EQализация: устранение частотных конфликтов

в 11:00, , рубрики: микширование, Песочница, Работа со звуком, сведение, Эквализация, метки: , ,

Начнем с того, что

Зачастую новички сталкиваются с проблемой неслаженности своей музыкальной композиции: все инструменты по отдельности звучат хорошо, как надо, а в миксе получается невнятная «каша». А причина этого «недоразумения» в особенности строения нашего слухового аппарата, в так называемой слуховой маскировке.

Пара слов о слуховой маскировке

Если инструменты имеют сходные (или пересекающиеся) частотные спектры, то более тихий тембр будет слышен хуже либо мозг слушателя вообще не сможет выделить этот сигнал. Представьте, как Вы стоите на перроне в метро и мило беседуете, а мимо проносится поезд с таким визгом, что Вы перестаете друг друга понимать. Дело в том, что частотный спектр нашего голоса пересекается с частотным диапазоном гула проезжающей электрички — вот Вам и эффект маскировки.

Есть проблема? Найди решение!

К превеликому счастью решение уже давно нашли и без нас, так что нам остается только пожинать плоды и радоваться. Решение это — эквализация.

Эквалайзер (EQ)

Эквалайзер – инструмент корректировки амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) аудиосигнала, то есть это прибор, позволяющий «ретушировать» исходный тембр путем изменения амплитуды его частотной составляющей.
Стоит, наверное, начать с того, что основных типов эквалайзера 2: графический и параметрический. Существует еще парагрфический (гибрид первого и второго типа) и шельфовый, который используется в основном при финальной обработке фонограммы, то есть на этапе мастеринга. В рамках этой статьи 2 последних эквалайзера рассмотрены не будут, ибо не те дебри.

Графический эквалайзер

image
«Железный» графический эквалайзер

image
Программный графический эквалайзер

Подобным образом выглядит графический эквалайзер в аппаратном и программном исполнении. Суть такого эквалайзера довольно проста: крайние полосы, как правило, представляют собой шельфовые фильтры
image
Фильтр Low Shelf(красная линия, крайний левый фейдер графического эквалайзера опущен вниз на -3 дБ) и High Shelf (синяя линия, в таком положении крайний правый фейдер поднят вверх на +6 дБ)

а все остальные имеют «колоколообразную» характеристику:

image

Ширина и частота каждой полосы запрограммирована в таком эквалайзере, поэтому данный тип не отличается гибкостью настройки и вмешивается в исходный аудиосигнал довольно-таки грубо. Поэтому оставим это чудо техники тихо посидеть в сторонке и перейдем к следующему, более важному для нас, типу эквалайзера — параметрический.

Параметрический эквалайзер

image

Данный тип эквалайзера имеет куда более гибкие настройки каждой полосы в сравнении со своим «собратом»:

  • Frequency (Freq)- частота полосы
  • Параметр Q — ширина полосы или «добротность»
  • Gain — уровень усиления (ослабления) выбранной полосы в децибелах (дБ)

Параметрический эквалайзер — находка для решения такого рода задач как устранение частотных конфликтов, так как возможность выбора частоты для корректировки просто необходима. Итак, обо всем по порядку.

Краткий обзор 3-х параметрических EQ

Вы никогда не имели дела с эквалайзером? Как раз на этот случай я представлю Вам хорошие (на мой взгляд) программные EQ.

Примечание: представленные ниже эквалайзеры являются плагинами стандарта VST/RTAS/DX или AU (Mac), требующие наличие хоста (программного секвенсора): Cubase/Nuendo, Sonar, Ableton, Logic Pro, Pro Tools, FL Studio и т.д.

Sonnox Oxford EQ

image

Это «классика жанра» в мире программных параметрических эквалайзеров. Sonnox Oxford имеет 5 секций настройки соответствующих 5 полос, 2 из которых фильтры – High Pass (фильтр высоких частот) и Low Pass (фильтр низких частот).

image
Low Pass (красный) и High Pass (синий)

обладающие весьма неплохой крутизной – 36 дБ на октаву (этого вполне достаточно в большинстве случаев). Имеется 2 блока настроек и кнопки «A» и «B» по центру для быстрого переключения между вариантами этих настроек.

Из «-» я бы отметил следующие:

  • Отсутствие анализатора спектра (но это не критично для EQ)
  • Оба фильтра имеют ограничения по частоте среза, НЧ фильтр 0-400 Гц,
    ВЧ фильтр 1000-20 000 Гц, что не всегда удобно.

