Рынок контекстной рекламы ждёт настолько принципиальное изменение, при котором даже Google может потерять лидерство

в 19:59, , рубрики: Песочница, метки: , , , ,

«ABM» когда-то была намного более значимой компанией, чем сегодня. Она была настоящим технологическим лидером. Но однажды она оказалась неспособной увидеть нарождающийся рынок – рынок программного обеспечения. У них была великолепная возможность и отличные позиции. Они могли развить новое направление бизнеса, синергичное предыдущему, и сохранить лидерство в масштабах планеты.

Но в их картине мира не оказалось места для этого понимания этого. И теперь мы нечасто о них вспоминаем… Пальма первенства досталась преемнику — компании ««Майкрософт».Через много лет Билл Гейтс произнёс такие слова: «Больше всего на свете я боюсь пропустить следующее Большое Дело». И знаете что? Он его пропустил. Да, этим «Большим Делом» оказался Гугл.

Гугл. Один из символов нашего времени. Это имя иногда произносится с придыханием и благоговением. Вот уж кто-кто, а Гугл будет существовать вечно, и его ждёт вечный успех, не так ли? Или будущее готовит нам очередной сюрприз?

Хотите заглянуть за ширму происходящего и увидеть, чем отличается реальность от той модели мира, которую нам внушили?

«ABM» => «Мiсrosoft» => «Google».

Если включить воображение, то можно увидеть в этом некую эволюционную цепь:

Машины => Программы => Поиск

Вам не кажется, что чего-то не хватает в этой цепи? Что тут упущено? Чего именно не хватает для логической завершённости? Помните, как Менделеев, при помощи своей таблицы, предсказал существование химических элементов, неизвестных науке того времени? Он даже описал их теоретичесие свойства. Давайте и мы применим этот метод. И тогда мы увидим, что эволюционная цепочка чуть-чуть длиннее, чем кажется.

Она выглядит вот так:

Машины => Программы => Поиск => Контент

Гугл не является логической вершиной! Нас обманули — Гугл вовсе не является конечным звеном эволюционной цепи. Точнее, мы сами себя обманули — «в настройках по умолчанию».

А теперь давайте переключим внимание на рынок контекстной рекламы

Ну так кого или что можно назвать конечным звеном эволюции на рынке контекстной рекламы? Можно ли назвать таковым «Авито» и подобные сервисы? Вы скажете: «Авито» просто великолепен!» Да, но только на фоне других. И успех пришёл к ним не потому, что они такие умные и жизнеспособные, а просто из-за слепоты и бездействия Гугла и Яндекса. Окажись это не так, у Авито исходно не было бы ни единого шанса. Ни одного!

Гугл и Яндекс выступают едва ли не единственными проводниками в Рунете. Польза от них неизмерима. И, вместе с тем, их бизнес-модель ущербна. Отказавшись от формирования определённой части информационного массива на основе собственного контента, они сделали ошибку из-за которой Система (я имею в виду интернет в целом, интернет-систему), вынуждена выполнять некоторые системные функции нелогичным образом.

Игнорируя здравый смысл и принципы научной организации и автоматизации труда, бизнес-модель современных поисковиков навязывает массовому рынку избыточные услуги программистов, оптимизаторов, продавцов ссылок и прочей братии, использующей кустарные методы работы.

Формально Система стремится к развитию, так как этого требует здравый смысл. А фактически, на данный момент, она имеет не так уж и много технических возможностей для этого. Впрочем, это не мешает ей извлекать из «неразберихи» выгоду – больше желающих заплатить больше. Нет, речь не идёт о теории заговора, просто таков статус-кво.

На данный момент система поддерживает принцип «Право сильных» У кого больше денег для покупок ссылок – тот и в выигрыше. У кого самый хитрый оптимизатор – тот тоже в выигрыше. Ну, и плюс те, кто готов переплачивать за контекстную рекламу Остальные 98% предпринимателей страдают от несправедливых условий избыточной, неестественной, несправедливой, искусственно раздутой информационной конкуренции.

При этом на рынке информации нет крупных, сильных игроков, способных создавать всеобъемлющие информационные матрицы. А те, кого мы видим – это мелкие и средние игроки. К таковым относится и «Авито». Для создания полновесных информационных массивов у них нет ни ресурсов, ни методики, ни желания. Пока что они ещё слишком малы (аудитория), слабы (инвестиции), недоразвиты (функционал), и, кроме того, используют только пассивную методику (сбора информации). Поэтому они не смогут стать логической вершиной.

При таком положении дел Система в принципе неспособна создать удобный, ёмкий и достоверный интернет-массив в ближайшие годы. В итоге потери времени и денег продолжат нести как предприниматели, так и потребители.

