Артем Светлов aka trolleway — программист из NextGIS, а также любитель архитектуры и общественного транспорта. Он не только правит OpenStreetMap, но и каждый день работает с данными из него. Помимо этого, он увлекается съемкой сферических панорам улиц. Зачем он это делает, почему нельзя пройти мимо OSM и есть ли у него будущее — обо всем этом Артем рассказал в интервью.
— Когда и как вы узнали про OpenStreetMap?
— В 2011 году я зарегистрировался и начал картографировать, но о проекте слышал и ранее: его регулярно упоминали на Хабре. Однако я думал, что для того, чтобы стать его полноценным участником, необходим GPS-навигатор. Потому что тогда везде писали, что OSM — проект по отрисовке GPS-треков для серьезных туристов. И вот, наконец-то, когда у меня появился навигатор, я зашел на WikiOSM, чтобы узнать с чего мне лучше всего начать, и обнаружил, что уже несколько лет в OSM карту рисуют по спутниковым снимкам.
В OSM так всегда — о нем постоянно не хватает информации. Про него всё знают только его постоянные участники-редакторы.
— С чего вдруг вы стали рисовать карты?
— Меня привлек сам процесс, а также возможность сделать что-то полезное во время обычных для любого человека действий. Когда твое хобби — рисовать карту, уже можешь не просто куда-то идти или ехать на велосипеде — ты будешь параллельно делать ее лучше. Так гораздо интереснее жить.
Когда я пришел в проект, район, где я живу, уже был достаточно хорошо отрисован, причем за 1,5 года до этого. Тогда я решил попробовать порисовать подмосковные деревни по спутниковым снимкам. Но это не так увлекательно. В итоге начал обходить московские дворы с листочком в руках и отмечать тропинки и проезды, потому что на тот момент на карту Москвы было нанесено почти все, кроме дворов. Кстати, в то время многие в OSM-RU так делали: печатали на принтере обходные листы и ходили с ними по улицам.
— Что заставило вас это делать?
— Мне это нравилось. Тут важно отметить, мое основное хобби — архитектура. Причем архитектура рядовых городских построек, грубо говоря — панельных домов. Я и так ездил в определенные районы Москвы, например, в Орехо-Борисово и изучал здания, планировку кварталов, структуру дворов. Теперь же я не только делал фотографии домов и городской среды, но еще уточнял карту. Совместил во времени сразу несколько полезных и интересных для меня вещей.
— Знаю, что вы принимали активное участие во многих свободных и открытых проектах. Чем они вам интересны?
— Причины банальные. Во-первых, опыт работы с открытыми проектами — это важная часть резюме. Для сравнения, опыт работы с редактором «Народных Яндекс.Карт» (далее — НЯК) мало кому интересен. Во-вторых, практически всегда на базе открытого проекта можно сделать что-то свое, даже изобрести что-нибудь новое — одним словом, есть свобода и пространство для экспериментов.
Вернемся к той же НЯК. Там тебе доступен только веб-редактор, в котором можно делать только то, что разрешили его создатели. И ничего более. В OSM, наоборот, полная свобода. Нет нужных тегов? Придумай свои. Нужно что-то чего еще нет в проекте? Смело делай, главное — чтобы архитектура проекта поддерживала. Причем потом ты это также свободно можешь использовать в своих целях.
— Когда вы начали рисовать карту в 2011 году, скорее всего, этого не знали…
— Это всё написано в WikiOSM. Я просто еще тогда не поленился и прочитал.
— Получается, альтриузма у вас не так и много. Или все-таки есть?
— Присутствует. В OSM я рисовал тогда, когда мне было скучно или нечего делать. При этом мечтал, что те объекты, которые нарисую, будут кому-нибудь полезны.
— И? Кому-то стали полезны?
— Обязательно. Все данные, которые вносит любой мапер в OSM, могут и используются каждый день совершенно по-разному бизнесом, исследователями и энтузиастами по всему миру.
Прежде всего, это карта. Если вы нарисовали тропинку в лесу, отметили булочную или проставили номер дома — этому будет рад любой путешественник. Также данные из OSM выгружаются, «причесываются» и превращаются в тематические выгрузки, которые помогают в работе бизнесу и аналитикам. Но на этом сфера применения OSM не ограничивается. Можно привести еще с десяток примеров. Поэтому будьте уверены, ваши правки тоже кому-то пригодятся, даже если они будут совсем незначительными.
Каждый день на работе я вижу, как OSM помогает самым разным компаниям. И всем им нужны совершенно разные данные. Например, не так давно был один проект, в рамках которого заказчику нужны были пешеходные графы 150 городов России для расчета зон доступности. Причем там еще нужно было учесть ряд нюансов, связанных с реками. Достаточно, специфическое было задание.
Так что в следующий раз, когда будете думать о том, нужно ли вносить в OSM пешеходные дорожки в своем дворе, парикмахерскую за углом, памятник по пути на работу или нет — вносите. Абсолютно любой объект может кому-то понадобиться.