EQality от DMG Audio

image

Довольно неплохой эквалайзер c тремя фазовыми режимами (с фазово-частотной характеристикой эквалайзеров при желании можно познакомиться), хорошим спректроанализатором с высоким разрешением, с шестью полосами и 2-мя фильтрами с потрясающим срезом в 48 дБ на октаву. Имеется возможность отката изменений (Undo, Redo), сохранения и загрузки пресетов, а также гибкие настройки интерфейса. Грузит ЦП слабенько, так что можно смело цеплять его хоть на каждую шину в микшере.

Из минусов я бы отметил то, что при миксдауне (рендеринге) в аудиофайл обработка и автоматизация параметров этого эквалайзера куда-то пропадает. Возможно проблема только у меня, но я бы настоятельно рекомендовал проверить этот эквалайзер перед использованием на наличие подобного дефекта.

FabFilter Pro–Q
image

Лично его использую, очень доволен. Можно создать до 24 полос (включая фильтры LP и HP), эквализировать левый и правый каналы по отдельности, имеет 2 блока настроек (как Sonnox) и прекрасный анализатор спектра работающий в двух режимах: Pre-EQ (до обработки эквалайзером) и Post-EQ (после обработки, соответственно). Недостатков, простите, не выявил. Нет, вру я, честному человеку придется выложить за это чудо 150 евро (если это, конечно, можно назвать недостатком).

К сожалению, все эти 3 EQ являются платными, а в качестве бесплатного Вы можете попробовать ReaEQ, входящий в состав пакета ReaPlugs VST FX Suite от компании Cockos (создателя рабочей станции REAPER)

Теперь у Вас уже есть из чего выбрать, поэтому приступим!

Устранение частотных конфликтов

Бас и бочка

Самый распространенный случай – это конфликт баса и бочки, на этом примере и разберем «что к чему». Подобный конфликт не может быть даже частично решен путем панорамирования (удаление двух инструментов друг от друга в пространстве, т.е. по левому и правому каналам), так как оба этих инструмента должны находиться по центру. И решения остается 2: SideChain-компрессия (в интернете достаточно много познавательных материалов на эту тему), позволяющая приглушить бас в момент атаки бочки, и эквализация, когда подобный «кач» (как при SideChain) просто не нужен.

Можно, конечно, изначально подобрать такие бас и бочку, которые не будут конфликтовать друг с другом. Но вот другое дело, когда нравится именно этот бас и именно эта бочка, тут эквализация — глоток чистого воздуха.
Для начала эквализации в разрыв (Insert) баса и бочки необходимо «повесить» по эквалайзеру (что, надеюсь, не вызовет затруднений) и включить анализатор спектра (в цепи — после EQ), либо уши, если вы доверяете своему безупречному слуху, а лучше и то и другое. Если в вашем эквалайзере нет встроенного спектроанализатора, я бы посоветовал использовать SPAN от Voxengo – хороший (а самое главное бесплатный) анализатор, ознакомится с которым вы можете тут.

image

На этом снимке изображен процесс работы анализатора при параллельном включении. В таком режиме SPAN способен анализировать два аудиосигнала в одном окне, что несомненно удобно. Подобное Вы сможете повторить и у себя дома, это совершенно безопасно, и даже полезно! Здесь сказано, как это сделать.

Итак, перед нами 2 спектра (слева спектр баса, а справа бочки):
image

Так как бочка с ярко выраженной низкочастотной составляющей (крайний большой горб), погасив которую мы потеряем всю динамику оной, задача становится сложнее. Если подобрать горб в районе 150 Гц (второй малый горб), можно потерять характерный пинок бочки и получить бубнящую болванку.
Исходя из того, что в проекте есть саб-бас, занимающий полосу до 90 Гц, мы подберем у баса все ниже 90 Гц и узкой полосой (вырезаем всегда узкой полосой!) режем у баса 150-160 Гц (Чуть правее горба). Это будет выглядеть примерно так:

image

Примечание: конфликт саб-баса и бочки в данном случае был устранен с помощью SideChain-компрессии.

