Пару недель назад в Переславле-Залесском прошла юбилейная, десятая конференция «Свободное программное обеспечение в высшей школе», кратко OSEDUCONF-2015.
Как следует из названия конференции, доклады все крутятся вокруг опенсорса-линукса и образования, иногда с уклоном в чисто научно-технические штуки, иногда в чистый cофт, иногда — в политику. Бывают и зажигательные доклады, и откровенно скучные, глубоко-философские и приземленно-реалистические, доклады конкретно-практические и академические с названием в три абзаца, из которых все равно ничего не понятно, жалобы на жизнь и истории успеха. Open-source разработчики и мейнтейнеры, ректоры и преподаватели ВУЗов, практики из индустрии, чиновники из министерств, ученые разной степени безумности, студенты, набирающие очки для диплома.
Теперь доклады ищут зрителей — я качественно их записал и смонтировал (монтаж с нескольких камер, экрана и диктофона, технологии оживления™ и т.п.), вот, в качестве иллюстрирующей картинки минутный ролик-почти коуб, хорошо подходит, чтобы мгновенно передать и общее впечатление и быстро пролистать все доклады — может у кого-то, даже без чтения обзоров-аннотаций, глаз сразу зацепится за интересное.
А под катом краткий обзор и классификация докладов как с последней конференции, так и ретроспектива-классификация за три последних года — не бойтесь кликать, там только компактный текст, а все видео — ссылками.
В этом году, наверное наиболее интересным для широкой аудитории докладом был «Кризис UNIX way и фундаментальное IT-образование»допматериалы. Религиозно-трендовый доклад о кризисе веры. Веры в UNIX-way — все, чему учили, оказалось неверным — и система юникс-прав, и межпроцессные взаимодействия, и текстовое журналирование, и графическая система, и … куда не плюнь в линуксе заменяют все, пересматривают все архитектуры. Есть ли что-то неизменно-аксиоматическое в этом безумном меняющемся мире, чему можно учить студентов десятилетиями не приходя в сознание? Похоже только обобщенным принципам хорошей архитектуры, причем надо признать, что «классический юниксвей» часто этим принципам не удовлетворял. В некотором смысле доклад продолжает пессимистическую линию доклада о кризисе open-source, который тоже рекомендуем к просмотру. Доклад экспрессивный, а у докладчика имидж сумашедшего профессора из комикса Blood Stain… смотреть будет нескучно.
СПО для эффективного преподавания
- «Свободные и бесплатные программы для создания математических сайтов»допматериалы — как же эффективно делать формулы и графики для веб-контента? Перепробовано разное, от GIF-генераторов по LaTeX до MathML и JavaScript/HTML5-рисовалок. На мой взгляд, автором упущено было одно из самых эффективных решений, которое как раз я использую — SVG-формулы по LaTeX.
- «MediaWikiQuizzer или ВикиЭкзамены — тесты, удобные преподавателю и студенту»допматериалы — мой рассказ о системе тестов-вопросов MediawikiQuizzer и вообще удобстве использования доработанной MediaWiki для удобного ведения образовательного контента, причем тесты также «граждане первого класса», и их также же удобно заводить и многократно использовать, быстро исправлять ошибочные или неудачные вопросы.
- «Web-контрольные по программированию с автоматической генерацией заданий»допматериалы — тут тоже о тестах, с упором на важность генерации самих заданий, чтобы ленивые студенты не смогли тупо спалить/выкачать/забомбить/закодить все возможные вопросы-ответы.
СПО в преподаваний IT-дисциплин
- «Построение практикумов по программированию встраиваемых систем»допматериалы — история, как ставили соответствующий курс для двух белорусских университетов, с желанием работы на реальном ARM-железе, но все равно получился
автомат Калашниковакурс по программированию ядра, прогит и все такое и на эмуляторах. Но все равно, хороший опыт, все материалы на гитхабе. - Несколько докладов связанных с КуМиром-ПиктоМиром — самобытной, возможно несколько опередившей время системе обучения детей программированию, причем выступал собственно ее изобретатель.
- «Алгоритмика и программирование для дошкольников и младшеклассников — мировые тенденции и отечественный опыт»допматериалы — Эксперименты с ПиктоМиром, т.е. «дотекстовыми» системами программирования для детского сада. Впрочем, сейчас наверно все уже видели Blockly Games — так вот, наши подобное изобрели давно, только популярности мало… А по официальным каналам, с методиками и переобучением учителей информатики, с сотнистраничными методичками все идет небыстро.
