Я кричал. Боже, как я кричал! А как я прыгал и махал руками – чемпионы мира по футболу после победного гола на моем фоне были бы сравнимы с группой пенсионеров на утренней зарядке. Причиной такого эмоционального взрыва был двухсекундный звон монет в кипере ВебМани. Целых три тысячи электронных рублей «упали» в мой кошелек, и это была победа. Моя. Вернее, наша: моя и моего партнера по бизнесу Коли Каспора.
Не ахти какие деньги? Для маменькиных и папенькиных сынков – да. Но если ты в 17 лет стоишь у истоков великой компании, и планы твои постепенно сбываются, радуешься любой копейке. Потому что она мотивирует, заставляет мечтать о большем и утраивает силы. Которых так не хватает на учебу, студенческие вечеринки и, конечно же, веб-серфинг.
ФедиКолины планы: Наполеон отдыхает
Николай Каспор ~2012г.
А планы у нас, студентов первого курса университета Феди и Коли, были куда как грандиознее наполеоновских. В эту ночь мы долго ворочались на казенных кроватях приютившего нас общежития, обсуждая перспективы развития. А обсуждать было что: до встречи мы уже имели опыт создания и продвижения сайтов, поэтому идеями мы буквально фонтанировали. Наиболее важные из них были записаны прямо на обоях – ведь еще чуть-чуть, и мы будем в состоянии подарить родному институту капитальный ремонт нашей комнаты.
План развития был прост:
- «клепать» по 10 сайтов в месяц по 3 000 рублей за штуку;
- осуществлять SEO-сопровождение каждого созданного нами ресурса;
- не брать предоплату, чтобы хоть как-то выделиться на фоне конкурентов.
Решение работать в этом направлении было принято единогласно: по 500 рубликов на брата в день, занимаясь любимым делом – это вам не на морозе стоять, раздавая листовки. Это круто. И перспективно: со временем можно будет делегировать часть дел соображающим в сайтостроении студентам, а самим наращивать объемы.
Как круто быть крутым или извините, денег нет!
Думаете, дальше будет типичная история школьников Рунета: сделал сайт, продал, не продал – закинул в Сапу? Нет! У нас получилось самореализоваться: довольные клиенты рекомендовали нас друзьям и партнерам, а однокурсницы буквально расстреливали нас накрашенными глазками, пытаясь завоевать расположение.
А иначе и быть не могло: Колян с 9-го класса дизайном занимался, а я в SEO был знатоком: будучи шестнадацатилетним парнишкой, входил в ТОП-100 сеошников на фрилансе. Так что те 3 тысячи рублей за сайт с последующим продвижением были победой именно Команды, а не личное финансовое достижение.
Итак, деньги потекли если не рекой, но полноводным ручейком точно. Мы уже строили планы по расширению компании, как получили первый урок – в один далеко не самый прекрасный день моей (нашей) жизни я получил письмо примерно такого содержания: «Федор, извини, денег за сайт перевести не могу, на мели». Все, мир рухнул, розовые очки слетели в то же миг. Пожелав гаду-клиенту много доброго (от «чтоб у тебя … отсох» до «чтоб твои дети всю жизнь каптчу набивали»), мы проглотили обиду – когда-нибудь это должно было случиться. Потому что…
Потому что мы все никак не могли решить, кто же из нас должен зарегистрировать ИП. Лишние заморочки с налоговой и другими государственными органами не нужны были ни мне, ни Коле, поэтому и договоров не заключали с заказчиками. Не брали мы и предоплату: как-то было стыдно просить деньги вперед за стодолларовую работу. За что и поплатились.
Реально-сказочная история
«Все? Дальше как в сказке, можете не рассказывать», – вновь перебьют меня знатоки «школьных» историй успеха. Да, после пары-тройки кидков действительно все было как в сказке: чем дальше, тем страшней. Наша дружба трещала по швам, но выдержала испытание финансовым крахом и взаимными упреками. Хотите верьте, хотите нет, но мы через не могу, обещая самим себе, что вот-вот бросим это неблагодарное дело, садились за компьютер и рисовали, верстали, выводили в ТОПы. Мы создавали сайты любых тематик, пытаясь вникнуть в тонкости бизнеса клиента. Мы анализировали конкурентов, брали у них все лучшее и отстраивались от них, искали свои «изюминки», и…
…И познакомились с грамотными специалистами, которые поддержали нас в трудную минуту, проанализировали наши действия и указали на ошибки. Эта встреча перевернула наше представление о мире интернет-бизнесе вообще и сайтостроении с SEO-продвижением в частности – за короткий период времени мы стали другими. Умными, целеустремленными, настойчивыми, глядящими в будущее без страха и сомнений.
Да, у нас появилось понимание того, что нужно делать. Чтобы проверить свои догадки, мы решили поговорить с профессионалами. И общение с руководством одной из веб-студий принесло свои плоды. Стали ли мы их филиалом? Об этом вы узнаете в следующей статье. Не пропустите.