Электросамокат как персональный транспорт

в 13:43, , рубрики: Песочница, метки: , ,

Сейчас вокруг нас появляются новые средства передвижения, которые пока воспринимаются скорее как игрушки для удовольствия, чем транспорт. Но, возможно, в течении достаточно короткого времени произойдет изменение отношения к электросамокатам, моноколесам и другим легким и доступным электрическим устройствам. Для удобства, пожалуй, стоит объединить их всех одним именем — персональный портативный электротранспорт.

image

Давайте рассмотрим плюсы и минусы использования персонального электротранспорта, посчитаем примерную стоимость использования и поразмышляем на тему того, могли бы мы использовать его как утилитарный транспорт, а не для того, чтобы просто покататься в выходной день в парке.

Сценарии использования

Есть 2 основных сценария использования персонального портативного транспорта:

1 — нам нужно попасть из пункта А в пункт B. Всю дорогу мы проезжаем на нашем персональном средстве передвижения. У каждого свои предпочтения касательно максимально возможной дистанции, подходящей погоды, настроения, усталости. Мой личный опыт такой:

  • нужна плюсовая температура
  • отсутствие сильных осадков
  • хорошее настроение

Тогда, нормальным расстоянием для меня будет около 15 километров в условиях города, которые я смогу с удовольствием преодолеть на велосипеде или электросамокате, предпочтя такой транспорт автомобилю или метро. Многократно ездил по такому маршруту:

image

2 — нам нужно попасть их пункта А в пункт B, расстояние между которыми не позволяет комфортно передвигаться на своем персональном электротранспорте — слишком далеко, слишком плохая погода, не подготовленная инфраструктура (например, есть только обочина скоростного шоссе без альтернативных путей объезда).

В таком случае, путь разделяется на три участка А-B B-C и C-D, где А-B и C-D — это участки, где мы передвигаемся «своим ходом” а B-C — это участок, где нас везет метро, монорельс или электричка.

Собственно, такой вариант использования — это тот путь, с помощью которого ежедневно в крупных городах добирается на работу большинство из тех, кто не может/не хочет ездить туда на своем автомобиле.

Требования к средству передвижения в зависимости от сценария использования будут разными. Если нужно передвигаться по первому сценарию, то, в целом, будет почти все равно, какой у нашего средства передвижения вес и портативность (если конечно не затрагивать особенности храниения/парковки, наличия лифта дома итд) Зато, важен будет общий комфорт езды, пробег на одном заряде и максимальная скорость. Скорее всего, оптимальным средством передвижения под первый сценарий будет полноценный электровелосипед с большим аккумулятором и мощным двигателем.

Для второго сценария крайне важной становится сама возможность пересаживаться в общественный транспорт, поэтому вес и складываемость будут более важными параметрами, чем максимальный пробег и скорость. Оптимальными средствами тут выглядят не большие, легкие и складные конструкции: моноколеса, электросамокаты, ховерборды.

Расчет стоимости использования

Тут я хочу сразу сказать, что расчет скорее гипотетический, это связано с тем, что полноценной статистики по ресурсу различных персональных электрических средств передвижения найти не удалось. Для примерного расчета я возьму достаточно дорогой и качественный электросамокат, владельцем которого я являюсь. Чтобы рассматривать его как “сферического коня в вакууме” не буду указывать модель и производителя, рассмотрим характеристики и цену.

  • Емкость аккумулятора — 500 ватт часов
  • Максимальная скорость — 30 км/ч
  • Пробег с одного заряда (в тепличных условиях, плюсовая температура, не много подъемов, нет сильного ветра) — 35 километров
  • Время полного заряда — 2 часа
  • Вес 11 килограмм
  • Быстро складывается до очень компактного состояния

От самоката прямо таки веет надежностью, и я вполне серьезно рассчитываю на 600 полноценных циклов использования. Что выйдет из строя раньше — не знаю, посмотрим: может быть это будет аккумулятор, может быть колеса или амортизаторы. Стоимость самоката 60000 рублей. Получается 100 рублей за цикл или, если проезжать по 25 км между зарядками, то по 4 рубля за километр.

Стоимость электричества пренебрежительно мала в данном случае: емкость аккумулятора в пол киловатт часа, даже если принять кпд зарядки как 50%, сделает стоимость заряда равной 3 рублям по самому дорогому тарифу, то есть, не больше 3% от стоимости ресурса.

Сравнение стоимости использования с другими способами передвижения: личный авто, такси, маршрутка/автобус/троллейбус

Личный автомобиль

С личным авто, конечно, сравнивать сложнее всего — стоимость использования различных автомобилей может различаться на порядок. Если считать стоимость использования при ежедневных поездках бюджетного автомобиля по очень приблизительной формуле: (стоимость топлива)х2 когда такая же сумма, что мы тратим на топливо откладывается на ТО, страховку, замену авто на новый, то, опять же приблизительно, в городском цикле пробег в 100 километров пути будет обходится нам примерно в 700 рублей (по 350 на топливо и ресурсные траты).

Итого один км — 7 рублей.

Такси

По данным Яндекс такси:
Средняя дальность поездки — 23 километра;
Средняя стоимость — 560 рублей.

Получаем среднюю стоимость километра 20 рублей.

Маршрутка/автобус/тролейбус

Средняя стоимость поездки — 40 рублей
Средняя дистанция — 5 километров

Итого 8 рублей за километр.

Итак, рассмотренный электросамокат (напомню, что один из самых дорогих на рынке) получается дешевле в использовании чем любая классическая альтернатива.

Средняя скорость

По субъективным впечатлениям поездки на дистанции до 5 км однозначно быстрее, чем на автомобиле (где потеря времени происходит на завести/прогреть/выехать с парковки/припарковаться) и тем более быстрее общественного транспорта (где нужно дойти до остановки, дождаться, дойти от остановки).

По моей оценке при максимальной скорости в 30 километров в час, средняя скорость получается около 20 километров в час: потеря времени происходит на светофорах и подземных переходах. Конечно, она сильно зависит от стиля езды и состояния дорог.

Средняя скорость передвижения на автомобиле в Москве составляет 55 километров в час, но включая в себя и ночной МКАД и центральные переулки во время утреннего или вечернего часа пик, является недостаточно детализированным параметром.

По, опять же, личным наблюдениям в те моменты когда на светофорах скапливается столько автомобилей, что они не успевают проехать за один цикл светофора, передвижение на самокате становится более быстрым, чем автомобильное.

Вывод

С несколькими допущениями можно утверждать, что передвижение на электросамокате дешевле и сравнимо по затратам времени в условиях мегаполиса с автомобилем, такси и общественным транспортом.

Дорогие компактные модели можно использовать для обоих типичных сценариев (как поездки от точки А к точке B, так и поездки, когда персональный транспорт используется для преодоления “первой” и “последней мили” со скоростным общественным транспортом посередине).

Более дешевые или специализированные модели, возможно, будет эффективнее использовать для решения только одной задачи — или относительно длинные поездки от точки до точки на тяжелом ресурсном электро велосипеде с большой максимальной скоростью, либо, наоборот, только короткие поездки в стиле “до метро и от метро” на более простом электросамокате или ховерборде.

Субъективный вывод

Главное — перестроить свое восприятие 11 килограммовой игрушки. На ней можно не только с удовольствием гонять по веложорожкам в парке, но и очень эффективно передвигаться в ежедневном режиме.

В комментариях с удовольствием узнаю о вашем опыте использования персонального электротранспорта для решения ежедневных задач.

Автор:

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js