Пожилой рабочий на строительстве «Эмпайр-стейт-билдинг» в 1930 г., источник. Вся стройка от подготовки стройплощадки до торжественного запуска лифтов заняла 410 дней
В последнее время часто приходится слышать про новую модель управления — избыток административных кадров, не имеющих отношения к основному производству. К сожалению, это особенно ярко проявляется в IT-индустрии, где количество менеджеров среднего звена сильно превышает стандартные показатели. Например, в компании Google доля менеджеров уже достигла 15% от общей численности персонала, то есть по одному менеджеру на пять-шесть работников. Это заметно превышает средний показатель в сфере услуг 1 к 15.
Избыток менеджеров в компании ведёт к негативным последствиям:
- засилье KPI с последующей деградацией продукта, которое по менеджерской логике должно увеличивать DAU;
- деградация корпоративной культуры из-за офисных интриг и карьеризма;
- снижение продуктивности разработчиков из-за бесконечных совещаний, созвонов, отчётности и использования ПО для «повышения эффективности» (таск-трекеры, тайм-трекеры, календари и проч.);
- цифровое истощение и выгорание сотрудников.
Это стандартные издержки от переизбытка менеджеров. Иногда даже единственный менеджер приносит больше вреда, чем пользы.
Закон тривиальности Паркинсона гласит:
«Время, потраченное на обсуждение пункта, обратно пропорционально рассматриваемой сумме».
Это меткое наблюдение того, что члены организации придают чрезмерное значение тривиальным вопросам. Чем более тривиален вопрос, тем длительнее обсуждения и яростнее споры.
Логичное следствие из закона Паркинсона состоит в том, что обсуждения, митинги, созвоны, планёрки и тому подобные встречи в абсолютном большинстве своём — бесполезная трата времени. Чем больше этих совещаний и чем они длительнее — тем они бесполезнее.
Но для менеджера эти совещания представляют собой перформативную деятельность, смысл которой заключается в её собственном существовании. Деятельность менеджеров сводится к назначению совещаний, обсуждению вопросов, записи результатов совещания и планированию новых. Даже если они совершенно бессмысленные. У менеджера совсем другая логика, ведь он думает не столько о продукте как ценности, сколько о своей карьере, зарплате, имидже. Рядовые сотрудники для него — просто «трудовой ресурс» для выполнения личных задач.
Менеджеру гораздо выгоднее решать проблемы, чем предотвращать их появление.
Решение проблемы | Предотвращение проблемы |
---|---|
Заметно для окружающих | Не заметно |
Выглядит захватывающе | Выглядит скучно |
Кажется трудным | Кажется лёгким |
Кажется критически важным | Кажется необязательным |
А это означает, что нельзя мешать появлению проблем. Чем больше проблем — тем лучше, ведь можно их героически преодолевать. В этом миссия менеджера.
Интересно, что «новая модель управления» с избытком менеджеров и засильем процедур/сертификаций/согласований проникает буквально во все сферы экономики.
▍ Почему всё вокруг подорожало
Из-за процедур/сертификации/согласований глобальная экономика сильно изменилась в последние десятилетия. Есть мнение, что по этой причине на порядок подорожали все инфраструктурные проекты.
Например, 102-этажный небоскрёб «Эмпайр-стейт-билдинг» построили за 410 дней (с 22.01.1930 по 01.05.1931), на КДПВ. Космическая программа «Аполлон» от формулирования задачи (12.09.1962) до высадки на Луну (20.07.1969) заняла менее семи лет.
Астронавт Базз Олдрин на поверхности Луны
Сегодня такие темпы невозможно представить ни в одной отрасли. В наши дни только получить разрешение на строительство займёт несколько лет или десятилетий, потом ещё несколько лет подготовить документацию, очистить инфраструктуру и т. д. Бюджеты разрослись до гигантских размеров. Притчей во языцех стал проект высокоскоростного поезда между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом, строительство которого началось в 2015 году. За это время бюджет вырос с $33 млрд до $128 млрд, а сроки окончания строительства постоянно сдвигаются (и конца им не видно). Сейчас первый участок планируют запустить в конце 2030 года, но это крайне оптимистичная оценка.
