Ежедневно общаясь со стартапами, мне часто приходится слышать следующий вопрос:
А зачем стартапу думать о патентовании своих разработок, если это довольно продолжительный и дорогой процесс? Ведь не секрет, что очень много противников в целом системы патентования, особенно в IT области. Даже на Хабре довольно часто возникают холивары. Тем не менее, это очень важный шаг в жизни продукта, который, прежде всего, повышает вероятность привлечения инвестиций, а уже потом защищает от конкурентов.
Как показывает практика, стартапы, которые получают крупные венчурные инвестиции, имеют несколько патентов или патентных заявок, причем не только национальных, но и международных. В то же время компании, которые не имеют патентов, сталкиваются с трудностями при привлечении инвестиций. Венчурные капиталисты и бизнес-ангелы предпочитают иметь дело с запатентованными технологиями и считают наличие патента важным фактором при принятии инвестиционных решений.
Безусловно, стартапу нужен опытный эксперт по патентованию, который поможет выявить патентоспособный объект, подготовить патентную заявку, указать на требования, существующие в различных патентных юрисдикциях. В некоторых случаях, стартапу будет достаточно сложно самому подготовить патентную заявку на IT-решение или бизнес-метод, а порой даже невозможно.
Очень важно, что с правовой точки зрения патент предоставляет его владельцу монополию на использование или продажу технического решения в той стране, в которой получен патент и это позволяет получить хорошее конкурентное преимущество, а также избежать нападения третьих лиц с претензиями о нарушении прав интеллектуальной собственности.
Стратегия патентования важна на самой ранней стадии жизнедеятельности продукта, причем стратегия должна быть каскадной с увеличением количества объектов интеллектуальной собственности.
Также важно, что действие патента носит территориальный характер, то есть он действует только на территории той страны, где он был выдан, поэтому стоимость патентования в нескольких странах может быть очень высокой. Поэтому для стартапов очень важно понять свою рыночную нишу и определиться с географией патентования. Хорошим козырем, позволяющим сэкономить время и расходы, является процедура международного патентования PCT, которая предоставляет заявителю 30 месяцев с даты приоритета на то, чтобы определиться в какие страны подавать заявку на патент. Дата приоритета заявки на патент – это дата подачи заявки на патент в Учреждение (центральный орган исполнительной власти по вопросам правовой охраны интеллектуальной собственности) или в соответствующий орган государства — участника Парижской конвенции об охране промышленной собственности, по которой заявлен приоритет. Срок действия патента ограничен, как правило, двадцатью годами, поэтому решение стоит принимать осознанно, оценивая коммерческий потенциал технологии.
Если техническое решение публикуется или осуществляется раскрытие в интернете, на конференции до подачи патентной заявки, у заявителя имеется всего полгода или год (в некоторых странах), чтобы подать патентную заявку, это так называемая льгота по новизне. Лучше ей не пользоваться и не раскрывать сведения о продукте в открытых источниках до подачи патентной заявки. В противном случае есть риск получить отказ в выдаче патента по новизне по своим же публикация или материалам.
Немаловажным является вопрос о том, кто будет только изобретателем технического решения, а кто патентообладателем, чтобы избежать в дальнейшем судебных споров. Эффективное использование патента патентообладателем позволяет ему получать максимальный доход от производства продукции, в которой патент реализован. Также, значительную прибыль приносит продажа лицензий на использование патента. Но не стоит забывать, что не каждый патентообладатель активно использует свою интеллектуальную собственность.
При продумывании стратегии патентования необходимо стараться охватить как можно более широкую охрану своего продукта. Если это, например, web-продукт, то патентовать интерфейс, регистрировать исходный код. Если же это устройство, то стараться запатентовать само устройство, его внешний вид, нетривиальный способ его работы. Аналитическое интернет-издание ArsTechnica опубликовала результаты исследований профессора MIT Кэтрин Такер, согласно которым «патентные тролли» наносят основной ущерб не крупным ИТ-компаниям, а стартапам. Иски и претензии таких обладателей патентов привели к потерям венчурного капитала в размере $22 млрд за прошедшие 5 лет. Профессор Такер установила, что чем выше сумма инвестиций или интерес инвесторов к проекту, тем чаще подаются судебные иски и иные претензии по авторским правам и патентам. Таким образом патентное регулирование в целом является позитивным инструментом защиты интеллектуальной собственности. Патентный портфель является аналогом «ядерного сдерживания», только в данном случае предоставляет патентообладателю патентное сдерживание.
Не стоит забывать и о таком понятии как кросс-лицензирование, это когда компании обмениваются лицензиями на патенты, и теперь каждая из них имеет право использовать усовершенствованное изобретение. Одной из важных задач кросс-лицензирования является стимулирование конкуренции на рынке. В результате соглашения расширяются границы для проектирования и создания новых продуктов на основе собственных разработок с применением элементов изобретений других участников соглашения. Именно поэтому данный вид лицензий получил широкое распространение на Западе и особенно в Соединенных Штатах Америки.
Понять в первом приближении стоит ли патентовать техническое решение и есть ли потенциал получить патент, поможет следующий список необходимых условий для принятия решения:
• новизна — алгоритм/устройство или их комбинация обязаны быть не известны, причем они не должны быть опубликованы или раскрыты даже в маркетинговых целях;
• полезность – техническое решение имеет коммерческий потенциал, может быть внедрено на производстве;
• конкурентное преимущество – получение монополии на рынке, которое ставит на порядок выше конкурентов;
• масштабируемость – техническое решение применяется в нескольких областях или имеет несколько назначений;
• неизбежная публикация – продукт тяжело и невозможно охранять в качестве коммерческой тайны.
В том случае, если техническое решение соответствует одному или нескольким условиям, стоит обратиться к опытному патентному эксперту для получения незамедлительной помощи в патентовании.
Рассмотренный перечень вопросов не является исчерпывающим и отражает позицию автора касаемо патентования продуктов для стартапов.
Автор: BGerasin