В распоряжении «Ведомостей» оказалась копия законопроекта, регулирующего работу мессенджеров в России. Его авторы предлагают внести в законы «Об информации...» и «О связи» поправки, дополняющие их новым понятием «информационно-коммуникационных сервисов» – «услуг передачи текстовых, голосовых и графических сообщений, технологически неразрывно связанных с услугами связи, оказываемыми третьими лицами на сетях передачи данных операторов связи». Речь прежде всего о мессенджерах, считают ознакомившиеся с текстом документа сотрудники нескольких интернет-компаний и операторов связи; впрочем, теоретически под действие закона могут подпасть и социальные сети – в них тоже можно обмениваться сообщениями.
Вот такие новости пришли из Роскомнадзора 9 декабря. Не смотря на то, что РКН отрицает реальность документа, тема не теряет актуальность: операторы большой тройки уже несколько лет пытаются как-то протолкнуть нормы о хоть каком-то регулировании деятельности мессенджеров, так как они наступают на операторов по всем фронтам: количество отправляемых SMS падает с каждым днем, а следовательно, падают и доходы операторов.
Ты помнишь, как все начиналось
По расчетам Ovum, из-за популярных мессенджеров мобильные операторы недополучили в 2013 году $32,5 млрд. Однако обмен текстовыми сообщениями лишь первая беда сотовых операторов. Вторая — голосовые вызовы, VoIP (Voice over Internet Protocol). И здесь аналитики пророчат мессенджерам большое будущее. Так, по данным WhichVoIP.com, к 2017 году мировой объем услуг VoIP достигнет $82,7 млрд. Разумеется, операторам связи не хочется превращаться просто в поставщика инфраструктуры и они ведут ожесточенную борьбу, в том числе в России. Как минимум с 2013 года операторы пытаются подтолкнуть РКН к активным действиям.
Еще в 2013 году компания МТС обратилась к Роскомнадзору с жалобой на сервис голосовых звонков Skype. Замруководителя Роскомнадзора Олег Иванов 3 июля направил компании МТС письмо, в котором сообщает, что служба не будет лицензировать Skype и регулировать его работу в России. Закон о связи устанавливает «правовые основы» в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, говорится в документе. Skype же не имеет филиалов и представительств на территории России, а юридическое лицо компании зарегистрировано в Люксембурге. Поэтому государственный контроль или надзор за деятельностью Skype по российскому законодательству «невозможен». Но даже если бы Skype захотел завести представительство в России, то его лицензирование все равно было бы невозможно, отмечает Иванов: правительство еще в 2005 г. утвердило список услуг связи, для оказания которых нужна лицензия. Услуга, которую предоставляет Skype, в него не входит, заключает чиновник.
Второй аргумент нельзя назвать точным, так как деятельность Skype подпадает под услугу «передача данных с целью передачи голосовой информации», но вектор мысли регулятора был понятен: мессенджеры мы трогать не будем. Операторы связи продолжали попытки в публичном пространстве:
Концепция изменилась
Прикрывшись «сложной геополитической обстановкой» операторы таки смогли значительно продвинуться в вопросе регулирования деятельности мессенджеров. Исходя из сообщения Ведомостей, можно сделать вывод, что регулирование деятельности компаний, которые выпускают мессенджеры, будет отчасти схожа с регулированием деятельности виртуальных мобильных операторов. Специфика правового статуса виртуального оператора определяется Приказом Минкомсвязи РФ от 29.12.2008 N 116 «Об утверждении требований к оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи при использовании бизнес-модели виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи» и заключается в том, что виртуальные операторы обязаны заключать договоры с реальными операторами. OTT сервисы тоже хотят заставить заключать договоры с операторами.
В противном случае, оператор связи сможет не пускать трафик мессенджера по своим сетям. Это тоже удивительно, так как полностью противоречит принципам сетевой нейтральности — Федеральная Антимонопольная Служба подготовила и направила в Правительство Российской Федерации «Доклад о целесообразности внедрения на сетях электросвязи принципов сетевого нейтралитета» во исполнение Плана мероприятий «Развитие конкуренции в сфере электросвязи».
В докладе предлагается закрепить положения, определяющие политику Российской Федерации в области сетевого нейтралитета, в следующих нормативно-правовых актах: в Федеральном законе «О связи», Правилах присоединения сетей электросвязи, Правилах оказания услуг связи. Блокирование какого-либо трафика полностью противоречит принципам сетевой нейтральности, но, видимо, принцип сетевой нейтральности будет закреплен (или вообще не будет закреплен) позже порядка регулирования OTT-сервисов. Но заключение договора с оператором связи не самое страшное, что может произойти с компанией.
Беда не приходит одна
Помимо пресловутой блокировки трафика в статье Ведомостей формулирует указание на то, что компании, выпускающие мессенджеры, будут признаваться организаторами распространения информации.
Организатором распространения информации в сети «Интернет» является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет».
(с) ст.10.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Как видно из этого определения, мессенджеры подпадают под эту дефиницию — но под нее подпадают практически все и поэтому решение вопроса о применении или неприменении норм об организаторе распространения информации к тому или иному сервису ложился на плечи Роскомнадзора. Автор статьи об организаторах распространения информации и локализации персональных данных вынес в эпиграф очень подходящую цитату из романа «Атлант расправил плечи»:
Вы действительно думаете, будто мы хотим, чтобы эти законы соблюдались? — начал доктор Феррис. — Мы хотим, чтобы они нарушались… Крайне сложно управлять невинными людьми. Единственная власть, которой обладает правительство, — сила, способная сломать преступный элемент. Ну а если преступников недостаточно, нужно их создавать. Принимается такое количество законов, что человеку невозможно существовать, не нарушая их.
Организатор распространения информации обязан:
1. Хранить на территории Российской Федерации информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информацию об этих пользователях в течение шести месяцев с момента окончания осуществления таких действий, а также предоставлять указанную информацию уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.
2. Ставить СОРМ
3. Уведомлять РКН о начале осуществления деятельности (Сделал сайт с возможностью комментировать — пиши в РКН).
Санкции за нарушение данных обязанностей неслабые:
1. Штраф до 500 тысяч рублей
2. Блокировка на территории РФ
Самое забавное, что в статье про организаторов распространения информации сказано, что ее положения не распространяются на операторов связи. Таким образом, мессенджеры попали под двойной удар, так как признавать их полноценными операторами вроде как не собираются.
Что делать?
Будем надеяться, что эти поправки удастся отбить и они никогда не получат юридической силы. Также необходимо помнить о нормах об организаторах распространения информации, которые уже действуют (!): с помощью статьи 10.1 ФЗ «Об информации...» можно убить практически любой интернет-проект. Если поправки пройдут, то можно будет похлопать работникам операторов связи, отвечающим за работу с органами государственной власти — работа колоссальная.
В следующей статье мы попробуем разобраться какие мессенджеры могут попасть под юрисдикцию РФ и будут обязаны соблюдать нормы российского закона.
Автор: Испанский лётчик