И такие «долгострои» стали нормой, потому что на каждом этапе процесса требуется множество согласований и разрешений.
В цивилизованной стране вы уже не имеете права самостоятельно построить дом, проложить электропроводку или пробурить скважину, на любой чих нужно вызывать сертифицированного мастера с лицензией. Что тут говорить, даже простую перепланировку в собственной квартире запрещено делать без подготовки проекта и согласования в исполкоме.
Естественно, что в таких условиях буквально все инфраструктурные проекты стали занимать на порядок больше времени и денег. За последние 50 лет всё вокруг подорожало в несколько раз (даже с учётом инфляции): недвижимость, образование, медицина, те же космические программы.
Таковы издержки современной цивилизации, которая зациклена на процессах и процедурах. Менеджеры и бюрократы захватили мир. Они выполняют планирование ради планирования, а исполнение задачи считают «лёгкой частью», когда «планирование» завершено. Но оно тянется бесконечно и затягивает все проекты.
▍ Приложения для управления приложениями
Квинтэссенция управленческого маразма — приложения для управления приложениями.
Менеджеры современной IT-индустрии — это своеобразные «хакеры продуктивности», которые всю свою жизнь положили на алтарь того, чтобы каждую секунду проживать как можно более продуктивно: читать по 12 книг одновременно и каждый день носить одинаковую одежду ради оптимизации. Но это на самом деле полная противоположность счастливой жизни, удовольствию и играм.
Анализ новых мобильных приложений за 2014−2021 годы показал, что софт для продуктивности — самая быстрорастущая категория. Здесь мы наглядно видим, как культ продуктивности захватывает мир.
Но в реальности большинство этих приложений нацелены на повышение эффективности использования других приложений. То есть это по сути приложения для управления другими приложениями. И они отнимают ещё больше времени: в среднем на работу с внутриорганизационными инструментами для «повышения продуктивности» уходит около часа в день, что способствует появлению нового феномена «цифрового истощения».
Это новый уровень сложности/абстракции, который должен помочь справиться со сложностью предыдущего уровня. Что самое интересное, аудитория приложений для продуктивности — полная противоположность аудитории приложений для чтения книг, прослушивания музыки и игр.
Вполне логично, ведь неторопливое вдумчивое чтение книг, прослушивание музыки и компьютерные игры для «продуктивного» менеджера — это пустая трата времени.
Культ продуктивности приобретает поистине сумасшедшие масштабы. Даже на Хабре каждый день публикуют советы для «повышения продуктивности» и «полезные» инструменты вроде топ-20 тайм-трекеров. Это бесконечное ускорение жизни и оптимизация времени.
Но известно, что софтверные компании умирают, когда власть захватывают менеджеры вместо технических профессионалов. В связи с этим вспоминается потрясающе откровенная инструкция ЦРУ, выпущенная в 1944 году. В ней изложены различные способы, которыми диверсанты могут снижать продуктивность компании (например, если гражданин не может сбежать из страны и вынужден работать на врага). Вот некоторые рекомендации:
- Настаивайте на том, чтобы всё выполнялось через «каналы». Не допускайте того, чтобы для ускорения реализации решений выбирались кратчайшие пути.
- Делайте «доклады». Говорите как можно чаще и пространнее. Иллюстрируйте свои идеи долгими историями из жизни и ссылайтесь на личный опыт.
- Как можно чаще поднимайте вопросы о несущественных проблемах.
- Спорьте о чётких формулировках в общении, протоколах, резолюциях.
- Возвращайтесь к темам, по которым было принято решение на последнем совещании, и пытайтесь повторно открыть вопрос о целесообразности этого решения.
Задача состоит в том чтобы постепенно снижать продуктивность компании, но при этом не вызывать подозрений, соблюдая формальные правила.