- «Пять практикумов К. Ю. Полякова по программированию с автоматизированной проверкой в системе КуМир. Результаты переподготовки учителей информатики»допматериалы — Это как раз о обучении учителей, и там возможно хуже, чем с обучением детского сада. В общем, как выяснилось, не каждый учитель информатики осилит самостоятельное обучение, хотя нашли лайфхак — можно смотреть с какой скоростью он решает пару задач, чтобы понять, есть ли ему шанс обучиться самостоятельно или нужен очный тренинг.
- «IDE для изучения Python»допматериалы — не стоит думать, что весь этот Кумир какой-то «альтернативный особый путь», более того, на базе IDE для Кумира пытаются сделать добротное обучающее IDE для Python-а. Потребность есть — хороших свободных IDE нет, проект стартовал еще до появления академических лицензий на PyCharm, да и в этом случае, есть сложности и возни с выпрашиванием лицензий и с перегруженностью самого IDE. Я немедленно запросил у автора реализацию REPL-цикла в режиме отладки — штука дико помогающая при обучении, и при этом которая есть только в дорогих платных IDE. Взлетит или нет — увидим в ближайший год. Хотелось бы, чтобы да.
- «Об одном опыте проведения спецкурса по Python с автоматической проверкой домашних заданий»допматериалы — Дистанционный доклад наполовину из скринкаста, о полудистанционном курсе обучения в ВМК-МГУ, путем лайвкодинга на питоне с просмотром скринкастов, и турнирным решением задач на олимпиадной системе ejudge. «Чем выше в турнирной таблице имя, под которым ты можешь логиниться, тем выше твоя оценка ©». Много сомнительных решений, как автоматическое выставление оценки по набранным баллам, да и рискованные совет укрощать непростой ejudge… но опыт в любом случае, интересный.
- «Разработка информационных систем с использованием СПО NoSQL СУБД MongoDB»допматериалы — на самом деле тут речь идет не о разработке, а о преподавании разработки, так что тут люди с опытом, вряд ли найдут что-то новое, наоборот, могут наброситься за кучу сомнительных утверждений («NoSQL — это без транзакций и не подходит для финансовых приложений и т.п.»). Но с точки зрения преподавания да, пора завязывать преподавание только устройства классической РСУБД, на базе теории «System R» и практики на phpmyadmin-е, пора показывать все многообразие СУБД и учить делать правильный выбор.
- «Обучение процессному управлению на свободном ПО»допматериалы — «Бизнес-процессы, менеджеры с пафосными лицами рисуют стрелочки в BPMN-нотации и потом моделируют Корпорацию» — во все это можно поиграться и на отечественном опенсорсе. И бесплатно, и придуманы разные задачки, есть обучающие материалы и все такое.
СПО и оргпроцесс в ВУЗах
- «Система управления учебным процессом и единая образовательная среда МГИУ»допматериалы — В МГИУ студентов обучают Ruby/рельсам, и поэтому посильно сделать все — от ERP-системы для ВУЗа, до порталов-CMS и даже системы антиплагиата. Разумеется, скрещивая Linux, GitHub, Ruby on Rails, PostgreSQL, MongoDB, CAS, Ace, Pandoc, Markdown, LanguageTool, TeXLive, MathJax, jQuery, Reveal.js… — все модное и вкусное из опенсорс-мира. Грустно, что все это в духе объявления «никого не ищу просто хвастаюсь ©», т.е. само-то решение не опубликовано…
Open-source в научных и околонаучных исследованиях
Да, тут совсем не про образование, скорее, скажем так, Оригинальные Научные Исследования.
Статический анализ кода
Доклады с названиями длиной выше разумной (>256): «Построение эквивалентного представления зависимостей в исходном тексте программ с использованием универсального промежуточного представления»допматериалы и «Экспериментальное изучение количественных закономерностей при анализе исходных текстов ПО с открытым кодом по эквивалентным представлениям»допматериалы — это все про статический анализ, с компиляцией кода на разных языках в Abstract Syntax Tree (родными парсерами), и переводом этой AST в некое еще более абстрактное и обобщенное «УПП». Ну, и с помощью наработанных фреймворков грузим разный опенсорс-код (откуда еще достать много кода…), и считаем какие-то очень странные метрики. Мне вот графики типа «Зависимость доли типизированных утиных полей от порога» реально вынесли
Datamining и поиск
- «Анализ BigData с Apache Spark и методами онтологического инжиниринга»допматериалы — Кстати, вот пример, что конференция не строго пролинуксовая — и докладчик с почтой в домене «outlook.com», и первой же фразой, «как тут, в вашем линуксе на полный экран вывести?» (кстати — F5). Но вести хорошие — простейшему датамайнингу (скраулить википедию-проиндексировать-посчитать что-то простое на графе) уже учат на самом свежем — Apache Spark + Scala.
