Переезд в другую страну требует определённой решимости, чай не за чаем сходить! Но когда на столь длинном пути стоит пандемия, очереди в консульство и мировая неопределенность, это одинаково тяжело и для людей, и для компаний. В статье я расскажу о взгляде с другой стороны: как мы перевозили сотрудников, прорывались через ковидные кордоны, открывали еще один офис в Европе и теряли розовые очки. И про то, сколько это стоит.
Меня зовут Женя Кот, я Director of Development в Wrike Prague. Когда-то в далёком 2019 году мы писали об открытии офиса за рубежом. Тогда переезд в Прагу, найм местных разработчиков — всё это казалось чем-то очень непростым, но увлекательным. Как будто перед тобой лежит коробка с игрой, которую ты хочешь пройти. Интересной, но сложной. Кто же знал, что в коробке лежит Dark Souls! В комментах можно подискутировать, что не так уж она и сложна, но представьте себе, что вы играете вслепую и на контроллере от Guitar Hero.
Сколько бюрократических препон нужно пройти, чтобы переехать
На самом деле немного. Во-первых, нужно найти компанию, готовую релоцировать. В нашем случае (Wrike) процесс для новых сотрудников проходит просто: получаешь два оффера — в Санкт-Петербург и Прагу (ребята, которые уже работают в компании и хотят переехать, получают один оффер — в Прагу), собираешь документы и записываешься в консульство.
С началом пандемии этот квест усложнился — очереди на подачу документов становились длиннее, а время на их обработку растягивалось в геометрической прогрессии. Мои коллеги, оставшиеся по ту сторону границы, конечно, нервничали: кому понравится ждать в виртуальной очереди, нервно обновлять страницы записи в консульство и отправлять сообщения travel-координатору в Slack каждые пять минут? Правильно, ни коллеге, ни travel-координатору.
«Во время пандемии всем было сложно, потому что такое происходило впервые, не было готового сценария, как поступать в той или иной ситуации. Я очень много раз звонила и в посольства, и в Роспотребнадзор, и в пограничную службу, чтобы получить какие-то разъяснения — даже в таком случае не всегда получала четкий ответ.
Из-за высокой загрузки и сокращения штатов консульства превышали сроки рассмотрения. Ребята очень волновались, постоянно писали и спрашивали о новостях. Я никак на это не могла повлиять, только постараться успокоить».
Аня, travel-координатор
И тут хочется дать совет: успокоиться и не паниковать. Центр принятия решений во всех органах поднялся сильно высоко. Звучит странно, но я имею в виду, что часто ни пограничники, ни Роспотребнадзор, ни посольство не знают точной информации. К ним точно так же приходят непонятные сигналы со всех сторон. Поэтому координатор внутри компании — ваш друг и помощник. Это хорошо, если такой человек есть. У нас — есть, ха!
Если удалось быстро получить визу на 6 месяцев, можно готовиться к поездке, распродавать ненужные вещи и думать, как уместить всю свою прошлую жизнь в несколько чемоданов по 30 килограммов.
«Процесс был максимально простой — мы собрали нехитрый список документов (дипломы, справка о несудимости, свидетельство о браке, справка о состоянии счета, может быть что-то еще), который отправили компании, а в ответ получили увесистую кипу бумаг для посольства. Очень ценно, если компания облегчает процесс для сотрудника. Конечно, это вполне реально сделать и самому, но тогда все займет достаточно много времени, и есть ненулевой шанс упустить какие-то нюансы.
Дальше все просто: два посещения консульства, и вот у нас на руках заветные визы — можно въехать в Чехию (один раз по этой визе) и уже там получить blue card. В ковидное время посольство расширило свое окно принятия решений по визам — оно могло занимать до двух месяцев. Мы ждали наших подтверждений все 60 дней».
Антон, тимлид frontend-команды
Есть и плюсы — пока ты «стоишь» в долгой онлайн-очереди, есть время подучить чешский. В этом смысле нам везёт: выучил таинственные буквы «Ř», «Š» и «Á», и всё. А вот тем, кто едет, например, в Японию, придётся постараться. А если сильно постараться, можно даже объяснить чешскому пограничнику цель приезда в Прагу, хотя обычно при пересечении границы проблем нет — все спокойно объясняются на русском или английском.
