Работодателю о служебном изобретении

в 14:35, , рубрики: патент, патентование, патенты, метки: ,

Изобретения делают люди. Деньги на изобретениях делают фирмы. Как фирме избежать проблем с автором изобретения и другими заинтересованными лицами? Читайте разъяснения патентного эксперта.

Что такое служебное изобретение

Понятие служебного изобретения определено в пункте 1 статьи 1370 ГК РФ [1]: «Изобретение, полезная модель или промышленный образец, созданные работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, признаются соответственно служебным изобретением, служебной полезной моделью или служебным промышленным образцом». При этом работодатель должен быть готов документально подтвердить, что создание новых технических решений, которые впоследствии могут претендовать на правовую охрану в качестве изобретения, входит в трудовые обязанности работника или в конкретное задание работнику, выданное работодателем.

Кому принадлежит право на служебное изобретение

Следует различать право авторства на служебное изобретение и право на служебное изобретение как объект промышленной собственности.

Согласно пункту 2 статьи 1370 ГК РФ, «право авторства на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец принадлежит работнику (автору)». Право авторства неотчуждаемо, не имеет срока давности, отказ от него недействителен. Иными словами, право авторства не является имущественным правом, его невозможно купить, продать, подарить, одолжить, сдать в аренду, предоставить в залог и даже отказаться от него. Возникнув однажды, оно остается за автором до конца его жизни и даже после его смерти.

Право на служебное изобретение как объект промышленной собственности является имущественным правом и, в общем случае, принадлежит работодателю. Согласно пункту 3 статьи 1370 ГК РФ, «исключительное право на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец и право на получение патента принадлежат работодателю, если трудовым или иным договором между работником и работодателем не предусмотрено иное».

Как правильно оформить служебное изобретение

Итак, для признания изобретения служебным необходимо, чтобы оно было создано работником в связи с выполнением им своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя.

На практике это означает, что, как минимум, должна существовать должным образом оформленная должностная инструкция работника или ее эквивалент, из которой однозначно следует, что создание новых технических решений в определенной технической области непосредственно входит в круг обязанностей работника, или должно существовать должным образом оформленное задание на разработку, проектирование, конструирование и т.п. системы, устройства, узла, детали, алгоритма и т.д. Задание на разработку, проектирование, конструирование и т.п. не должно противоречить должностной инструкции работника, в противном случае автор изобретения будет рассматриваться не как работник работодателя и взаимоотношения сторон будут иметь иную форму (см. пограничные случаи).

Оформление должным образом означает, что документ должен быть датирован, утвержден в соответствии правилами утверждения документов, действующими у работодателя, и содержать доказательство того, что работник ознакомлен с этим документом. Обычно такой документ составляют на бумажном носителе. Если документ существует только в электронном виде, следует убедиться в том, что в случае возникновения судебного разбирательства он будет признан судом в качестве эквивалента бумажного документа (например, подписан электронными цифровыми подписями, выданными соответствующими удостоверяющими центрами).

Если трудовым или иным (видимо, коллективным, статья 40 ТК РФ) договором между работником и работодателем не предусмотрено иное, то в соответствии с пунктом 4 статьи 1370 ГК РФ «работник должен письменно уведомить работодателя о создании в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя такого результата, в отношении которого возможна правовая охрана». Уведомление должно содержать достаточно информации для последующей идентификации изобретения.

Далее закон предоставляет право работодателю в течение четырех месяцев принять решение о дальнейшей судьбе предполагаемого изобретения: «если работодатель в течение четырех месяцев со дня уведомления его работником не подаст заявку на выдачу патента на соответствующие служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, не передаст право на получение патента на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец другому лицу или не сообщит работнику о сохранении информации о соответствующем результате интеллектуальной деятельности в тайне, право на получение патента на такие изобретение, полезную модель или промышленный образец принадлежит работнику» (абзац второй пункта 4 статьи 1370 ГК РФ).

То есть по истечении четырех месяцев бездействия работодателя изобретение уже не признается служебным и переходит в разряд пограничных случаев. Чтобы избежать случайного возникновения подобной ситуации, сообщение работнику о сохранении информации о соответствующем результате интеллектуальной деятельности в тайне следует выполнить в письменной форме. Этот документ также должен быть датирован, утвержден в соответствии правилами утверждения документов, действующими у работодателя, и содержать доказательство того, что работник ознакомлен с этим документом. Подобным же образом следует поступить, если четырех месяцев для оформления и подачи патентной заявки на изобретение оказалось недостаточно.

Если у изобретения несколько соавторов, целесообразно документально зафиксировать творческий вклад в изобретение каждого из соавторов и распределение вознаграждения или компенсации между соавторами.

