Хочу поделиться своей историей расследования одной довольно необычной компиляторной оптимизации. Необычна она в том плане, что для нее производятся довольно нетривиальные математические вычисления. Приступим!
Чем я пользовался
Есть такой замечательный сайт: Compiler Explorer. Туда можно вставить код на одном из многих популярных языков программирования и посмотреть на ассемблер, в который этот код компилируется. Помимо ассемблера можно увидеть и другую полезную информацию, например промежуточные представления кода в процессе компиляции, а также список применяемых LLVM оптимизаций.
Рассмотрим вот такой простой код на языке Rust:
pub fn fancy_function(n: u64) -> u64 {
let mut sum = 0;
for i in 0..n {
sum += i;
}
sum
}
Даже люди, не знакомые с Rust, смогут понять, что тут происходит: заводим переменную sum
, проходим циклом по числам от до и суммируем их. Сумма возвращается из функции.
Казалось бы, как это можно упростить? Давайте заглянем в ассемблер:
Я нарисовал это в виде графа условных переходов. Зеленая ветка - если переход произошел, красная - если нет.
Самое интересное тут в том, что в ассемблере нет циклов вообще. Как же тогда он делает вычисления? Разобрав правую ветку, я вспомнил школьную математику, а именно, что:
Да, действительно, по такой формуле все и считается. Это выглядит очень любопытно, давайте посчитаем более сложную сумму:
pub fn fancy_function(n: u64) -> u64 {
let mut sum = 0;
for i in 0..n {
sum += i * i * i + 2 * i * i + 3 * i + 42;
}
sum
}
Здесь мы считаем сумму многочленов 3 степени. Кажется, я вспоминаю, как нам в универе рассказывали, что сумму любых многочленов можно выразить в виде формулы от n
. Выведет ли эту формулу компилятор?
Да, это произошло! Формула конечно гораздо сложнее, чем в первом случае, но это все еще формула, которая считается за .
На этом моменте мне захотелось разобраться, кто, в какой момент и каким образом проводит эту замечательную оптимизацию, и я начал с описания процесса компиляции Rust. Если вкратце, то код на языке Rust оптимизируется в двух местах:
-
Mid-level Intermediate Representation (MIR) - представление кода, в котором убран весь синтаксический сахар и выведены типы всех объектов. На данном этапе применяются оптимизации, специфичные для языка Rust.
-
LLVM Intermediate Representation (LLVM-IR) - формат кода, который передается в LLVM для последующей компиляции в бинарный файл. Здесь применяются оптимизации LLVM.
Попробуем отключить оптимизации MIR. Для этого выберем nightly версию компилятора Rust и посмотрим. Для простоты я вернулся к первому примеру с суммой от до
А теперь наоборот, включим оптимизации MIR и выключим оптимизации LLVM:
Видите голубую стрелочку наверх? Это цикл! И даже в ассемблере больше нет инструкций умножения чисел, только сложения. Выходит это оптимизация на уровне LLVM? Давайте проверим.
В Compiler Explorer можно вывести список всех примененных оптимизаций, и среди них я нашел такую:
Оптимизация называется IndVarSimplifyPass. Тут было удалено тело цикла и вынесено в виде формулы . А то, что осталось от цикла, будет удалено позже другими оптимизациями.
Беглым взглядом пробежавшись по исходному коду IndVarSimplifyPass, я нашел комментарий о том, что вся "магия" происходит с помощью Scalar Evolution Evaluation.
Перед тем, как читать его исходный код, я посмотрел видео на YouTube от LLVM, где разбирается SCEV Evaluation, и вкратце объясняется, какая математика за этим стоит.
Если вкратце, то бывают простые рекуррентные последовательности, записывающиеся в нотации :
То есть это обычная арифметическая прогрессия. Можно подняться на уровень выше и получить более сложную:
То есть начинаем с элемента , а затем на каждом шаге прибавляем элементы арифметической прогрессии . Можно аналогично определять последовательности больших порядков.
В данной нотации можно выразить сумму i-го элемента:
А сумму можно выразить так:
А еще есть правила, по которым такие последовательности можно поэлементно складывать и умножать.
И вот, проглядев код SCEV Evaluation, я нашел места, где происходят математические вычисления:
-
Тут вычисляются биномиальные коэффициенты
-
Тут считается i-й элемент последовательности
-
Тут считается сумма двух последовательностей
-
А тут вычисляется произведение последовательностей.
Чтобы окончательно разобраться в этом, я написал простой парсер выражений, в который вводится формула i-го элемента (в виде полинома от i), и выводится формула суммы этих элементов при i от 0 до Пример:
Посмотреть код и попробовать можно в моем репозитории.
В заключение, хочу выразить мысль, что такая оптимизация в очередной раз подчёркивает, что код, который вы написали, не обязательно будет совпадать в точности с тем, что будет исполнять процессор.
Автор: Тагир Хамитов