- «Повышение качества поиска в больших объёмах текстовых документов с использованием генетического алгоритма как способ поддержки научных исследований»допматериалы — уфф… еще одна попытка сделать Семантический Поисковый Движок с Онтологиями. В мире мода на это уже спала, да и хорошие полнотекстовые движки убили мантру «без семантичности поиск невозможен», но эксперименты продолжаются.
Впрочем, неважно, ведь докладчик — красивая девушка.Все тоже на Apache Spark + Scala («Scala модный язык в наших кругах»). Я правда не понял, зачем там нужен генетический алгоритм, если он используется только для странного отбора с максимизацией fitness-а по случайно взятым параметрам… (попадание в онтологию, веса найденных терминов в разных разделах документа…) т.е. вроде не происходит главного для генетических алгоритмов — «скрещивания» решений.
Химия
- «ROSA Desktop Fresh в химической лаборатории»допматериалы — увы, тут речь не про автоматизацию опенсорсом «Breaking Bad», а скорее некоторый обзор аналитических программ, полезных химику. Непосредственно же девайсами (масс-спектрометрами и прочим) все так же управляют винды с закрытыми драйверами. Впрочем, не так уж и густо и с околохимическими программами, если выкинуть десятки поделок, типа вариантов «периодической таблицы». Увы, хороший предметный open-source софт может родиться только от человека с пониманием предметной области, т.е. надо либо ждать, когда химик научится программировать, либо когда он поженится на программисте. Или наоборот, как в этом случае.
Лингвистика
- «Практический морфоанализатор санскрита — Морфей»допматериалы — аудитория наполнилась заклинаниями на мертвых языках, когда автор демонстрировал свой очередной плагин к Firefoxу — пока это только обратная задача морфоанализа, прямая — генератор словоформ, в ближайших планах. Ну и конечно, долой руби, только javascript, только хардкор.
«Что новое ожидается в Восьмой платформе Альт Линукс»допматериалы — это, наверно, заслуженный спонсорский доклад, ибо ALT Linux — бессменный организатор этой конференции. Ну, а мы, РОСА, регулярно помогаем с технической частью, видеозаписью и публикацией.
Кстати, это все еще бета-версии видео, в них вшита «отладочная информация» — например красные временные маркеры истинного времени. Так что если вдруг вы обнаружите какой-то критичный баг в видео (пропал звук, нужно сделать экран больше, чтобы что-то прочесть, или наоборот, убрать экран, чтобы увидеть лазерную указку) — пишите мне, или комментами к видео, или ЛС, в общем, как угодно — указав этот самый диапазон времени и проблему — пока (пару недель), все еще можно будет исправить.
Да, был еще один доклад, даже с очень крутым результатом (что-то типа «P=NP!!111», но сходу даже мне непонятное), но собственно и докладчик и ректор того университета решили соблюсти секретность и его не записывать (речь шла о каких-то патентах и прочих играх в приоритет). Разумеется, это бы меня не остановило от записи, но тут реально случилось «Гомеостатическое Мироздание ТАК©», снегопад, я по глупости на недоприводной машине опаздывал… но даже успев к началу, заглох за 20 метров до места проведения (генератор→сел аккумулятор→ехал без фар→ и таки заглох на последнем повороте) и провозился как раз до окончания этого доклада, шедшего первым. Такие дела.
Ну раз вы дочитали досюда, предлагаем вам под спойлером плотноупакованный обзор-классификацию конференции за три последних года, с ссылками видео и прочие материалы, ибо даже ворошить помпезные названия и раздутые аннотации бывает непросто, тут же все максимально кратко, в твиттер-стиле.
- «Сегодняшние проблемы высшего образования в России»допматериалы — отличный доклад от ректора IT-университета — досталось и болонской системе, и мобильности образования, разрушающего регионы, и собственно основной вопрос образования, кого готовить — «человека разумного» или «человека умелого?»