Следует отметить, что взаимоотношения работника-автора изобретения с работодателем, касающиеся прав на изобретение, в любом случае выходят за рамки трудовых отношений и регулируются в соответствии с нормами гражданского права. При этом положения, касающиеся прав на изобретение, могут быть включены в документы, регулирующие трудовые отношения (например, в трудовой договор или коллективный договор), но они не должны противоречить нормам гражданского права. Например, бессмысленно включать в трудовой договор положение о переходе к работодателю исключительного права на изобретение, которое не является служебным, поскольку такое положение будет признано недействительным.

Вознаграждение автору служебного изобретения

Абзац третий пункта 4 статьи 1370 ГК РФ устанавливает случаи, в которых работник-автор служебного изобретения имеет право на вознаграждение: «Если работодатель получит патент на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец, либо примет решение о сохранении информации о таких изобретении, полезной модели или промышленном образце в тайне и сообщит об этом работнику, либо передаст право на получение патента другому лицу, либо не получит патент по поданной им заявке по зависящим от него причинам, работник имеет право на вознаграждение». Данная норма не проясняет ситуацию с бездействием работодателя в отношении служебного изобретения, когда он фактически сохраняет информацию о служебном изобретении в тайне, но не сообщает об этом работнику и не выплачивает ему вознаграждение. Можно предположить, что такой случай бездействия работодателя также является основанием для выплаты работнику вознаграждения, а при возникновении спора – основанием для обращения работника в суд.

Выплата вознаграждения автору служебного изобретения является обязанностью работодателя и, хотя некоторые специалисты высказывают мнение, что при передаче прав на служебное изобретение третьему лицу сделка может обременяться обязательством по выплате вознаграждения работнику, с которым правопреемника работодателя не связывают никакие отношения [2], в пункте 5 Постановления пленума Верховного суда Российской Федерации и пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 26 марта 2009 г. № 5/29 [3] однозначно указано: «законодатель императивно определяет лицо, выплачивающее соответственно компенсацию или вознаграждение. Таковым лицом является работодатель (лицо, являвшееся работодателем на момент создания служебного произведения). Следовательно, даже в том случае, если принадлежащие работодателю права на результат интеллектуальной деятельности переданы (предоставлены) по договору об отчуждении права или по лицензионному договору, лицом, обязанным платить компенсацию или вознаграждение работнику, остается работодатель. К иным лицам данная обязанность может перейти в порядке универсального правопреемства. При этом размер компенсации или вознаграждения определяется договором, а в случае спора – судом. Такие споры подведомственны судам общей юрисдикции». Учитывая, что суды низшей инстанции воспринимают решения судов высшей инстанции как безусловное руководство к действию, работодателю безопасней будет смириться с необходимостью выплаты вознаграждения работнику-автору служебного изобретения даже после уступки прав на изобретение третьему лицу.

Абзац третий пункта 4 статьи 1370 ГК РФ также устанавливает, что «размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора – судом». Пункт 5 статьи 1246 ГК РФ гласит: «правительство Российской Федерации вправе устанавливать минимальные ставки, порядок и сроки выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы».

В Комментариях к части 4 ГК РФ [1] справедливо отмечено, что указанная норма (к слову, недавно перекочевавшая [4] в статью 1246 из абзаца четвертого пункта 4 статьи 1370 ГК РФ), сформулирована крайне неопределенно. Правительство РФ вправе устанавливать минимальные ставки вознаграждения, но вправе и не устанавливать, что и происходит в течение ряда лет. Таким образом, в российском законодательстве взамен прежнего принципа выплаты работнику соразмерного вознаграждения, который действует в патентных законодательствах многих стран мира, утвердился договорный принцип выплаты вознаграждения, который скорректирован гипотетической возможностью принятия Правительством РФ минимальных ставок такого вознаграждения.

Изобретение, не являющееся служебным: пограничные случаи

Изобретение не признается служебным, если задание на разработку, проектирование, конструирование и т.п., в результате выполнения которого создано изобретение, выходит на рамки должностной инструкции работника и если изобретение создано в результате выполнения работ по гражданско-правовому договору. В первом случае взаимоотношения автора изобретения с работодателем целесообразно закрепить гражданско-правовым договором и в обоих случаях – внести в гражданско-правовой договор положения, определяющие распределение прав сторон на изобретение, а также размер, условия и порядок выплаты вознаграждения или компенсации.

Изобретение также не признается служебным, если оно создано работником по собственной инициативе, пусть даже на своем рабочем месте. В частности, пункт 5 статьи 1370 ГК РФ устанавливает, что «изобретение, полезная модель или промышленный образец, созданные работником с использованием денежных, технических или иных материальных средств работодателя, но не в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, не являются служебными. Право на получение патента и исключительное право на такие изобретение, полезную модель или промышленный образец принадлежат работнику. В этом случае работодатель вправе по своему выбору потребовать предоставления ему безвозмездной простой (неисключительной) лицензии на использование созданного результата интеллектуальной деятельности для собственных нужд на весь срок действия исключительного права либо возмещения расходов, понесенных им в связи с созданием таких изобретения, полезной модели или промышленного образца».