— Давайте поговорим о еще одном вашем увлечении — съемке сферических панорам улиц, которые потом вы загружаете на сервис Mapillary. Так понимаю, таких энтузиастов не так и много в стране. Почему и как вы это делаете? Расскажите об этом.
— Насколько знаю, таких людей в России еще 2-3. Говорю про любителей, а не про организации.
Я — фотолюбитель со стажем, который любит архитектуру. Меня очень привлекают исторические снимки улиц Москвы. Даже не обязательно столетней давности. Фотография, сделанная 15 лет назад, уже вызывает большой интерес, так как на ней все по-другому нежели сейчас: одежда, вывески, машины, торговые точки и пр. Тогда я решил для себя, что чем больше снимков городской среды, тем лучше. Но в Москве все дома такие большие, что они не влезают в кадр обычного фотоаппарата. Поэтому я всегда искал способы, как увеличить угол обзора. Я накупил много фишайных объективов, клеил кучу панорам. Но клеить панорамы — тяжело. Не в том смысле, что сложно, а много рутины: надо много часов подряд сидеть и кликать мышкой. И все равно получается некачественно.
Когда в продаже появились панорамные камеры с приемлемым качеством изображения, я сразу же себе такую купил. Это было в конце 2016 года. Если кому интересно, это была Ricoh Theta S, купленная в США на Amazon. Сейчас я снимаю на Xiaomi Mijia 360.
Ricoh Theta S во время съемки панорам улиц Москвы
Съемка на панорамную камеру — это совершенно другой мир, по сравнению с обычной фотографией. Во-первых, можно не думать о композиции, которая является основой обычного снимка. Ты просто идешь и смотришь на дома своими глазами, а не через видоискатель фотоаппарата. Во-вторых, можно фотографировать все подряд за счет большого угла обзора. Когда у тебя есть много панорамных снимков, начинаешь видеть те объекты или их особенности, которые не видны на обычных фото. Например, тебе становится понятным, как расставлены дома относительно друг друга и устроен двор. Обычная фотография не может этого передать за счет небольшого угла обзора.
Для съемок я выбираю те места, которые мне интересны с точки зрения архитектуры. Нельзя сказать, что я это делаю специально для OSM. Мои панорамы помогают OSM становиться точнее в силу того, что сервис Mapillary, куда я загружаю панорамы, дружит с OSM.
— Какой смысл снимать панорамы улиц в Москве, где почти каждый угол отснят Google или Яндекс?
— Панорамы этих компаний — автомобилецентричны, а я хожу пешком. Показываю мир глазами пешехода. Они сконцентрировали свое внимание на улицах, а я — на дворах и общественных пространствах, которые никто из них не снимает. К тому же, как отметил чуть ранее, панорамы на Mapillary выкладываются под свободной лицензией, что позволяет их свободно использовать другим, в том числе и для улучшения OSM. Кстати, для того, чтобы снимать панорамы для Mapillary, необязательно иметь 360-камеру. Хватит и обычного телефона — есть специальное мобильное приложение.
Панорамы улиц Японии, снятые Артемом (клик на картинку переведет на сайт Mapillary)
— Как происходит процесс «склейки» панорам? Вы сами писали софт? Или есть уже готовый?
— Все зависит от количества снимков. Обычно у меня их много. Тогда процесс обработки занимает приблизительно один рабочий день на компьютере. Итак, сначала я снимаю панорамы. Параллельно пишу GPS-трек на телефоне. Затем дома «сырые» снимки превращаю в панорамные. Обычно у каждой камеры для этого есть свой софт. Если его нет, может выручить утилита nona, которая входит в пакет для обработки панорамных снимков Hugin. Она перепроецирует панорамные изображения. После в редакторе JOSM открываю GSP-трек и с помощью плагинов photo_geotagging и photoadjust «привязываю» снимки к местности. Дальше нужно в панорамы добавить ряд тегов. Для этого я написал простой скрипт на Python, который добавляет их через утилиту exiftool. Потом запускаю скрипты Mapillary, которые грузят фотографии к ним на сервер. Также я написал скрипт, который может загрузить те же снимки на Google Street View.
— А как же OpenStreetCam?
— Когда я последний раз заходил на этот сервис, туда нельзя было грузить сферические панорамы. Более того, у них все Python 3, а у меня — на Python 2.
— Если кто-то заинтересуется съемкой сферических панорам улиц, они могут к вам обращаться? Уверен, многим это интересно. Особенно посмотреть ваши скрипты.
— Да, конечно, ко мне можно обращаться. Все мои скрипты выложены на GitHub. Но пока никто не спрашивал о них. Вы — первый. Вообще, съемка таких панорам в России и загрузка их на Mapillary — пока забава немногих.
— Почему тем, кто связан с ГИС-технологиями, стоило бы обратить внимание на OSM?
