Сергей Синицын — кандидат биологических наук, который окончил психфак МГУ, но в итоге связал свою жизнь с видео-артом и работает с известной арт-группой AES+F и художницей Ириной Наховой. При этом он правит карту в OpenStreetMap. Зачем нужно рисовать дорожки, стоит ли приходить в сообщество и как OSM связан с интересными жизненными историями — обо всем этом он рассказал в интервью.
— Как и когда вы познакомились с проектом OpenStreetMap?
— Первое знакомство произошло в 2010 году, когда я поехал на Байкал. Тогда у меня был iPhone 3GS. Для навигации я использовал приложение MotionX GPS, где в качестве подложки присутствовал и OSM. Помню, даже пытался записать GPS-трек тропы из посёлка Аршан к горному озеру Хобок, чтобы потом нанести ее на карту, но не удалось — телефон сел, и до сих пор этот трек висит грузом на моей совести.
Второе — пару лет назад, когда моей дочери исполнилось два года, и мы с ней стали гулять по нашему району. Она замечательно проводила время — играла на детской площадке, а я не знал чем себя в это время занять. Поначалу хотел установить на телефон игру Pokemon Go, но она не устанавливалась. Тогда я вспомнил об OSM и подумал, что могу принять в этом проекте участие: ходить по улицам, смотреть на окружающие объекты, добавлять их на карту и быть кому-то полезным. В крайнем случае, мои правки пригодились бы мне самому, чтобы проложить короткий маршрут и быстрее куда-нибудь дойти. Так я стал мапить и постепенно втянулся. У меня даже появилась специфическая привычка — сейчас когда я иду по улице, смотрю на все вокруг: урны, лавочки и все остальное, чтобы потом нанести на карту. Особенно это увлекает, когда идешь куда-то, где еще ни разу не был.
Кстати, карту я правлю в онлайн-редакторе iD. И первое время совершал ошибки, так как не знал, что такое «смещение»: открывал карту и переносил домики, чтобы они были как на спутнике. Потом исправился. На JOSM не перехожу, потому что хочу, чтобы картографирование для меня оставалось хобби. iD способствует неспешной работе. Боюсь, что если освою JOSM, то он как более профессиональный инструмент, повлияет на мою вовлеченность. Тогда точно втянусь по полной :)
— Чем вас увлек процесс картографирования?
— Сложно сказать. Как-то я читал одну научную работу, в которой автор приходил к выводу, что тяга к рисованию карт обуславливается генетической предрасположенностью. Чем оно характеризуется — не знаю. Думаю, это совпадение черт личности: стиль
Причем я прекрасно понимаю, что никогда не получится идеально описать местность. Всегда чего-то не хватит: тегов, времени, знаний и чего-то еще. Углубляться в детализацию тегов, объектов, микромапинга можно бесконечно. Поэтому, лично для меня, рисовать карту в OSM — это получать удовольствие.
— Что вам нравится в OSM? Не нравится?
— Мне нравится вносить различные трансформаторные подстанции и пожарные гидранты. Когда-то прочёл, что их номера помогают ориентироваться любителям каких-то ночных забегов или чего-то похожего. В результате сейчас в районе Аэропорт (Москва) одна из наиболее полных карт этих подстанций если посмотреть на Overpass. Любопытно, что в Москве мало наземных пожарных гидрантов. За границей я постоянно их отмечаю. Не знаю почему они мне нравятся, возможно потому что видны издалека, и кажется, что польза от них может быть в экстренной ситуации. Надеюсь, они кому-то пригодятся.
— Стоит ли приходить в сообщество, если начал рисовать карту в OSM?
— Много маперов общается исключительно с тегами и спутниковыми снимками. Но, как мне кажется, ты в любом случае рано или поздно столкнешься с сообществом: либо у тебя возникнут вопросы, как отметить тот или иной объект, либо к тебе появятся вопросы у «вахтеров», если ты что-то «сломал».
Вопрос в другом — что такое сообщество? Это те, кто сидят в чате RU-OSM в Telegram? Или на форуме? Например, на последнем я редко бываю и совершенно не представляю, что там происходит. Хотя там тоже есть сообщество, которому интересен OSM. Мы все находимся в разных городах, и из-за расстояний сложно встречаться всем вместе. Возможно из-за этого кто-то тоже не чувствует себя причастным.
Главное — это рисовать карту и получать удовольствие. В чатик в Telegram, думаю, стоит заходить когда есть конкретный вопрос, на который нужен ответ. В большинстве случаев сообщество откликается на твою просьбу и помогает. Правда часто на вопрос можно получить два противоположных мнения, и сиди потом опять думай. А можно просто зайти в свободную минутку, посмотреть что есть интересного. Понять, что не только ты мапишь, но и твои товарищи, «почувствовать» сообщество.
— Пользуетесь ли вы OSM по работе или в личной жизни?
— По работе не требуется. А в жизни… Сам про себя шучу, что не нужно бояться пользоваться OSM, ведь я же сам в него вношу правки. Конечно, в 2ГИС Москва отрисована намного лучше, но когда ты идёшь по карте OSM, ты сразу видишь где не дорисовано и можешь внести исправления, чтобы она стала точнее. С дивана это не всегда видно. OSM'ом так же очень удобно пользоваться в походах. Перед тем как куда-то ехать я открываю OSM, сравниваю карту со спутниковым снимком и если чего-то не хватает, то дорисовываю, а где-то ставлю «fix me», чтобы не забыть уточнить это на местности. В результате у меня обычно получается наиболее полная карта из всех существующих, по которой можно ориентироваться. Но здесь возникает конфликт. Если я все красиво и хорошо отрисовал, появились дороги и разные объекты, то значит об этих замечательных уголках природы узнает намного больше людей, которые самое малое — займут стоянку. Иногда хочется «снести» все эти дороги.