«Подойдя к пункту паспортного контроля, улыбаясь во весь рот, я радостно сказал женщине-офицеру: “Dobrý den!”. Дальнейшие попытки перейти на английский она проигнорировала с бронебойным спокойствием, продолжая расспрашивать меня на чешском о цели моего визита. Пришлось схватить себя, мысленно потрясти и вытащить все знания, которые скопились во мне за год изучения чешского языка. И вот, наконец, я получил вожделенную печать».
Саша, QA-инженер
«Первое впечатление о Праге — большая доступность пространства: легче и быстрее передвигаться по городу пешком, общественный транспорт комфортнее, все относительно близко.
Второе — непонятный чешский язык, который стоит базово учить, чтобы понимать, что происходит вокруг. Для этого можно попробовать втянуться в кружки, чтобы познакомиться с местными. Я хожу на фехтование, из-за чего 2 раза в неделю вынужден понимать чешский».
Кирилл, продуктовый аналитик
И тут второй совет: в идеальном мире релокация начинается раньше… чем начинается релокация. Пандемия даёт запас по времени (ну хоть что-то!), и вы можете подучить язык, узнать больше про нравы и обычаи той страны, куда едете. Один мой знакомый релоцировался в Эстонию за неделю и ему пришлось интегрироваться без «замены покрышек». Говорят, что кто-то учится так плавать, но как по мне — достаточно экстремально.
В целом, пандемия не супер сильно изменила бюрократические привычки. Разве что добавились обязательные тесты везде-на-всё. Я думаю, скоро каждый сможет писать в резюме «Джуниор QA» — ещё бы, делать столько тестов! А в остальном отличия от нековидных времён примерно такие:
- Сильно замедлилась работа консульских служб.
- Правила въезда в страну не всегда понятны. Как приливы и отливы, границы открываются и закрываются каждый день. Единых источников нет, поэтому см.совет №1: travel-координатор — твой друг!
Про деньги (риал намберс!)
Вопрос насущный, и тут хотелось бы дать совет с одной стороны и раскрыть цифры с другой.
Совет: всегда имейте запас. В новой стране траты могут очень сильно отличаться. Пример: когда переезжал я сам, искал жильё для своих двух здоровенных котов и себя с женой. Именно в таком порядке, потому что лендлорды были не то чтобы супер рады и, так уж и быть, соглашались сдать квартиру четырём котам, но только с двойным залогом. А это весьма немало.
Совет возможно банальный, мол «лучше быть здоровым и богатым», но деньги не всегда бывают в явном виде. Мы часто недооцениваем релокационный пакет, который может существенно упростить жизнь.
Например, мы предоставляем:
- Подъёмные на первое время.
- Услуги личного консультанта, который помогает найти съемное жилье, заполнить налоговую декларацию и открыть банковский счет.
- 3 000 кг перевозимого багажа, включая транспортировку мебели и других предметов быта.
- Oколо $4 000 на съем жилья на первые 30 дней.
- Прочие необходимые ништяки.
Я не хвастаюсь, просто посчитайте: в среднем релокация одного сотрудника обходится в $20 000, а переезд с семьей — еще дороже. Если вам предстоит переехать самостоятельно — эти деньги придётся достать из своего кармана.
Хочу ехать прямо сейчас. Куда?
Не все страны одинаковы, куда-то (из-за пандемии и других факторов) переезжать дольше, куда-то — быстрее. В первой статье я хотел написать о том, почему мы выбрали именно Прагу и на какие критерии опирались в процессе, но не написал ¯_(ツ)_/¯. Один из таких критериев очень субъективный и очень персональный — близость к родной стране. В нашем случае ребята разделились (ожидаемо) на тех, кто хотел переехать, и на тех, кто решил остаться в питерском офисе. Но (неожиданно) были и те, кто хотел пожить в другой стране, но не очень далеко от дома.
«Мы предложили альтернативу — Wrike откроет еще один офис в Европе в том месте, за которое проголосует большинство сотрудников. Еще один важный фактор — удобный и быстрый процесс релокации. В итоге “победил” Таллин — 5 часов на машине от Санкт-Петербурга, цифровой и предсказуемый документооборот, небольшой город, где развиты IT-сообщества».
