Разработка нескольких маршрутов зарубежного патентования изобретений позволяет выбирать между экономией и гибкостью в принятии решений о патентовании в той или иной группе стран.
Исходные данные
Описанные маршруты зарубежного патентования применимы для российских компаний с высокотехнологичным продуктом сектора В2В, планирующих выход на международный рынок. Страны патентования – это страны с целевыми рынками. В данном примере рассмотрено 37 зарубежных стран, что вполне характерно для сектора В2В (география патентования обычно охватывает 30-40 стран). Они разделены на четыре группы в соответствии с приоритетом, определенным маркетинговым подразделением. Стоимость патентования определена для типовой патентной заявки – 30 страниц, 15 пунктов формулы, из которых два пункта независимых. Прогноз стоимости патентования по годам за первые десять лет включает в себя стоимость подготовки одной патентной заявки, получения и поддержания в силе одного патентного семейства, включая пошлины и оплату услуг представителей (патентных агентов или адвокатов) в долларах США.
Маршруты патентования
Маршрут № 1 предполагает подачу национальной (приоритетной) заявки в Роспатент, ходатайство о немедленном начале экспертизы по существу, затем подачу международной заявки через Роспатент с последующим переводом ее в национальную или региональную фазу. При этом из 37 стран международная заявка в 17 странах переводится в региональную фазу через Европейскую патентную организацию, в 4 странах переводится в региональную фазу через Евразийскую патентную организацию, в остальных 16 странах международная заявка переводится в национальную фазу. Общая стоимость патентования по маршруту 1 составляет 274 800 долларов.
Маршрут № 2 предполагает подачу национальной (приоритетной) заявки в Роспатент, ходатайство о немедленном начале экспертизы по существу, затем одновременную (точнее, в течение ориентировочно одного года) подачу национальных и региональных заявок в странах категории 1, или в странах категорий 1 и 2, или в странах категорий 1, 2 и 3, или в странах категорий 1, 2, 3 и 4. При этом из 37 стран в категорию 1 входят 5 стран, в категорию 2 входят 6 стран, в категорию 3 входят 7 индивидуальных стран и 3 страны Евразийской патентной организации, в категорию 4 входят 5 индивидуальных стран и 11 стран Европейской патентной организации. Общая стоимость патентования по маршруту 2 для стран категории 1 составляет 65 300 долларов, для стран категорий 1+2 – 139 200 долларов, для стран категорий 1+2+3 – 238 100 долларов, для стран категорий 1+2+3+4 – 350 600 долларов.
Маршрут № 3 предполагает подачу национальной (приоритетной) заявки в Роспатент, ходатайство о немедленном начале экспертизы по существу, затем подачу международной заявки через Роспатент с последующим переводом ее в национальную и региональную фазу в течение двух лет. Распределение стран аналогично маршруту 2, но вступление в национальную и региональную фазу для стран 3 и 4 категории сдвинуто на конец льготного периода международного патентования (т.е. позже приблизительно на один год). Общая стоимость патентования по маршруту 3 для стран категории 1 составляет 68 300 долларов, для стран категорий 1+2 – 142 200 долларов, для стран категорий 1+2+3 – 237 400 долларов, для стран категорий 1+2+3+4 – 342 400 долларов.
Сравнение стоимости патентования
Разница в стоимости патентования и в распределении расходов на патентование по годам проиллюстрирована на диаграммах 1 и 2.
Маршрут 1 выбран в качестве базы для сравнения, диаграмма 1 содержит сравнение маршрутов 1 и 2, диаграмма 2 – маршрутов 1 и 3. Применение маршрута 1 позволяет наиболее равномерно распределить расходы во времени (максимум приходится на третий и четвертый годы) и обеспечивает минимальную общую сумму, но требует строго придерживаться графика финансирования, чтобы обеспечить требуемый результат и чтобы уже понесенные расходы не оказались бесполезными. Использование маршрута 2 позволяет принимать решение о патентовании в каждой категории стран, но общая сумма для всех стран оказывается выше и наблюдается резкий всплеск расходов во второй и третий годы. Использование маршрута 3 также позволяет принимать решение о патентовании в каждой категории стран, но при стоимости, близкой к стоимости маршрута 2, позволяет получить несколько более сглаженное распределение расходов во времени, хотя и в этом случае наблюдается заметный всплеск в третий и четвертый годы.
Таким образом, разработка нескольких маршрутов зарубежного патентования позволяет выбирать между экономией и гибкостью в принятии решений по тем или иным странам, а также учитывать предпочтительный график финансирования программы патентования.
Автор: Stanislav_F