Находится не всё. Навигация в найдённых сайтах некачественная. Поиск неудобен, длителен. Информационный массив не отвечает даже самым минимальным требованиям полноты и качества. Разве Вы сами не сталкиваетесь с этим каждый раз? Что мы видим? Полупустые сайты. Неуклюжие решения. Мы все с этим сталкивались, не так ли?

А теперь — открытое письмо «Гуглу» и «Яндексу»

«Милые вы наши!

Всем нам надоели «закоулки интернета» — полупустые сайты, где ничего толком не найдёшь и не продашь. Поэтому мы всё чаще и чаще предпочитаем размещать и искать определённые темы в одном единственном условленном месте, о котором знают все и каждый. И этим местом для Рунета постепенно становится «Авито». Медленно, но верно.

На мой взгляд, это должно вызывать очень серьёзную озабоченность у Тебя, Яндекс, и у Тебя, Гугл. Ведь дело идет к тому, что контекстная реклама на Авито начинает конкурировать с контекстной рекламой на Яндексе/Гугле. Многие пользователи имеют закладки – и заходят на Авито минуя Яндекс. Или забивают в его поисковую строку слово «Авито» — как синоним рынку покупок и продаж. И они будут делать так всё чаще. Минуя вас. Понимаете? Вы выпадаете из цепи.

Не полностью, конечно, и не в один момент. Но факт в том, что мы вскоре, по мере развития «Авито», мы увидим ещё более значимый рост их сегмента рынка контекстной рекламы; причём – за счёт немедленного «сжатия» других сегментов (с поправкой на другой тренд – тренд роста рынка контекстной рекламы на рынке рекламы в целом).

Видите что? Ваш рынок растёт, но ваш сегмент уменьшается, а новый вы так и не пожелали занять. Поэтому его займут другие, а ваша прибыль уменьшится; не знаю насколько, но ощутимо, хоть и плавно. Пока вы не ощущаете этого в цифрах, но потери уже налицо – иначе откуда у Авито продажи?

Арифметика элементарна: Авито «ест из той же чашки», что и Вы, Гугл и Яндекс. И если Авито найдёт начнёт «есть» намного больше, то ваша прибыль упадёт. А он это может довольно резко наладить. И неожиданно. Таким образом, ваш отказ от развития приведёт к плавному или резкому проседанию ваших позиций.

Каков Ваш выбор? Пришло время для того, чтобы Вы сделали его. Вы уступите свой статус форвардов перемен и лидеров на рынке контекстной рекламы? Или вы, наконец-то, создадите свои собственные универсальные агрегаторы контента, пользоваться которыми будут все?

Каждый человек, у которого есть доступ в интернет, будет пользоваться этими агрегаторами с завидной регулярностью. Когда выбирает ноутбук или учебное заведение. Когда меняет авто или работу. Когда ищет турпоездку или диван. Когда покупает дом или пиломатериалы. Когда ему нужны отделочники или юристы. Когда подбирает поставщиков, субподрядчиков и подчинённых. И ещё много таких вот «когда». Аудитория Ваших агрегаторов контента – каждый пользователь интернета. Здесь он покупает и продаёт, размещает резюме и устраивается на работу, отправляется отсюда же в свадебное путешествие, а вернувшись, подыщет ипотеку – и купит квартиру. Удобно – всё в одном. У него и почта тут, раз уж он зарегистрированный пользователь Яндекс-агрегатора или Гугл-агрегатора. Мне почему то кажется что и общаться с друзьями будет он в будущем будет тут, а не где-то ещё.

Примечание: только не говорите нам, что Вы уже делаете что-то в этом направлении, например «Яндекс-Недвижимость», или «Яндекс-Работу». Я могу это аргументировать развёрнуто, но ограничусь только замечанием о том, что агрегатор чужого контента – это примерно как чужая жена: нужного результата Вы не получите.

P.S. Форварды рынка закрыты от внешнего мира. И от изменений, которые может предложить им целый мир. Закрыты буквально непроницаемой стеной. И вынуждены вариться в соку своей собственной бюрократической кухни. Поэтому у меня, как и у многих других, тоже не получается донести до них важные идеи в приватной переписке.

Но это не их личная вина, а некая системная закономерность. К сожалению, мир задыхается от невозможности продвижения идей рационализации; задыхается из-за отсутствия крупного технологического игрока, ориентированного на стимуляцию генерирования рацпредложений (социальная реклама), их продвижения (информационная поддержка) и внедрения (инвестиционное обеспечение). Но это тема для другой статьи.

В общем при попытке реализации проекта я потерял всё, что было и залез в долги, а «продать идею» у меня не выходит. Но и «собакой на сене» я уж точно не хочу быть. Поэтому я просто публикую эту статью «на Хабре» — в надежде, что её прочтёт кто-нибудь другой, кто, в отличие от меня, сможет извлечь из этого пользу для общества.

Благодарю за внимание.

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js