- «Использование СПО в образовании»допматериалы — длинный глобальный доклад от академика РАН и директора ИСПРАН.
- «О необходимых знаниях и умениях для программистов суперкомпьютеров»допматериалы — известный российский ученый о «агрессивном невежестве» программистов, навязываемом чрезмерно практическим обучением, о поиске баланса между теорией и практикой, о метамоделях метамышления в метаобразовании… и даже о постижении дао.
- «Можно ли информатика, обучавшегося традиционному программированию, переучить на алгебраическое?»допматериалы — тот же ученый об исчерпании процедурно-тьюринговой модели при программировании высокопроизводительных вычислений, о необходимости изначального обучения функционально-алгебраическому подходу.
- «О подготовке специалистов в области ПО»допматериалы — «Все плохо!», «Катастрофа!», причем и одновременно «индустрии не хватает выпускников» и «мало кто из выпускников найдет работу», «нехватает преподавателей» и «на преподавателей денег нет». Индустрия, в лице АПКИТ, шлет помощь в виде профстандартов («ну збс теперь»), ну и понятно дело, что-то надо менять, и делать процесс эффективней и дешевле, без СПО не обойтись.
- «ЕГЭ по информатике — итоги 2012 г.»допматериалы — Все плохо, но не очень. ЕГЭ работает, к тупым тестам добавляют олимпиадные задачи, отбор идет, будущее есть.
- «Кризис UNIX way и фундаментальное IT-образование»допматериалы — вышеупомянутый доклад о том, что пора на свалку всем старым юникс-преподавателям.
Open-source и организационный процесс в ВУЗах
- «Информационная система УГП имени А.К.Айламазяна, как учебная среда и учебное пособие»допматериалы — ректор IT-университета в Переславле, собственно принимающего конференцию, о том, что для IT-университета свой велосипед — CMS, порталы, система обучения и конференций и т.п. изобретать необходимо — «не взлетим, так поплаваем» — что бы не получилось, это полезный опыт разработки информационных систем. К тому же вроде получилось.
- «Система управления учебным процессом и единая образовательная среда МГИУ»допматериалы — Аналогичный велосипед выстроили и в МГИУ, о чем уже писал выше, + «Опыт использования свободного программного обеспечения в Московском Государственном Индустриальном Университете»допматериалы — более старый МГИУшный доклад на ту же тему.
- «Технические и организационные аспекты внедрения СДО Moodle в образовательной организации»допматериалы — если ВУЗ не специфически ITшный, то наверно велосипед изобретать не надо, надо ставить open-source learning system, и допиливать ее либо своими силами, либо вызывать консалтинг по ней — авторов доклада.
- «Курсы переподготовки преподавателей ИХБТ НИУ ИТМО на базе Moodle»допматериалы — вот как раз пример успешного внедрения Moodle в не-IT ВУЗе, с магическим названием «Институт Холода».
- «Мобильный клиент оперативного доступа к ИАСУ МАИ»допматериалы — в МАИ тоже борятся с бюрократией выписок-ведомостей, планшет вместо бумаги, к сожалению, осталось непонятным, на каких технологиях и опубликовано ли решение.
- «Проблемы и решения подключения учреждений профобразования к ФИС ЕГЭ и приёма»допматериалы — Впрочем, речь не только про университеты и институты, тут рассматривается задача подключения
ПТУколледжей к Федеральной Информационной Системе Единого Государственного Экзамена.
Образование и индустрия
- «Linux-образование — симбиоз ВУЗов, коммерческих компаний и LUG»допматериалы — программисты из пары белорусских компаний объединились, проникли в БГИУР, и запилили курс по линуксу и всему такому, используя практически для всей коллаборации github. Сплошная синергия и благодать, хотя в кулуарах докладчик рассказывал, как приходилось преодолевать и бюрократию не только в ВУЗах, но и в компании, обманывать HRов и т.п.
- «РОСА и НИУ ВШЭ — опыт сотрудничества на ниве обучения студентов»допматериалы — схожий опыт, трудовая практика по выбору для студентов из вышки — либо написать что-то самому интересное (можно работать командой), либо поиграть в мейнтейнера и собирать пакеты, либо заняться системной частью операционки — вариантов полно.
