. Но, в конечном итоге, аутсорсинг – это хорошо, но только когда он нужен.