После успеха интервью с Сергеем Голубевым про OpenStreetMap, я решил продолжить и сделать серию материалов с наиболее активными и видными участниками этого проекта. На этот раз на мои вопросы отвечал Тимофей Субботин (Sadless74) — инженер-строитель из Челябинска, который участвует в OSM более 10 лет. Насколько популярен OSM в России, нужно ли его официальное представительство в нашей стране и почему осмерам стоит общаться — обо всём этом он рассказал в интервью.
— Как вы узнали про OSM?
— Это связано с походами. Мое хобби — сплавы. В 2008 году я приобрел туристический навигатор Garmin 60CSx. Для него были нужны карты. Так я узнал, что есть OpenStreetMap. После походов я начал вносить свои наблюдения: места для стоянок, родники, достопримечательности и пр. — чтобы и самому этим пользоваться и помочь другим туристам. Кажется, это было так недавно, но в прошлом 2018 году отметил 10 лет ежедневным картированием.
— Почему этот проект вас заинтересовал?
— В OSM можно не только вносить правки, но и всегда их свободно скачать. Это важное преимущество, которое отличает его от других похожих проектов. Для меня рисование домиков в OSM – приятный отдых. Серьезно этот проект меня увлек тогда, когда нарисовал дороги и дома в родном селе, а потом решил отметить на карте OSM все населённые пункты Челябинской области и дороги к ним.
Во всём этом мне нравится ещё и то, что это позволяет мне открывать и узнавать мир. Я никогда не смогу посетить все населенные пункты Челябинской области, но благодаря OSM могу хотя бы посмотреть, как они выглядят на спутниковых снимках.
Ещё до OSM экспериментировал с Linux, разбирался веб-сайтами и немного программировал. Но участие в ОСМ подтолкнуло разбираться с этим глубже.
— Каким было сообщество RU-OSM тогда? Какое оно сейчас?
— Раньше в RU-OSM на форуме появлялось больше увлечённых участников и было больше дискуссий.
— Продолжительное время вы переводили и публиковали на Хабре еженедельную новостную рассылку об OSM — “WeeklyOSM”. Почему вы этим занялись?
— Во-первых, в России немногие знают английский язык. Во-вторых, до того, как я начал переводить “WeeklyOSM”, на русском языке об OSM писал только Илья Зверев в своем блоге «ШТОСМ». Из него, кстати, я и узнал об этом проекте и том, что они ищут волонтеров для перевода новостей на другие языки. Эта идея показалась мне интересной и я решил попробовать. Мне хотелось «прокачать» свой английский и просто было любопытно узнать, что происходит в мире OSM.
Постепенно я стал уставать от этой общественной нагрузки и все реже делать переводы, пока совсем не оставил это дело. Один в поле не воин. На перевод одного выпуска у меня уходило порядка 4 часов. К тому же, у меня не получалось это делать кусочками, то есть каждый день по чуть-чуть. Как оказалось, у меня другой склад характера, если перевожу, то сразу весь выпуск. Несколько раз мне помогали другие осмеры, но это не вошло в традицию. Если кто-то решится помочь мне с переводом «WeeklyOSM» — пишите, буду рад, попробуем возродить его выпуск на русском.
— Когда вы еще переводили «WeeklyOSM», какие впечатления производили OSM-сообщества других стран? Может быть, есть какие-то личные наблюдения по этому поводу?
— Обратил внимание, что постепенно стали появляться сообщества в Африке, Азии и Южной Америке. Раньше в большей степени OSM представлял из себя Европу и США. Если говорить про Европу, то первое место по активности займут Англия и Германия, второе — Франция и Бельгия. Как я смог понять, у них больше свободного времени и несколько иное отношение к жизни — они более открыты, им проще дается социальная коммуникация. OSM для них — хобби, а хобби немыслимо без общения. В Германии, например, в крупных городах раз в неделю (!) проходит OSM-встреча.
— В России нечто подобное организуется?
— В Москве этим занимался Илья Зверев, а сейчас пока про встречи не слышно. Расскажу о своём опыте. В 2011 году я пробовал организовать встречу осмеров в Челябинске. На нее пришло всего 7 человек. Я подготовил доклад, поделился своими достижениями в OSM, обсуждали как и где картируют другие. Далее общались в основном на форуме и в чате.
Почему так происходит? Предполагаю, что увлечённые ОСМ участники раскиданы по всей стране, и даже в крупных городах предпочитают общаться через интернет, ещё, возможно, что участники OSM используют его в работе, рисование карты для них — не хобби, а потому им не интересно после работы обсуждать работу.
Многие рисуют, кто-то общается, но почему так мало? Не понятно.
— Что дают встречи в оффлайне? Зачем они нужны? Какая от них польза? Может, если они не проходят в РФ, они и не нужны? Нет такой потребности у сообщества?
— Если чего-то нет, то это не говорит о том, что это не нужно. Этого просто пока нет. Что же касается встреч, здесь нужно набраться терпения и продолжить их организовывать. Но, так понимаю, что пока у всех иссяк энтузиазм и нет свободного времени.
