Овощной магазин на перекрестке, неподалеку от университета в городе Беттендорф, в Айове пустовал после того как компания, содержавшая его, обанкротилась. Долгое время это место было пристанищем подростков, которые бегали туда курить и кататься на скейте. Однако совсем недавно, бывший овощной супермаркет зажил новой жизнью: на стенах больше нет граффити, в темных углах не кучкуются тинейджеры. Вместо всего этого теперь на площади в 57 000 метров располагается 6 мегаватный датацентр, где майнят биткоины.
Джаред Смит, студент старших курсов инженерного факультета государственного университета Айовы рассказал о том, как начал майнить биткоины ради забавы, во время прохождения стажировки в дата-центре Colohub, где он изучал инженерное оборудование. Джаред вспоминает, как статья про майнинговую ферму в Сиэтле, с доходом 8 миллионов долларов в месяц, разожгла его интерес к криптовалютам.
И тогда я подумал, у нас же есть возможность сделать что-то в три раза более мощное: у нас есть подключение к интернету, дешевая электроэнергия и лучшая система охлаждения в мире.
Все эти факторы являются важными конкурентными преимуществами в ходе крайне энергозатратного процесса майнинга биткоинов. {Суть майнинга сводится к тому, что компьютеры решают сложные криптографические задачи, для того, чтобы обезопасить и подтвердить биткоин-транзакции. Биткоин не обеспечен поддержкой правительства или какой-либо крупной структуры, это распределенный публичный регистр имя которому блокчейн, и в нем фиксируются документы и регистрируются все без исключения транзакции. Транзакция верифицируется в ходе математической операции, которую осуществляет майнер. Майнеры работают ради награды: сейчас вознаграждение майнера за добытый блок приносит 25 биткоинов (один биткоин, на момент написания статьи, стоит 234 $)}
В дата-центре Colohub работают 12 Антмайнеров, каждый из которых стоит порядка 600$, три новых машины появились на прошлой неделе. Вскоре Джаред планирует увеличить число майнеров до 24х, а в случае развития благоприятного сценария, Смит полагает, что количество майнеров может увеличиться до 1600 машин.
Я твердо убежден в том, что ферма Colohub может стать самым крупным майнинговым центром в мире, — считает Смит.
Впрочем, такое заявление звучит несколько самонадеянно, учитывая тот факт, что майнинговая ферма с 3000 машин составляет лишь 3% от майниновых мощностей сети Биткоин. Все майнеры работают, как часть общего пула, управляемого его разработчиком. Как только блок найден, проценты начисляются каждому, пропорционально количеству затраченной вычислительной мощности.
По словам Смита, у него есть семь машин, которые приносят чуть более 20 долларов в день. Принимая во внимание дешевое, по местным меркам, электричество, у него уйдет немногим больше 200 дней, чтобы вернуть вложения в машины.
Мы только начинаем, и пока что сами не знаем, во что все это выльется, но у нас определенно есть потенциал к росту, — говорит Смит. Все мои математические расчеты верны и подтверждаются на практике.
Однако, люди знакомые с майнингом не понаслышке, отлично знают, что математические модели – это еще не все. Существует еще масса других, непредсказуемых факторов, включая, в том числе, и волатильную стоимость биткоина, равно как и хэшрэйт сети (сложность майнинга биткоинов со временем увеличивается).
Когда хэшрэйт растет, ваша прибыль улетучивается: Биткоин-майнинг похож на бег по кругу: чем больше майнинговых ресурсов, тем меньше прибыль. Если цена биткоина растет, ваша прибыль вырастает лишь временно – к сети подключаются новые майнеры, которые тянут на себя одеяло. Но если цена биткоина падает, то у вас проблемы.
Тем не менее, у Colohub есть много преимуществ: низкая стоимость электроэнергии и новейшие майнинговые комбайны. Если резкого притока майнеров и серьёзного падения стоимости в ближайшее время не произойдет, то компанию ждет прибыль. Но если рынок будет нестабильным, возможно, им даже не удастся отбить затраты на оборудование.
“Это что-то вроде рулетки: высокие риски – большая выручка. Так что, если не привлекать капиталы инвесторов, а вкладывать собственные средства, в какие-то моменты игра становится более, чем захватывающей», — говорит Йифу Гуо, создатель первого в мире профессионального майнера. Он также поделился своим наблюдением о том, что логика математических построений впоследствии работает на практике (если подсчеты верны), но рисков от этого меньше не становится.
«К тому же, — добавил он, — если вы думаете организовать майнинговую станцию, почему бы просто не вложиться в биткоины? Это часть той же лотереи. Если у вас есть миллион долларов для инвестиционных вложений, то для вас существуют гораздо менее рискованные инвестиционные решения, чем майнинг биткоинов»,- считает Йифу Гуо.
“Но если разбираться в вопросе, то майнинг биткоинов не покажется таким уж сложным, и может превратиться в прибыльный бизнес, математика не врет,- говорит он. Майнинг биткоинов – это одна из тех немногих схем, в рамках которых, если все не пойдет наперекосяк, можно делать какие-то прогнозы, поскольку количество биткоинов ограничено».
«Таким образом, если множество сопутствующих факторов сыграют свою роль, этот бизнес вполне может оказаться выгодным предприятием. Станет ли эта ферма самой крупной в мире? Я бы не поставил на это свои биткоины. Мне понятно лишь то, что криптовалюта все глубже проникает в общественное сознание и провоцирует появление новых предпринимателей. Пока интерес к биткоину растет, гонка вооружений будет продолжаться, и новые майнинговые станции будут занимать старые пустоты», — так Йифу Гуо подытожил свои комментарии.