У бочки можно выделить характерный щелчок для лучшей читаемости в миксе. Чтобы понять, где этот щелчок находится, необходимо создать узкую полосу в районе 1000 Гц, поднять ее на 6-9 дБ и пройтись этой полосой до 2000-3000 Гц (редко чуть выше), вы должны его услышать. Определив то самое место, где «спрятался» клик бочки, опускаем полосу до 2-4 дБ (главное не переборщить) и делаем ее чуть шире:

image

Необходимо запомнить 2 очень важных правила:

  • Вырезать необходимо узкой полосой, добавлять широкой, причем, чем выше частота, тем шире полоса (меньше параметр Q);
  • Выполняя эквализацию инструментов при сведении материала, старайтесь сначала вырезать (фильтровать), а уж потом поднимать частоты.

Устранение конфликта баса и бочки методом эквализации дело не всегда простое, зачастую требующее творческого подхода. Если «горбы» этих инструментов сильно перекрывают друг друга, возможно, стоит задуматься о смене бочки, эквализация в подобном случае может испортить весь микс.

Конфликт баса и инструментов среднего частотного диапазона

В среднем частотном диапазоне находятся практически все инструменты и многие из них имеют низкочастотную составляющую (гулы и шумы), которая может конфликтовать с басом. Поэтому у многих можно подрезать низы без ущерба звучанию партии в миксе.
Создаем Low Pass фильтр на выбранном инструменте, нажимаем «Play» и начинаем прибирать низы до тех пор, пока вы не почувствуете изменений.

image

Примечание: в данном случае не используйте слишком большую крутизну среза (36 или 48 дБ), чтобы оставалось что то вроде «кроссфейда» спектров.

Главное чтобы партия звучала «как надо» в миксе, а не отдельно, именно поэтому мы режем низы при воспроизведении. Как только вы почувствуете, что тембр начинает терять плотность, остановитесь и сделайте небольшой откат. Таким образом, можно поработать со многими инструментами и устранить большинство конфликтов в нижней середине.

Частотные конфликты инструментов

Со всеми остальными инструментами дело обстоит куда проще, чем с басом и бочкой, хотя бы только потому, что можно панорамировать эти инструменты в разные каналы, пользуясь одним очень важным правилом: чем выше частотный диапазон, занимаемый инструментом, тем дальше от центра его можно панорамировать. После этого их можно эквализировать, исходя из их положения в пространстве.

Несколько слов о «нише» для вокала

Если в Вашей композиции присутствует вокал, то для него необходимо освободить место, иначе конфликт с инструментами среднего частотного диапазона просто неизбежен. Благо вы уже знаете, что такое анализ спектра и как его применить при эквализации. Почему именно освободить место, а не прибрать в некоторых местах сам вокал? Дело в том, что вокал эквализируется минимально и очень осторожно, вырезаются в вокале чаще всего низы (до 150-200 Гц) и небольшой участок в районе 1000 Гц, чтобы устранить неприятный «носовой» призвук.

Подводя итоги

  • Перед эквализацией инструментов выполните панорамирование, пользуясь одним очень важным правилом: чем выше частотный диапазон, занимаемый инструментом, тем дальше от центра его можно панорамировать. Важно знать: панорамировать можно все, кроме баса, бочки и основного вокала.
  • Начните устранение частотных конфликтов с баса и бочки, постепенно переходя к более «высоким» инструментам.
  • При анализе спектра выделяйте его сильные части. Визуально они проявляются в виде «горбов».
  • Если «горбы» баса и бочки сильно перекрывают друг друга, возможно, стоит задуматься о смене бочки, эквализация в подобном случае может испортить весь микс, лишить его напористости.
  • Вырезать частоту следует узкой полосой, а добавлять — широкой.
  • Отфильтровав низы инструментов среднего частотного диапазона можно устранить большинство конфликтов в нижней середине.
  • При работе с вокалом важно освободить под него место в миксе, а ни в коем случае не наоборот.
  • Эквализация – вмешательство в АЧХ инструмента/тембра, будьте осторожны – знайте меру.
  • Не выполняйте всю эквализацию «от и до» в одну сессию, давайте ушам отдохнуть, они быстро привыкают к звучанию (к «неправильному» в том числе).
  • Если к какому нибудь инструмент приходится применять много эквализации, задумайтесь, возможно этому инструменту не место в миксе.

Важно: в некоторых моментах данной статьи отражена субъективная точка моего зрения; все описанное здесь не аксиома и имеет познавательный характер.

Друзья, коллеги, успехов Вам во всех творческих начинаниях!

Автор: HungryGod

  1. Сергей:

    Отличная статья!
    У меня вопрос… А обязательно ли использовать программный эквалайзер? Можно ли купить железные версии? И какие лучше? И в плане цены и в плане звучания…

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js