Такое ощущение, что многие современные менеджеры действуют чётко по инструкции для диверсантов. И у них отлично получается.
И всё это на фоне бесконечных офисных интриг, манёвров для улучшения карьеры, тайных сговоров за спиной, подлизывания к руководству — этих отвратительных офисных игр, в которых невозможно не участвовать, иначе сами станете жертвой интриг. К сожалению, отказ от борьбы за власть — самая неудачная стратегия в токсичной атмосфере современного офиса:
«Зачастую люди отказываются от борьбы за власть, потому что видят, как плохие люди стремятся к этой власти или используют её во зло. Но они становятся жертвами этого решения, упуская выгоду от игры. Всесторонний метаанализ влияния политических навыков [на работе] показал, что они положительно связаны с удовлетворённостью работой, производительностью труда, успехом в карьере и личной репутацией, и отрицательно — с физиологическим напряжением», — из книги профессора Джеффри Пфайфера «Семь правил власти».
Другими словами, если человек уклоняется от офисных интриг (а просто тихо и незаметно делает свою работу), то последствиями могут быть ощущение непризнанности и несчастья, а также снижение производительности и ухудшение здоровья. Такая мрачная ситуация в современных организациях — это результат насаждения культуры менеджеров, завязанной на карьеризм, продуктивность и «успешный успех». Она подталкивает или бороться за повышение, или идти на увольнение.
▍ Лучше делать, а не планировать
Главный девиз менеджеров — повсеместное использование метрик продуктивности, составление планов и отчётов о проделанной работе. Парадокс в том, что чрезмерный трекинг продуктивности, наоборот, снижает её. Отчёты отнимают время, а на реальную работу остаётся меньше сил.
На самом деле для максимальной продуктивности нужна полностью противоположная стратегия: как можно меньше отвлекаться на совещания и созвоны, ежедневные отчёты и метрики. Необходимо создать оптимальные условия для максимально сосредоточенной работы. Если отвлечь разработчика на 30 секунд — он выпадает из состояния потока и теряет несколько часов продуктивной работы. Если разработчики вынуждены ходить в офис, то необходимо выделить им отдельные кабинеты, где их не будут отвлекать и беспокоить. Это многократно окупится за счёт выросшей продуктивности.
Инженерный подход к решению проблем гораздо эффективнее, чем менеджерский. Это реальные дела, а не пустая болтовня. Вспоминается история, как инженер сэкономил компании $500 тыс. за пять минут, просто удалив в скрипте одну инструкцию, из-за которой серверы после каждого двухсекундного запроса к Snowflake в S3 переходили в режим ожидания на 10 минут (серверы S3 с оплатой за время работы).
Менеджеры были в шоке, как один инженер сумел на полмиллиона сократить издержки без их ценного участия? Ведь они много лет врали руководству о том, что всё работает как надо. После этой оптимизации все резко озаботились вопросом, как её использовать для собственной выгоды (продвижения по карьере, получения премии, прибавки к зарплате и проч.). Это была самая крупная оптимизация за много лет. Самого инженера назначили на десятки совещаний и заставили подготовить презентацию PowerPoint о проделанной работе.
В крупных IT-корпорациях разработчики месяцами или годами занимаются ерундой, потому что вся корпорация завязла в бюрократических процедурах. Менеджеров назначают даже в самые маленькие группы разработки из нескольких человек. Задача таких менеджеров — вырастить численность «своего» отдела, его влияние и вес, доказав собственную «продуктивность» и важность для корпорации. Всё это не несёт никакой ценности для общества — и не даёт удовлетворённости от работы нормальному человеку.
Кажется, современная молодёжь начинает понимать бессмысленность бюрократии и перформативной, показушной работы. Составлять ненужные отчёты ради продвижения по карьерной лестнице — самый глупый способ провести жизнь. Опросы показывают, что среди молодых специалистов популярность карьеры менеджера упала до абсолютного минимума. И это даёт хоть какую-то надежду на светлое будущее человечества…
Автор: Анатолий Ализар