Татьяна, General manager, Eastern and Central Europe
Сейчас Эстония выдает туристические и бизнес-визы для граждан России, поэтому райкерам проще отправиться в командировку. Чехия российских туристов не пускает с начала пандемии и не выдает даже бизнес-визы.
На момент выхода статьи в нашем таллинском офисе работает 10 сотрудников. Мы развиваем его: релоцируем новых кандидатов из России и нанимаем на местном рынке. При этом продолжаем ориентироваться на то, что офис в Праге будет основным и самым большим хабом Wrike в Европе, где соберутся все команды: инжиниринг, продажи, маркетинг, аналитика, customer success, support и другие.
Совет: у каждого свои критерии выбора, кому-то важно одно, а кому-то другое. Территориальная близость к родному городу вполне может быть хорошим решением, если хочется переехать в другую страну, но при этом не хочется быть очень далеко от друзей или родителей. В случае Питера – это очевидно страны Балтии или Скандинавии. Впрочем, надо учитывать налоги, уровень жизни, рынок труда и прочие не менее важные детали. А с другой стороны, самолётом из Праги до Питера можно долететь за полтора часа, так что дальняя заграница — не такая уж и дальняя.
Адаптация к новой реальности
Существует теория циклов культурной адаптации, разработанная в университете Berkeley. Нехитрый график выглядит вот так:
Тут всё очевидно: сначала мы переживаем «медовый месяц», когда радует всё, что происходит в другой стране — необычные продукты, язык и люди. Но по прошествии времени мы скатываемся в бытовуху, когда новизна прошла, а на первый план выходят маленькие и большие неурядицы.
«В Чехии никто никуда не торопится, и некоторые услуги не развиты так, как мы привыкли к этому в России. Например, интернет. В нашем доме три провайдера. Один из них требовал залог три тысячи крон (порядка десяти тысяч рублей) только за то, что мы иностранцы. Другой полторы недели не мог понять, сможет ли провести интернет и как будет это делать. Третий не брал залог и быстро (потребовалось два дня и личное присутствие) смог подтвердить, что все можно сделать, но только через три недели. В итоге эти три недели мы как-то пытались выживать без интернета».
Антон, тимлид frontend-команды
Таких историй у каждого экспата наберётся не один десяток. Однако пандемия, чтоб ей пусто было, сделала нашу жизнь ещё сложнее! Представьте себе, вы переезжаете в центр Европы, откуда до основных столиц рукой подать, а тут бам, и вы вынуждены сидеть дома в четырёх стенах.
«Релокация — это не путешествие. При переезде ты сталкиваешься с бытом лицом к лицу и не можешь никуда от него деться. Но кроме этого ты сталкиваешься с культурой и возможностями другой страны. За 2 года пандемии я и забыла, что можно просто купить билеты во Францию на выходные. Это кажется таким простым сейчас, но и таким странным, когда ты фактически был заперт в своей квартире в последние пару лет».
Марина, маркетинговый аналитик
Но сетовать на пандемию — примерно то же самое, что и говорить о плохой погоде. Да, она есть. Да, она фрустрирует, но мир таков, каким мы его видим, а объективная реальность не существует (надеюсь, в комментарии придут люди с философским образованием, и мы подискутируем). Наша психика научилась отлично обходить фрустрирующие ситуации, и один из защитных механизмов — умение находить радость в малом и чувство юмора. Например, новость о том, что в местных магазинах появились сырки Б.Ю. Александров, произвела небывалый фурор!
К тому же, прямо сейчас (на момент написания статьи) ограничений не очень много: путешествовать можно, рестораны открыты, сырки есть, это ли не сказка! В этом видео ребята из Wrike делятся своим опытом релокации и рассказывают об адаптации в новой стране.
Совет: психологическая адаптация экспата — вещь непростая, сугубо индивидуальная и ещё более осложнённая пандемией. Главное помнить, что через это проходят все, грустить — это нормально, не видеть смысла — тоже нормально. Процитирую неплохую статью: «За каждой депрессией, за каждым горем… наступает адаптация и просветление — любая проблема имеет свое решение».
