В процессе разработки своего первого мобильного приложения мне очень не хватало опыта более продвинутых товарищей по рынку. Я решил заполнить эту информационную брешь. Перед вами первый из серии материалов, написанных на основе моего общения с создателями самых разных приложений. Критерии отбора – известность и наличие приложения в моем iPhone.
Самыми оперативными откликнувшимися на мои запросы были создатели Path, им и слово. В следующих постах расскажем про приложения Twitter, 4square, Pedometer, Bump, Shazam и другие.
Path – это mobile-only социальная сеть с 6 млн юзеров. Уже только два этих параметра делают ее интересной с точки зрения разработки и маркетинга. Если кратко, то смысл Path и его ответ на вопрос-мем «Зачем еще одна социальная сеть?» сводится вот к чему. Мол, Facebook, Twitter и проч. создают платформу для шеринга своей личной информации со всеми подряд. Path ограничивает количество возможных друзей до 150. Только близкие люди в подписчиках позволяют юзерам быть более открытыми и выкладывать в приложение все важные моменты своей жизни. Правда, некоторые «фичи» для этой летописи собственной жизни трогательны до умиления: тут даже есть отдельная кнопочка, которой можешь обозначить, что пошел спать или проснулся.
Можно критиковать или хвалить задумку, но с относительной популярностью Path уже не поспоришь. Я бы тоже не отказался, чтобы моим приложением пользовались 6 млн юзеров. Так что попытался выяснить, в чем тут секрет.
Что главное
На вопрос, в каком «измерении» приложения скрывается «секрет успеха», представители Path ответили просто: дизайн — это всё. И когда дизайн и идея хороши, специально продвигать приложение, покупать закачки, рекламу и т.д. нет необходимости. Path стал своего рода диктатором моды в дизайне AppStore. В подтверждение создатели указывают награды TechCrunch Crunchies в номинации Best Design и TechFellow Awards по продуктовому дизайну и маркетингу для главного дизайнера.
Создатели Path считают, что дизайн становится еще важнее, когда речь заходит о смартфонах (в противовес десктопам). Дальше немного патетики и пиара, красиво сказано, так что позволю себе привести ответ от Path цитатой:
«Великие проекты начинаются с великого дизайна. Сложно создать хороший интерфейс для мобильных устройств, и одной из главных целей в нашей работе над Path было решить эту проблему. В Path мы хотели добиться, чтобы пользователь чувствовал интимную и уникальную атмосферу, которой нет в большинстве социальных сервисов, где все видят всё. Наши дизайнеры и инженеры работали вместе с самого начала, чтобы создать продукт, который бы мог вдохновить с помощью дизайна, информации и коммуникации между пользователями Android и iOS».
Платформа
Приложение есть для iOS и Android. Объяснение такому выбору разработчики дают вполне предсказуемое: наибольшая доля рынка для этих ОС. Кстати, Android-версия была выпущена через 8 месяцев после iOS — по словам представителей Path, они получили запрос от пользователей и поэтому решили сделать версию для этой операционки. Портировать на другие платформы приложение пока не собираются.
В конце 2012 появилась еще и отдельная версия для iPad. Это тоже ответ на спрос юзеров.
«iPad-версия дает возможность расширить наш фокус мобильной версии: люди носят свои планшеты с собой повсюду, почти как мобильные телефоны».
О том, насколько пересекаются аудитории iPhone- и iPad-версии, в Path не рассказали, но я уверен, что доля пересечения должна быть большой.
Защита
Мне показалось, что у приложения, вся задумка которого строится на повышенной защищенности юзеров от внешнего мира, должна быть хорошая система безопасности. Разработчики сказали, что защищают передаваемую информацию с помощью SSL, а еще с прошлого года данные в БД шифруются. В будущем у Path вдобавок ко всему появится сертификат TRUSTe.
В случае с Path есть и другой аспект защиты – пользователей от самих себя. Чтобы они не увлеклись публикацией постов в другие соцсети, автоматического постинга в Path нет (как, например, в Instagram): каждый раз при публикации пользователя спрашивают, точно ли он хочет продублировать пост в другое социальное медиа. Кстати, по большому счету, Facebook, Twitter, Tumblr и проч. являются конкурентами Path. Создатели Path не прокомментировали этот факт и на мой вопрос о популярности функции постинга в другие социальные сервисы не ответили.
Маркетинг
Этот пункт меня очень интересовал, так как многие здесь, на Хабре, и на разных конференциях, форумах и т.д. пишут, что каким бы красивым, интересным, полезным и продуманным приложение не было, маркетинг – это чуть ли не половина успеха. По уверениям представителей Path, это утверждение ложно по крайней мере для их творения. «Все пользователи узнали о нас через «сарафанное радио», Facebook и Twitter», – утверждают они. Может быть, это и правда, тем более жесткая привязка к маркетингу в AppStore сегодня скорее объясняется большой конкуренцией, которой в момент запуска Path не было. Ваше мнение?
Монетизация
Я не мог не задать вопроса про то, как они там собираются получать прибыль. Пока деньги поступают от использования премиум-фильтров для фотографий и комиссии с загрузки песен через приложение. И сдается мне, о миллиардах тут речь не идет. Зато Path обладает огромным массивом данных о пользователях, включая те, о которых юзеры в Facebook и прочих более открытых соцсетях предпочитают умалчивать. Эту информацию можно было бы использовать для супертаргетированной эффективной рекламы.
В ответ на мое предположение представители Path «клятвенно» пообещали, что использовать эту информацию подобным образом не будут, зато сейчас ищут альтернативные источники доходов. Хотя я бы сказал, что тут впору искать «свой миллиард долларов» от «своего Facebook».
Совет разработчикам
Я надеялся, что этот вопрос даст собеседникам шанс пофилософствовать. Но к этому моменту они, видимо, уже устали и ограничились кратким «сосредоточьтесь на дизайне». Простой дизайн требует много времени и пристального внимания к деталям, но при этом он крайне важен для user experience. Ну что ж, тут и не поспоришь.
О чем еще умолчали создатели Path: разница в активности аудиторий Android и iOS, ПО для сервера, базы данных, детали in-app purchase, фреймворки или библиотеки, штат сотрудников, попадание в топ AppStore, российская версия и привлечение российской аудитории, методы работы с негативом и решение проблем и др. Кстати, если кто-то из создателей хитов AppStore/ Android Market готов откровенно рассказать обо всем этом без лишней конспирации, welcome: info@zomiesapps.com.
Автор: Drimean