Оригинальная статья. Перевод — Interweb Pro.
Общая картина
Онлайн продажа кинобилетов благотворно повлияла на кассовые сборы в Китае
Выручка от продажи кинобилетов в Китае (слева)
Число покупателей кинобилетов через Интернет (справа)
В одну июньскую субботу Ли Сюэ с помощью своего мобильного телефона купила электронный билет на продолжение научно-фантастического фильма «Дивергент». Его стоимость — около $2, и это намного меньше, чем если бы она купила билет в кинотеатре.
«Зачем мне теперь стоять в очереди за билетом в кинотеатре?», — говорит 31-летняя мисс Ли, сотрудница фармацевтической компании в городе Ухань, в центральном Китае. «Сайты по онлайн-продаже кинобилетов предлагают низкую стоимость, к тому же могут забронировать для меня хорошее место в зрительном зале».
Согласно данным пекинской компании Analysys International, на сегодняшний день более половины китайских киноманов — около 63% (по состоянию на первый квартал этого года) — покупают билеты через интернет. Фирма, занимающаяся исследованием рынка, утверждает, что в прошлом году жители Китая потратили $4,77 млрд на покупку кинобилетов, из которых около $2,2 млрд — онлайн-транзакции.
Это резко отличается от ситуации в США, где спустя десять лет после появления сервисов по продаже электронных билетов, лишь порядка 13% кинолюбителей приобретают билеты онлайн, к тому же за данную услугу им приходится доплачивать.
Одной из причин всплеска в Китае онлайн-покупок билетов в кино является ценовая война во главе с тремя интернет-гигантами: Baidu Inc., Tencent Holdings Ltd. и Alibaba Group Holding Ltd., у которых есть свои собственные сайты по продаже билетов и которые купили доли существующих платформ. К примеру, компания Alibaba вложила долю в Meituan.com, сервис наподобие Групона, которому принадлежит сайт по продаже кинобилетов Maoyan.com.
Более половины китайских киноманов — около 63% (по состоянию на первый квартал этого года) — покупают билеты через интернет. На фотографии — кинотеатр Пекина.
ИСТОЧНИК ФОТОГРАФИИ: BLOOMBERG NEWS
Их большие скидки являются частью тренда, делающего повседневную жизнь китайцев дешевле различными способами, в особенности благодаря так называемому online-to-offline сервису или O2O, когда потребители платят через интернет за такие услуги, как такси или доставка продуктов питания.
Для потребителей это всегда win-win ситуация. Туристические сайты Ctrip и Qunar предлагают за полцены билеты на посещение Запретного города или Великой Китайской стены. В стране с толпами посетителей огромного количества достопримечательностей, O2O покупателям не приходится стоять в длинных очередях.
Но почему так дёшево?
В данный момент основной задачей интернет-компаний является захват доли рынка, а заботу о прибыли они оставили на потом.
«Цена — это все, что имеет значение в настоящее время на рынке», — говорит Ли Кай, генеральный директор komovie.cn, пекинского сайта по продаже электронных билетов. «Какой бы сайт не запустил рекламную акцию, на нем в тот же день будет заметно внезапное повышение объема продаж».
(Не) просто билет
Некоторые сайты развиваются от простых продавцов билетов до помощников в продвижении фильмов на рынок«Друзья по несчастью»
Сайт Maoyan.com, доля которого принадлежит Alibaba, осуществил предпродажу 1 млн. билетов на китайскую романтическую комедию «Друзья по несчастью» («Breakup Buddies») в течение недели, по цене всего 10 юаней ($1,61). Стоимость общего количества проданных билетов составила половину от общих кассовых сборов в $ 1,77 млрд — это самая высокая прибыль местного фильма в Китае в прошлом году. На фотографии выше: актеры во время съемок фильма.«Из Вегаса в Макао 2» («The Man From Macau 2»)
Сайт Dianping.com, 20% акций которого принадлежит Tencent, продавал билеты на фильм «Из Вегаса в Макао 2» («The Man From Macau 2»), рекламируя комедию о казино в своем приложении об обзорах ресторанов и групповых продажах. Большие скидки на билеты помогли сделать фильм, с актером Чоу Юньфат в главной роли, самым кассовым фильмом в пиковый сезон Лунного Нового года, с продажей билетов на более чем $156 млрд.
Субсидирование покупок также позволяет компаниям накопить данные о характере расходов потребителей, которые могут помочь им продать целевую рекламу.
Третьей целью для Baidu, Alibaba и Tencent может являться использование сайтов по продаже билетов для выстраивания своего присутствия в областях, в которых они хотят расширяться, в том числе в местной киноиндустрии.