Изобретение перестает быть служебным и в том случае, если в течение четырех месяцев работодатель не принял решение о дальнейшей судьбе предполагаемого изобретения и не совершил предусмотренных законом действий с целью воспользоваться своим правом на служебное изобретение. В этом случае, в соответствии с абзацем четвертым пункта 4 статьи 1370 ГК РФ, «работодатель в течение срока действия патента имеет право использования служебного изобретения, служебной полезной модели или служебного промышленного образца в собственном производстве на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой патентообладателю компенсации, размер, условия и порядок выплаты которой определяются договором между работником и работодателем, а в случае спора – судом». Следует отметить, что в случае внеслужебного изобретения действует исключительно договорный принцип определения размера, условий и порядка выплаты компенсации патентообладателю-автору изобретения. Также следует обратить внимание на возможность внесения определенных условий выплаты такой компенсации, например, могут быть оговорены некие дополнительные действия, которые должен предпринять патентообладатель-автор изобретения, или экономические показатели, по достижении работодателем которых должна производиться выплата компенсации.

Важность правильного оформления взаимоотношений с автором изобретения

Важность правильного оформления взаимоотношений с автором изобретения становится очевидной, когда использование изобретения начинает приносить ощутимый доход патентообладателю и возникают разногласия между работодателем и автором изобретения или его правопреемниками. С учетом длительного срока действия патента – до 20 лет при условии своевременной уплаты пошлин за поддержание патента в силе – суммарный доход может быть весьма значительным и появление разногласий тем более вероятно, чем большие суммы фигурируют в бухгалтерских документах.

Судебная практика по вопросу о служебных изобретениях показывает, что суды в большинстве случаев склонны рассматривать формально действующие [5] нормы Закона «Об изобретениях в СССР» [6], определяющие минимальные размеры выплаты автору изобретения, как субсидиарные, т.е. принимаемые в расчет только если соглашение между работодателем и автором изобретения отсутствует.

На эти же нормы указывает информационное письмо Роспатента от 25 июня 2008 г. [7]. При этом следует отметить, что эти нормы (выплата в размере не менее 15 процентов прибыли (соответствующей части дохода), ежегодно получаемой патентообладателем-работодателем от использования изобретения, а также не менее 20 процентов выручки от продажи лицензии без ограничения максимального размера вознаграждения или в размере не менее 2 процентов от доли себестоимости продукции (работ и услуг), приходящейся на данное изобретение, если полезный эффект от изобретения не выражается в прибыли или доходе) были разработаны в советское время для условий плановой экономики с директивно регулируемой рентабельностью и их практическое применение в современных условиях способно привести к сильно завышенным (15 процентов прибыли от реализации продукции массового спроса) или к сильно заниженным (2 процента себестоимости, к примеру, программного продукта, себестоимость изготовления которого может быть близкой к стоимости носителя информации) значениям размеров выплаты. Кроме того, вопрос об определении самого размера прибыли, обусловленной изобретением, весьма сложен с методической точки зрения и не имеет однозначного решения. Возможно, именно поэтому суды чаше всего рассматривают эти нормы в соответствии с диспозитивными категориями гражданского права, т.е. отдают приоритет явно выраженным соглашениям между работодателем и автором изобретения.

Закон «Об изобретениях в СССР» регламентирует также сроки выплаты вознаграждения: «вознаграждение выплачивается автору не позднее трех месяцев после истечения каждого года, в котором использовалось изобретение, и не позднее трех месяцев после поступления выручки от продажи лицензии» и не предусматривает гибких схем выплаты. Поэтому представляется, что своевременное и грамотное оформление взаимоотношений работодателя с автором изобретения должно быть в интересах и работодателя и автора изобретения.

Правильное оформление взаимоотношений работодателя автором изобретения важно и в случае возможного последующего отчуждения права на изобретение или предоставления лицензии третьему лицу, поскольку договоры об отчуждении исключительных прав и предоставлении лицензий подлежат государственной регистрации и Роспатент в ходе такой регистрации обязательно проверяет правоустанавливающие документы и вполне может запросить документы, регулирующие взаимоотношения патентообладателя с автором изобретения.

Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 4.
2. Гаврилов Э.П., Еременко В.И. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (постатейный). – М.: Экзамен, 2009.
3. Постановление пленума Верховного суда Российской Федерации и пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 26 марта 2009 г. № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 23.07.2013 N 222-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации».
5. Постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 14 августа 1993 г. № 822 «О порядке применения на территории Российской Федерации некоторых положений законодательства бывшего СССР об изобретениях и промышленных образцах».
6. Закон СССР от 31 мая 1991 г. № 2213-I «Об изобретениях в СССР».
7. Информационное письмо Роспатента от 25 июня 2008 г. «О выплате вознаграждений авторам служебных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов».

Автор: Stanislav_F

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js