— Чтобы не изобретать велосипед. В экосистеме OSM есть много технологий, которые используются в более серьезных ГИС, а также в веб-разработке, с которыми программист может быть раньше и не сталкивался. Например, можно узнать, как работает протокол TMS и векторные тайлы. Нередко именно по этим темам люди пытаются придумать что-то с нуля, хотя всё уже давно реализовано и успешно работает. На Хабре периодически появляются такие статьи, где человек делится своими открытиями про OSM, которые на самом деле оказываются тем самым изобретением велосипеда.
Более того, при работе с геоданными невозможно пройти мимо OSM. Все-таки, смело скажу, это единственный крупный и всеобъемлющий бесплатный провайдер геоданных. Если делаешь карту, почти обязательно с ним как-то столкнешься.
— У OSM есть будущее?
— Мне кажется, что есть. Сейчас это одна из корневых частей инфраструктуры интернета. Тоже самое, что водопровод. Никто не разговаривает о московской водопроводной системе, но всей ей пользуются. В том числе по привычке и рефлекторно. С OSM ровно такая же история.
— Разве OSM также популярен как Википедия?
— Пожалуй, нет. О Википедии знают все, она есть даже в мемах, а про OSM — очень мало людей, даже среди айтишников.
— Почему?
— Это довольно специфическая вещь, которую никто не рекламирует.
— В России хорошо знают про OSM?
— Относительно. И только потому, что ему нет альтернативы. В США есть много открытых государственных геоданных. Если ты работаешь в какой-то ГИС-команде в Америке, можешь использовать государственные геоданные. Тоже самое в Японии и Великобритании. В России их просто нет. Даже платные данные по нашей стране сложно найти. Зато есть OSM, в котором Россия неплохо представлена.
— Вы сейчас продолжаете картографировать в OSM?
— Мало, так как отрисовал все места, которые мне были интересны. Есть еще одно — степные районы России, но я пока не собрался с духом. Там очень много работы. Сейчас не спеша делаю разные производные продукты от OSM. Например, карты железных дорог для иллюстрации статей в Википедии. Но при этом все равно про OSM не забываю. Время от времени добавляю POI и заметки через навигатор OSMAnd, а также последнее время стал вносить правки через мобильное приложение StreetComplete, где в игровой форме — отвечая на простые вопросы — делаешь карту точнее. Попробуйте, занятная штука.
карта железных дорог для Википедии
— Стоит ли приходить в OSM-сообщество?
— Конечно, стоит. В России еще много мест, которые необходимо нанести на карту. Для сравнения. Не так давно я был в Белоруссии, а сразу же после нее — в Волгограде. В Белоруссии в городах отмечены почти все точки интереса (POI). Я еду на поезде, смотрю в окно, проезжаю через какой-то маленький поселок, и даже там обозначена столовая свеклопункта. Иду я по центральной улице Волгограда — пусто. Через OSMAnd я добавил около 30 магазинов, которых там не было. Понятное дело, у них и страна меньше и концентрация людей больше, но поэтому OSM-RU и нужные новые люди. Хорошо бы, если бы кто-нибудь порекламировал OSM в России. Я, правда, не знаю как и где.
— Чтобы вы сказали новичку в OSM?
— В OSM ты можешь рисовать намного больше объектов и обозначать их свойства, причем те, которые тебе интересны. Например, форму кровли или цвет фасада зданий, что пригодится при визуализации данных. Кроме того, из OSM можно получить намного больше производных продуктов: картинки для блога, карты для навигаторов, наборы данных и пр. Существуют даже компьютерные игры на базе OSM. У OSM гораздо больше применения, как и свободы внутри проекта, чем у его конкурентов.
Постоянно появляются новые способы использования данных OSM. Поэтому читайте новости про OSM. Например, не так давно я узнал о мобильном приложении MapSwipe, «играясь» в которое вы можете помочь волонтерам гуманитарной команды OSM делать карту территории, где требуется особая помощь людям. проблемных районов мира. Причем делать это можно в метро, когда едете с работы. Кажется, приложение делает банальную вещь, но с его помощью можно сделать что-то, что ты никогда не делал и получить новый опыт.
P.S. В сети есть два видео, где Артем Светлов рассказывает о своем опыте съемки панорам на камеры Ricoh Theta S и Xiaomi Mijia 360. Но если вам интересно задать ему вопросы очно, 21 ноября 2019 года он планирует выступить с похожим докладом на «Схемотехнике».
Общение российских участников OpenStreetMap идёт в чатике Telegram и на форуме.
Также есть группы в социальных сетях ВКонтакте, Facebook, но в них в основном публикуются новости.
Предыдущие интервью: Сергей Синицын, Наталья Козловская, Виктор Вяличкин, Иван aka BANO.notIT, Антон Беличков, Елена Балашова, Илья Зверев, Тимофей Субботин, Сергей Голубев.
Автор: Sildream