Начало истории здесь
Караван-сарай: заставленные снедью столики, ковры на стенах, грязный пол. Из угла на посетителей взирает статуя Будды. Принц Калаф и мудрецы Дивана пробуют напитки, курят кальян и беседуют.
Мудрецы: Принц, вы обещали опровергнуть солипсизм. Мы с нетерпением вас слушаем.
Калаф: Ну, это тривиально. Вспомните недавнюю беседу во дворце. Я утверждал, что каждого субъекта необходимо идентифицировать, то есть присвоить ему отдельный идентификатор. Зачем?
Мудрецы: Чтобы отличать одного субъекта от другого.
Калаф: Верно… А вы сами себя отличаете?
Мудрецы: Что за вопрос?! У каждого из нас имеется собственное «я», позволяющее отличать себя от других людей.
Калаф: Выходит, каждому из вас, как и любому другому существу, присвоен отдельный идентификатор?
Мудрецы: Спасибо Будде! Будда велик!
Кланяются статуе Будды.
Калаф: Таким образом, ваше собственное «я» для того и существует, чтобы отличать вас от других существ, тоже обладающих собственным «я»?
Мудрецы: Ну да. Точно так.
Калаф: Так какого рожна вам, обладающим собственными «я», нужно опровержение солипсизма, разве он уже не опровергнут?! Что утверждает солипсизм? Он утверждает, что существует только ваше «я», а никаких других «я» не существует. Однако в этом случае тому, кто создал наше мироздание…
Мудрецы: Будде?
Калаф: Ага, Будде!.. Так вот, в этом случае – если бы существовало только ваше «я», – Будде не потребовалось бы вас идентифицировать. Именно наличие у вас собственного «я» как идентификатора субъекта доказывает существование других «я», потому что нельзя же считать Будду неумехой, который создает мироздание без должного понятия о его структуре?!
Мудрецы: Что вы, принц, конечно, нельзя! Мы поняли и согласны. Теперь, если кто заикнется в нашем присутствии о солипсизме, мы засмеемся ему в лицо и воскликнем: «Мое собственное «я» говорит об обратном! Будда велик!».
Автор предупреждает!
Прошлые приключения принца Калафа довольно живо обсуждались на Хабре. В процессе обсуждения было высказано множество увлекательных догадок – в частности, что автор поста:
а) мудак,
б) осел,
в) тролль.
Хочется верить, что предъявленные обвинения не соответствуют критерию фальсифицируемости Поппера. Тем не менее во избежание последствий прошу не читать данный пост лицам, страдающим эпилептическими припадками, а также выпускникам физико-математических школ, которые не в состоянии представить, что материя – тоже информация. Для подтверждения того, что вы поняли и согласны, тыкните мышкой кат. Если ваше техническое образование не позволяет с этим смириться, а почитать хочется, попросите тыкнуть жену или ребенка – они все равно ни черта не соображают, им простительно.
Да, людям без чувства юмора чтение также не рекомендуется. Прошу подтвердить.
Калаф: С солипсизмом разобрались, слава Будде.
Мудрецы: Вы такой умный, принц…
Калаф (скромно): Да, я такой.
Мудрецы: А не могли бы вы представить более полную структуру вашего информационного человека?
Калаф: Завтрашним утром я покидаю Пекин, но постараюсь успеть. Начну с того, на чем остановился в разговоре с принцессой Турандот. Система информационного человека имеет три идентификатора, обозначающих внутреннюю структуру, и признаки, относящиеся к области запредельного.
Мудрецы: Да-да, мы помним.
Калаф: Поясняю: не каждому человеку соответствует своя таблица, как вы могли подумать, а имеется общая таблица мироздания, в которой каждый из нас обозначен собственным идентификатором.
Рисует прутиком на грязном полу.
Каждый объект в таблице мироздания представляет собой совокупность его восприятий со стороны субъектов.
Мудрецы: Мы понимаем.
