В одних культурах воспоминания появляются раньше, чем в других, но исследователи долгое время ломали голову над тем, почему мы не можем вспомнить события в возрасте до двух-трёх лет.
Жизнь младенца, должно быть, прекрасна: тебя кормят, одевают и носят в слинге, тебе машут и улыбаются обожающие незнакомцы, у тебя хватает смелости кричать, что еда не пришла достаточно быстро, а потом бросать её на пол, когда она не нравится. Жаль, что никто из нас не помнит, как хорошо нам было когда-то.
На Рождество я наблюдала за тем, как мою дочь передают от одного дедушки к другому, и с тоской думала: она ничего этого не запомнит. В парках я бесконечно толкаю её на качелях, веду светские беседы с родителями, занимающимися сизифовым трудом, и с горечью думаю: почему она ничего этого не запомнит?
В 1905 году Зигмунд Фрейд ввёл термин «инфантильная амнезия», имея в виду «особую амнезию, которая в случае большинства людей, хотя далеко не всех, скрывает самые ранние начала их детства». Спустя более века психологи по-прежнему заинтригованы тем, почему мы не можем вспомнить наши самые ранние переживания.
«У большинства взрослых людей нет воспоминаний в возрасте до двух-трёх лет, — говорит профессор Ци Ванг из Корнельского университета. Примерно до семи лет воспоминания о детстве, как правило, обрывочны.
До недавнего времени учёные считали, что
Исследования Альберини на животных показали, что воспоминания, сформированные в период младенческой амнезии, на самом деле хранятся в
Почему у маори воспоминания возникают раньше
Различия в опыте могут также объяснить, почему возраст, в котором люди вспоминают свои первые воспоминания, существенно различается. Ванг, специалист по влиянию культуры на автобиографическую память, показала, что самые ранние воспоминания у американцев появляются в возрасте около 3,5 лет, что почти на полгода меньше, чем у китайцев. Американские воспоминания, как правило, более сосредоточены на себе и эмоционально проработаны, в то время как китайские воспоминания, как правило, сосредоточены на коллективной деятельности и общей рутине, обнаружила она.
«В азиатском контексте идентичность и самоощущение в меньшей степени определяются уникальностью, а в большей — ролями и отношениями с другими людьми», — говорит Ванг. В связи с этим воспоминания могут быть менее важны для определения идентичности, чем для формирования поведения и передачи знаний. «Если вы используете память для создания уникального чувства идентичности, вы, вероятно, помните множество уникальных деталей», — говорит Ванг.
Ещё одно объяснение расхождений, по-видимому, заключается в том, как родители обсуждают прошлый опыт со своими детьми. У новозеландских маори первые воспоминания появляются раньше, чем у людей европейского происхождения, — примерно с 2,5 лет. Профессор Элейн Риз из Университета Отаго, изучающая автобиографическую память у детей и подростков, отмечает, что в культуре маори большое внимание уделяется устным традициям, а также подробным разговорам при воспоминании о прошлых событиях.
Риз проследил за группами детей от младенчества до подросткового возраста и обнаружил, что люди, имевшие более богатую повествовательную среду в детстве, могли вспомнить более ранние и более подробные первые воспоминания в подростковом возрасте. Так было с детьми, чьи матери задавали вопросы, требующие развёрнутых ответов, и более подробно рассказывали о совместном прошлом, а также с детьми, которые росли в расширенных семьях.
«Мы знаем, что уже с шестимесячного возраста дети способны мысленно представлять себе что-то, что произошло в предыдущий день или неделю», — говорит Риз. «Именно то, что они могут описать этот мысленный образ словами, на мой взгляд, очень важно для того, чтобы помочь им сохранить эту память на всю жизнь».
По иронии судьбы, для инфлюэнсеров, рассказывающих о тщательно продуманных праздниках во имя создания «ключевых воспоминаний», ранние события, которые сохраняют в памяти дети, могут быть удивительно обыденными — «вещи, о которых большинство родителей никогда бы не стали вспоминать подробно», — говорит Риз. «Классический пример из моего собственного исследования — ребёнок, который помнит, что однажды увидел червяка на тропинке».
Специалисты по памяти спорят о роли языка в детской амнезии. Исследователи-гуманисты предполагают, что память может быть ограничена из-за неспособности описать ранний опыт через язык. «Но должно быть что-то более фундаментальное, что также играет роль, потому что мы наблюдаем тот же эффект [младенческой амнезии] у неговорящих животных, таких как крысы», — говорит профессор Рик Ричардсон из Университета Нового Южного Уэльса.
«Невероятно рано»
Повторные внушения могут привести к созданию образов и формированию ложных воспоминаний, говорит Ванг, приводя в пример знаменитый случай с Жаном Пиаже, влиятельным психологом, занимавшимся вопросами детского развития. Когда Пиаже было два года, он чётко помнил, как его няня отбивалась от потенциального похитителя, но спустя годы она призналась, что сфабриковала эту историю.
В ходе опроса, проведённого в 2018 году, 39% респондентов сообщили, что их первые воспоминания возникли в возрасте двух лет или младше. Исследователи предположили, что «невероятно ранние» воспоминания, такие как воспоминания о том, как их толкали в коляске или как они впервые пошли пешком, скорее всего, были вымышлены и основаны на фотографиях или семейных историях. Но хотя память податлива, а маленькие дети более внушаемы, «выдумки не так уж и распространены», говорит Ванг. «В нормальных условиях даже дети не принимают на веру всё, что вы им рассказываете».
Итак, если воспоминания о наших ранних вехах — первый день рождения, первые шаги, первая поездка на пляж — похоже, хранятся где-то в
Автор: SLY_G