— Зачем нужно рисовать дорожки в OSM?
— Повторюсь — для удовольствия. Тебе за это не платят. Ты тратишь свое время. Ты как-то должен себя оправдать. Как? Что у нас не нарисованы еще миллионы дорог и я не должен вставать из-за компьютера пока карта не станет идеальной? Нет. Карта никогда не станет идеальной.
На основе рисования OSM, мне кажется, можно построить какую-нибудь научную работу из серии «Зачем люди занимаются...». Кто-то собирает марки, кто-то играет в игры, а кто-то рисует карту. Какие-то базовые вещи у этого едины — получение удовольствия, проведение досуга, переключение внимания.
Почему именно карты интересны этим конкретным людям? Это требует уже более серьезного научного исследования. Если оно будет включать в себя ещё и физиологию, сравнить реакцию организма с другими удовольствиями, то это совсем круто. Обратите внимание, что в чатике нередко проскальзывает следующая вещь: мапер делится тем, что он рассказал о своем увлечении друзьям, а они не заинтересовались, значит им почему-то это не подошло.
Кстати, еще один интересный вопрос — что больше маперу нравится: сам процесс картографирования, когда сидишь и рисуешь карту, или то ощущение, когда нажал кнопку «Отправить» и увидел свои правки в OSM?
— Вам что нравится?
— Наверное, сам процесс картографирования. Потому что как только ты нажал кнопку «Отправить», понимаешь, что уже все — пора возвращаться к другим делам.
— Вы принимали участие в этом году в картовстрече, во время которой обходили и отрисовывали поселок Коммунарка в Москве. Почему вы решили принять участие?
— Если сидишь дома и рисуешь карту по спутнику, то можно пропустить много чего интересного. Всегда можно собраться с силами, встать и пойти на улицу. Но я был не только на этой встрече: посещал «Схемотехнику», 15-летие OSM, с вами вот сейчас общаюсь. Понимаю, что тяжело встать и куда-то пойти, но это того стоит. В итоге будешь только рад, что как-то раздвинул свои горизонты, а не ограничился картинкой на экране.
На встрече ты видишь точно таких же людей, как и ты, которые рисуют дорожки и получают от этого удовольствие. Всегда веселее делать это вместе, чувствуя что где-то ещё сидит народ и рисует, это поддерживает.
— Как близкие реагируют на ваше увлечение?
— Наверное, вы хотели просить, как я им объясняю, зачем мне нужно сбегать на пару минут вон туда, чтобы посмотреть, что там такое? С пониманием. С картами моя семья сталкивается только в походах. В прошлом году OsmAnd добавил навигацию по рекам (возможно по моей просьбе), стало очень удобно оценивать расстояние и время при путешествиях на байдарках, чему все рады.
— Что бы вы сказали новичку?
— Возможно не стоит сильно мотивировать себя мыслями «помогаю другим», потому что личной благодарности вряд ли получишь, и может быть из-за этого разочаруешься.
— Может быть есть какая-то интересная история, связанная с OSM?
— Есть грустная история: не внесено еще столько собственных GPS-треков и заметок… Когда все это обрабатывать? Где взять столько времени?
Но если серьезно, я иногда маплю по мотивам книг. Что-нибудь читаю, потом залезаю на карту и начинаю рисовать. В частности, например, мапил по книге «Земля Санникова». Там описываются наши северные острова. Названия, указанные в книге, конечно же, не вношу. Рисую только то, что видно со спутника. Благо эти острова практически пустынные.
Изучая историю этих островов я нашел информацию, что в 20-ые года прошлого века там была метеорологическая станция. Далее мне попались оцифрованные дневники одного полярника тех лет и снимки этой станции. Иногда я смотрю фото Артемия Лебедева из его путешествий. Кстати, я ему написал и спросил: можно ли использовать его снимки для уточнения данных в OSM. Он разрешил.
OSM — это больше, чем просто рисовать домики или дорожки. Это еще истории! По крохам собираешь данные. Допустим, закрытый остров, где только ученые, смотришь, что у них там и как расположено. Понимаю, что никому это никогда не понадобится, потому что там всего три строения и две сторожки, но мне любопытно. Попутно попадаются какие-то воспоминания, интересные истории и человеческие судьбы.
Как-то мне случайно попалась видовая фотография города Эгвекинот на Чукотке. Я решил помапить немного этот город. Увидел, что там есть горнолыжный подъёмник, стал искать информацию, чтобы внести. На форуме этого города нашел трогательные воспоминания одного товарища, который описал, как в 70-ые года в этом месте люди начали кататься на горных лыжах, когда туда приехал тренер-армянин Галимулин Хасан Залимович, который сагитировал мальчишек заниматься этим видом спорта. Постепенно на форуме появляются новые люди, которые пишут, что тренер все также живет в этом городе. Еще через несколько страниц автор поста сообщает: нашел телефон тренера и позвонил ему.
Благодаря какой-то случайной фотографии города я начинал мапить, а потом через горнолыжный подъемник в далеком чукотском городе мне раскрывалась красивая жизненная история. Разве это не классно?
Общение российских участников OpenStreetMap идёт в чатике Telegram и на форуме.
Также есть группы в социальных сетях ВКонтакте, Facebook, но в них в основном публикуются новости.
Предыдущие интервью: Наталья Козловская, Виктор Вяличкин, Иван aka BANO.notIT, Антон Беличков, Елена Балашова, Илья Зверев, Тимофей Субботин, Сергей Голубев.
Автор: Sildream