Калаф: С идентификаторами разобрались, переходим к признакам. Как я объяснял ранее, признаки являются для системы запредельными, привнесенными извне, тем, что в самой системе никак не может быть определено. В данном примере это название объекта. Во время моих объяснений принцессе я слышал, как кто-то в толпе кричал о неправомерности применения тезауруса при решении проблемы «гипоним-гипероним». Вы знаете, этот крикун прав: никаких вербальных значений в таблице мироздания быть не может.
Мудрецы: А что тогда есть?
Калаф: То единственное запредельное, что человеку доступно.
Мудрецы: Что? Что же это?
Калаф: Ощущения, само собой разумеется. Человеку доступны пять ощущений: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Именно они наполняют содержанием окружающий человека мир, тогда как все остальное – я имею в виду идентификаторы, – лишь структурирует данное содержание. Вот как должна выглядеть таблица мироздания в более полном виде.
Рисует.
Как можно охарактеризовать апельсин в качестве материального объекта? Как нечто шарообразное и оранжевое, не издающее звуков, имеющее приятный запах и вкус. Данные наших органов чувств изначальны, их нельзя как-то определить из самой информационной системы, потому что они запредельны. Поэтому бытие для нас – это наши ощущения.
Мудрецы: Это сложно отрицать. Но нам кажется, уважаемый принц, ваших сведений недостаточно. В данной системе недостает самого человека, в частности человеческого тела, ибо наряду с собственным «я», установленным идентификатором ID_3, каждый из нас воспринимает также собственное тело как принадлежащее ему и никому больше.
Калаф: Вы совершенно правы… если не знать о том, как идентификаторы и признаки соотносятся между собой.
Мудрецы: А как они соотносятся?
Калаф: Каждому идентификатору, определяющему внутреннюю структуру, соответствует набор признаков, определяющих внешнее содержание. Потому что структурироваться может именно содержание: сами по себе идентификаторы бессмысленны, так как определяют в таком случае пустую систему. ID_2 представляет собой ссылку на ID_1, следовательно нам необходимо установить признаки, соотносящиеся с идентификаторами ID_1 и ID_3. Какие имеются предложения?
Мудрецы: Это так неожиданно… Нужно подумать…
Калаф: Думать будете завтра, когда я оставлю Пекин. Ладно, не стану томить приятелей – признаки соотносятся с идентификаторами следующим образом.
Пририсовывает к картинке стрелки.
Мудрецы: У вас имеются доказательства или эта непостижимая для смертных мудрость?
Калаф: Какая там непостижимая! Вы просто не задумывались на эту тему, а задумайтесь, и все станет ясно как дважды два. Люди чувствуют совершенно одинаково, в этом смысле им легко договориться между собой. Разве не очевидно, что, к примеру, зрение дает представление об объектах, но при этом – никакого представления о субъекте? Когда вы наблюдаете объект зрительно, это в любом случае объект, но ни в коем случае не субъект: в визуальном отношении вот эта пиала или это кальян (указывает на них) ровно такие же объекты, как моя рука или нога (демонстрирует). Если ориентироваться на зрение, установить, где мое тело, а где окружающие его предметы, я могу исключительно умственно.
Мудрецы: Пожалуй, что так.
Калаф: С другой стороны, признаки, которые соотносятся с отвечающим за субъект ID_3, показывают лишь субъект. Например, осязание. Вы в самом деле считаете, что тактильные ощущения воспринимаются кожей, потому что на коже находятся соответствующие рецепторы?
Мудрецы: Ну… вообще-то считаем.
Калаф: Ох, не смешите мои подметки! Может, наоборот? Осязание относится к субъектности, поэтому все, что вы воспринимаете тактильно, принадлежит вашему телу? Почувствуйте разницу: зрение относится к объектности, поэтому любой зрительный образ – это объект, а осязание относится к субъектности, поэтому любое тактильное восприятие – это субъект. То же с остальными ощущениями: одни принадлежат объектности и характеризуют внешние в отношении вас объекты, тогда как другие относятся к субъектности и характеризуют вас как субъект. И это субъект – не какой-то там идентификатор, а вполне материальное тело с руками и ногами.