Щедрые скидки на электронные билеты способствовали буму в кинопрокате. Согласно данным пекинской кинофирмы EntGroup, выручка от продажи билетов подскочила на 49% в первой половине этого года до $3,26 млрд.
Но участники отрасли говорят, что подход, который не приносит прибыли, не является рациональным. Для привлечения трафика на свои сайты и приложения, интернет-компании платят огромные суммы кинотеатрам, чтобы компенсировать разницу в цене. Мелкие же сайты по продаже билетов, скорее всего, будут вытеснены с рынка ценовой войной, говорит Хуан Гофэн, аналитик пекинской фирмы Analysys International.
Развлекательные компании обеспокоены тем, что скидки установят для потребителей планку ожидаемой цены на недопустимо и неотвратимо низкий уровень.
Китайская Ассоциация кинопроката и кинопоказов и Ассоциация кинопродюсеров Китая, две государственные отраслевые группы, заявили в среду, что поставщики интернет-билетов могут быть занесены в черный список, если будут продавать билеты ниже минимальной цены, установленной за каждый фильм операторами кинотеатров и киностудиями.
Контролирующие органы также обратили внимание на ситуацию. Ранее в этом году они организовали встречу компаний по продаже кинобилетов с операторами кинотеатров, чтобы препятствовать применению больших скидок, как сообщили три человека, непосредственно осведомленные о деталях встречи.
Сайты по продаже билетов начали войну летом прошлого года, продавая билеты по 9,90 юаней ($1,60) и ниже, в том числе на 3D-показ фильма «Трансформеры: Эпоха истребления», билеты на который в кинотеатрах могут стоить больше, чем 100 юаней.
Ранее в прошлом году, сайт по онлайн-продаже билетов компании Alibaba предлагал билеты по 3,80 юаней в Международный женский день 8 марта, повысив сборы от продажи билетов на 130 млн. юаней, что было в тот день настоящим рекордом. Лайфстайл сайт Nuomi, принадлежащий Baidu и сайт dianping.com, доля которого принадлежит Tencent, последовали его примеру и в этом году.
Ценовые войны — не новое явление в продажах развлечений. Два десятилетия назад в США, гипермаркеты, включая Wal-Mart Stores Inc. начали занижать цены на CD-диски до менее чем $10, что отличалось от цен в музыкальных магазинах. Учитывая широту своей деятельности на рынке, Wal-Mart удалось субсидировать предоставление скидок достаточно длительное время, чтобы стать основным местом покупки CD-дисков. После этого ряд независимых музыкальных магазинов был вынужден прекратить свою работу.
«Компании в сфере электронной коммерции сами остановят субсидирование билетов, как только станут доминирующими каналами по их продаже», — говорит Джимми Ху, председатель компании Lumière Pavilions, которая работает с кинотеатрами по всему Китаю. Это приведет к тому, что кинематографисты и кинотеатры снимут с себя бремя дешевых билетов, к чему так привыкли киноманы.
Г-н Ху и другие говорят, что ценовые войны — это вопрос жизни и смерти для киноиндустрии. Если сайты электронной коммерции прекратят субсидирование низких цен, это может еще больше осложнить уже шаткое положение Голливудских студий.
Китай в 2013 году обогнал Японию, став вторым по величине рынком киноиндустрии, после США. Но он также является одним из наименее прибыльных рынков, благодаря введенным правительством условий, которые ограничивают студии в доле кассовых сборов на большинство фильмов до 25%; в США, студии, как правило, имеют 50% или более от продажи билетов. Если студии прекратят получать 25% от сильно заниженной стоимости билетов, добавится еще одна головная боль бизнесу в стране, где подобные ценовые условия уже делают получение кассовых сборов чрезвычайно непростым, говорят голливудские руководители, работающие в международном кинопрокате.
Цзоу Сяову, бывший директор по маркетингу местной сети кинотеатров Dadi Cinema говорит: «Только большие сети кинотеатров способны устоять перед сайтами электронной коммерции». Некоторые крупные китайские операторы кинотеатров, в том числе Wanda Cinema Line группы компаний Dalian Wanda, начали усиливать свои собственные сайты и приложения по продаже билетов, чтобы отразить конкуренцию. Baidu, Alibaba and Tencent отказались комментировать, сколько они инвестировали в свои сервисы по продаже билетов.
По крайней мере, сейчас, больше денег идет на внутренние нужды. Компания Baidu в прошлом месяце заявила, что будет инвестировать 20 млрд. юаней в течение ближайших трех лет, в развитие своего сайта по продаже билетов Baidu Nuomi. Кроме того, Wall Street Journal сообщил в среду, что сайт Meituan.com при поддержке Alibaba планирует привлечь более $1 млрд в новом раунде финансирования, по словам осведомленных с ситуацией людей.