Что мы поняли
Взрослая жизнь оказывается весьма сложной, релокация — ещё более сложной, а если уж ты — компания, то всё это умножается во много-много раз. Вот несколько вещей, с которыми придётся смириться.
Процесс оформления документов может затягиваться — все зависит от страны. Например, в Чехии этот процесс занимает достаточно много времени. Зато за все три года у нас был только один случай отказа в визе, который сейчас находится в стадии пересмотра.
Если ваша компания выбирает надежного провайдера, процесс переезда будет быстрее и проще.
«Мы вели процесс релокации с чешским PriceWaterhouse Coopers, которые очень выручали меня в сложных ситуациях. Сотрудники терпеливо вводили меня в курс дела, отвечали на все вопросы (их было очень много) и оперативно сообщали об изменениях covid-требований и режимов работы консульств».
Аня, travel-координатор
В начале 2021 года Райк стал частью компании Citrix. Несмотря на то, что мы остались автономным бизнесом внутри корпорации, некоторые процессы затянулись. Нам пришлось менять провайдеров, которые помогают с процессами релокации сотрудников, и это лишний раз дало нам понять, насколько важно выбрать контракторов для сотрудничества.
Контролировать абсолютно все не получится. Сроки неизбежно откладываются, их невозможно прогнозировать. Это нормально.
«Самое сложное и непонятное началось после перелета. Я оказалась первой в компании, кто улетел после закрытия консульств, поэтому четкого процесса не было. День за днем я выясняла, куда нужно пойти, чтобы получить необходимые документы, где взять местную сим-карту и что делать с подтверждением проживания и доставкой.
Я обожаю все планировать, но из-за непонимания местных процессов это было практически невозможно. Легче стало, когда я добавила в свой список дел на день пункт “Непредвиденная ерунда”. Этот пункт был самым популярным в первые 3 недели».
Марина, маркетинговый аналитик
Прозрачные процессы — наше все. Сотруднику, который переезжает в другую страну (часто вместе с семьей) важно понимать, что происходит, особенно в ситуации, когда все постоянно меняется.
Компаниям стоит потратить время и описать все процессы настолько подробно, насколько это возможно. А сотрудникам важно набраться терпения: если компания релоцирует большое количество людей одновременно, отвечать на вопросы каждого человека моментально невозможно.
«Переезжать в пандемию — сложно. Каждый день что-то меняется, и ты не знаешь, когда в итоге уедешь и какие ограничение будут ждать по приезде. Так, вместо солнечной августовской Праги меня встретил прохладный и ярко-осенний ноябрь. Накануне моего приезда отменили обязательный карантин, а через пару дней при входе в рестораны и другие общественные места начали проверять QR-коды, ПЦР стал действовать 3 дня вместо 7, а антиген — 24 часа вместо 3 суток. Через пару недель и вовсе стали засчитываться только вакцины и справки о перенесенной болезни».
Марина, продуктовый аналитик
Важно давать и получать обратную связь. Например, со временем мы добавили в релокационный пакет много того, что важно для иммигрантов, например, ДМС. Раньше медицинскую страховку можно было выбрать как один из пунктов пакета Cafeteria. Теперь компания полностью оплачивает ее для всех сотрудников отдельно. Для нас важно, что программа предусматривает удобное приложение, а также возможность быстро записаться к врачу, который говорит на русском или английском.
Это случилось благодаря тому, что мы анализировали каждую сложную ситуацию, а сотрудники своевременно делились обратной связью и рассказывали, чего им не хватает в релокационном пакете.
Как послесловие
Говорить, что пандемия всё изменила — моветон и трюизм, это всем понятно. А вот как адаптироваться к сложной ситуации — уже совсем другое дело. И самый главный совет состоит в том, пандемия — это сложный босс, который может вам запросто навалять. И переезд — точно такой же босс. Но, как и в любой игре (привет, Dark Souls), весь кайф в том, что рано или поздно ты его побеждаешь и идёшь дальше, получив опыт, навыки, а иногда и копьё драконоборца +5.
Автор: Евгений Кот