Рисует на грязном полу прутиком – что-то совсем простенькое, типа этого:
Одними ощущениями человек воспринимает свое тело в качестве субъекта, другими ощущениями – окружающий себя внешний объектный мир, в результате чего появляется человек, в привычной ему ментальной объект-субъектной оболочке.
Мудрецы: Какой неожиданный поворот! Однако, принц, вам не хватает важной детали.
Калаф: Какой?
Мудрецы: Ума.
Калаф: Намекаете, что я мудак? Знаем, слыхали…
Мудрецы: Что вы, уважаемый принц, мы намекаем на отсутствие в вашей концепции
Калаф: Действительно, про
Мудрецы: Как так?
Калаф: Когда мы приняли в качестве аксиомы информационный характер нашего мироздания, мы тем самым вывели носитель этой информации из области нашей компетенции. Мироздание, включая нас с вами – информация. Вероятно, данная информация записана на каком-то носителе – мы обязаны это предположить, поскольку в нашем мире информация всегда записывается на материальном носителе. Но на каком именно носителе записано наше мироздание, нам никогда не установить, ведь носитель находится за пределами нашей системы. Это известно тому, кто создал нашу информационную систему – Будде…
Все смотрят на Будду в углу и кланяются.
Однако, в рамках нашей информационной системы материя – всего лишь данная нам в ощущениях материя, которая может быть использована в качестве материального носителя. Она и используется, не только людьми в письменности, но и самим Буддой, когда он своим всемилостивейшим решением запрограммировал людей на саморазмножение.
Мудрецы: Хотите сказать, что человеческий
Калаф: Данный взгляд почти соответствует обыденному восприятию. Мысли действительно записаны в мозгах, тем самым мы имеем одну информационную систему, состоящую из элементов другой информационной системы, поэтому я и утверждаю, что это системы разных уровней.
Мудрецы: Извините, но если материя – информация, о чем мы условились… как можно получить из элементов одной информационной системы другую информационную систему?
Калаф: Нет ничего проще. Представьте символ, принадлежащий одной информационной системе. Пусть это будет иероглиф «А».
Мудрецы: Представили.
Калаф: А теперь возьмите много иероглифов «А» и выложите из них большой иероглиф «Б». Разве это не возможно?
Мудрецы: Возможно, конечно же.
Калаф: Полученные системы будут представлять собой информационные системы разных уровней: на нижнем уровне находится много иероглифов «А», а на верхнем уровне – один большой иероглиф «Б». Это позволяет понять, почему человеческий
Что опять-таки соответствует обыденным представлениям, что мир разделяется на материальное и умственное.
Мудрецы: А какова структура второй таблицы?
Калаф: А если я скажу, что не знаю?
Мудрецы (разочарованно): О-о-о-о!
Калаф: Спокойствие, некоторые соображения на этот счет у меня имеются. Прежде всего… Но что там за шум?
Поблизости в самом деле слышится женское взвизгивание, затем возня, затем в караван-сарай врываются люди с палашами наголо, в прикрывающих лица черных повязках.
Люди с палашами: Всем оставаться на местах! Спецоперация!
Все застывают на местах.
Калаф (мудрецам): Что это за воины?
Мудрецы: Императорская охрана.
Императорская охрана (при виде принца): А, вот он где!.. Остальные, вон отсюда! Брысь, кому сказано!
Остальные в страхе разбегаются.
Калаф (в неприятном изумлении): Так вы меня разыскиваете, достойные?
Императорская охрана: Тебя, тебя… Приказано разыскать и доставить во дворец, к принцессе Турандот.
Калаф: Ах, вот оно что! (Мудрецам). Послушайте, любезные, а у вашего императора нет младшей дочери, не с таким сволочным характером?
Мудрецы: К сожалению, уважаемый принц.
Калаф: А, черт… Вот как чувствовал, что не успею про
Императорская охрана: Ну, чего встал? Руки за голову и вперед.
Через минуту в караван-сарае никого не остается, один непрошибаемый каменный Будда в углу. Внезапно губы статуи раздвигаются в лукавой улыбке, и Будда произносит себе под нос:
Будда: Вот наглец, сукин сын! А ведь он почти догадался, почти догадался!
Автор: mikejum