Если же говорить про то, зачем нужны такие встречи, мне вспоминается конференция “State of the map”, на которой я побывал в 2018 году. В первый же вечер я познакомился с авторами проекта «WeeklyOSM». Мы сидели в кафе, ели пиццу и общались. Не знаю, как вам, но мне живое общение дарит больше эмоций. Если посмотрите снимки с подобных мероприятий, то чаще всего люди на них улыбаются.
— Чего еще интересного происходит в сообществах OSM других стран?
— В выпусках “Еженедельника ОСМ” были новости из Франции. Там недавно открылось локальное представительство фонда OSM. Отчасти это связано с тем, что французские власти постепенно переходят с карт Google на OSM. Поэтому сейчас Франция начала активнее отрисовывать себя. Также их местный фонд OSM собирает пожертвования для аренды более мощных серверов. Помимо этого он регулярно организует различные акции, связанные, как со сбором данных, так и правильным импортом открытых данных в OSM. Похожие процессы происходят и в Бельгии. Сообщества этих стран постепенно выросли из неформального клуба любителей картографирования до официальной организации.
— Почему французские власти решили перейти на OSM?
— Год назад Google стал брать плату за использование его карт. Предполагаю, французы посчитали деньги и поняли: лучше один раз вложиться в OSM, чем каждый месяц кому-то платить.Было бы хорошо, если участники сообщества RU-OSM доносили эту мысль и до наших властей. Хотя, стоит отметить, что карты OSM начали появляться на сайтах.
— Вы неоднократно в чате OSM-RU в Telegram и на форуме высказывали мысль, что было бы хорошо, если бы в России появилось свое представительство фонда OSM. Можете рассказать об этом подробнее?
— Да, я говорил такое. Даже представляю, как это можно было бы сделать, но не хватает смелости и решительности. К тому же, пока не набралась команда единомышленников.
Чем бы могла заниматься такое представительство? Как и в остальных странах — популяризировать и продвигать OSM каждый день. Это должно стать работой. Быть точкой, куда обращаются люди или организации, в том числе и представители властей, с разными предложениями: помочь отрисовать населенный пункт, качественно импортировать данные и пр. С одной стороны — официальное представительство, с другой — оно не отвечает за то, что происходит внутри самого проекта.
Сейчас подобное общение происходит через форум или чат в Telegram, но всё же это не то, так как это каналы связи для внутреннего общения самих осмеров. Там можно узнать, как правильно замапить магазин или школу, настроить JOSM и загрузить базу смещений.
В 2012 году создали Совет российского OSM. Это был заметный шаг на пути к появлению официального представительства OSM в России. К сожалению, к концу 2012 года совет прекратил свою деятельность.
— В чем польза обществу от OSM?
— Не стоит преувеличивать значение OSM, как и преуменьшать. Это не элитная и не самая важная вещь в мире, а всего лишь единственная бесплатная альтернатива проприетарным картосервисам от всех известных IT-гигантов. Но самое главное — это увлечение тысяч людей по всему миру. Это хобби.
К тому же, считаю, что этой пользы могло бы быть больше, если бы больше людей знало о всех возможностях, которые дарит OSM. Ведь нередко OSM воспринимают только как бесплатную карту. Когда же рассказываешь и показываешь, как его ещё можно использовать, это в корне меняет представление об OSM.
— В каком состоянии сейчас находится сообщество RU-OSM: развивается или стагнирует?
— Каждый день в России правит карту и добавляет новую информацию порядка 150-200 человек. Регистрируются новые пользователи. Всё познается в сравнении. Если сравнивать с зарубежными сообществами: тогда у нас уверенная стабильность, которая длится уже несколько лет. Нельзя сказать, что нет развития, но оно очень неспешно. Нет ярких событий, но нет и провалов. Достигается самая главная цель проекта — люди рисуют карту в свое удовольствие. Каждый делает что-то, что ему нравится, а в итоге это приносит пользу всему проекту.
Радует, что последнее время появляется всё больше сервисов, которые используют данные OSM: урбанисты, сайты, коммерсанты и пр. Это важный показатель. Если берут данные, значит, люди знают о проекте и их в какой-то мере устраивает качество получаемой информации. Иногда вы можете видеть, если заходите с российского IP, что тайлы на официальном сайте OSM грузятся чуть дольше. Это происходит из-за того, что нагрузка на российский прокси-сервер OSM, где хранится кэш с тайлами, значительно возросла. О чем это говорит? О том, что OSM в России, как источник данных, достаточно популярен и активно используется.
Но несмотря на эту популярность всё же редко когда бывает, что те, кто использует данные из OSM, становится частью сообщества. Очень бы хотелось, чтобы они не стеснялись и присоединились к RU-OSM.
P.S. После интервью Тимофей решил продолжить переводить WeeklyOSM.
Автор: Sildream