- «Студенты и свободные проекты — опыт Red Hat Identity Management»допматериалы — огромные ресурсы редхата, интересные задачи, правда все это достается чешским студентам.
- «Программа Google Summer of Code как способ привлечения студентов к разработке СПО проектов»допматериалы Google-гранты на подкормку СПО-жизни падают хорошим проектам, синергия — студент
подсаживается на опенсорсполучает обучение, не стыдные деньги, славу и удовольствие — тут как раз опыт всего этого от широко известной Krita. - «Задачи подготовки и переподготовки инженерных кадров в условиях расширения использования СПО в различных отраслях промышленности»допматериалы — заявлялся круглый стол, но на самом деле вышел длинный «загруз» от оставшегося для меня неизвестным деятеля вроде бы из питерской оборонной промышленности… Если автор или кто узнал — напишите мне.
Специализированные дистрибутивы для образования
- «Интеграция мобильных устройств в составе учебного класса общеобразовательного учреждения»допматериалы — обзор-реклама школьного дистрибутива от «Информика», который настолько суров, что планшеты для школьников там на GNOME Shell.
- «Что может предложить Альт Линукс для образования»допматериалы — соответственно, обзор Альта, как мы уже говорили, организатора конференции.
СПО для эффективного преподавания
- Ну, скромно и кратко о трех моих докладах:
- «Магия пера или эффективная свобода преподавания со стилусом»допматериалы — Лекции и семинары можно сделать сильно круче всего лишь используя ноут со стилусом, который можно купить за копейки, и свободный софт, причем мы написали то, что давно не хватало в линуксе — хороший экранный аннотатор. Не нужно ни громоздких досок, ни закрепощенности слайдов, можно преподавать очно и удаленно… одни плюсы и бонусы.
- «SeminarAssembler — эффективная съемка, монтаж и публикация лекций и конференций»допматериалы — лекции со стилусом, это хорошо, но надо завязывать работать «магнитофоном лекций», все повторяющееся — надо записывать, хорошо приготовленное информационное видео полезно и лучше оффлайн лекций, а сделать это можно дешево и просто. С помощью этого фреймворка я смонтировал и опубликовал несколько тысяч лекций, семинаров и т.п. В частности — как раз все записи этой конференции.
- «MediaWikiQuizzer или ВикиЭкзамены — тесты, удобные преподавателю и студенту»допматериалы — удобные тесты на MediaWiki, про этот доклад я уже говорил выше.
- «Особенности использования виртуализованных окружений, внедренных в презентационные материалы»допматериалы — крутая штука, живые виртуалки внутри HTML-слайдов (VNC→noVNC+HTML5→вау), с которыми можно поиграть даже зрителям, прямо внутри лекции.
- «Распределённая система автоматизированного тестирования»допматериалы — еще одна самодельная система тестов и в продолжение ее развитие в сторону генерации заданий → «Web-контрольные по программированию с автоматической генерацией заданий»допматериалы
- «Свободные и бесплатные программы для создания математических сайтов»допматериалы — вышеупомянутый доклад про веб-публикацию формул и графиков.
СПО в отдельных дисциплинах
Программирование и IT
- «Использование языка программирования Python в качестве базового при обучении специалистов»допматериалы — хотя тема вроде бы тривиальна и понятна, но тут и опыт ВМКшного преподавателя, + экспрессивная манера доклада … видео уже набрало 4K просмотров.
- «Применение виртуальных машин в составе иллюстрированных обзоров истории программного обеспечения»допматериалы — Курс по юзабилити десктопных интерфейсов, крупнейшая коллекция-музей виртуальных машин древних десктопных систем на разных эмуляторах (там пригодилась даже РеактОС, причем не в качестве экспоната, а для чего-то полезного…) и все это показывается студентам на лекциях, и даже выставляется на поиграть через вышеупомянутую VNC-HTML5 технологию.
- «Построение практикумов по программированию встраиваемых систем»допматериалы — тот же автор, кроме юзабилити преподает и ембед-программирование. Наверно еще и на машинке вышивать умеет.
- «Об одном опыте проведения спецкурса по Python с автоматической проверкой домашних заданий»допматериалы — программирование с олимпиадными техниками проверки.
- «Дипломное проектирование на СПО»допматериалы + «Разработка информационных систем с использованием СПО NoSQL СУБД MongoDB»допматериалы — в Московском Пединституте раньше учили информационные системы делать на LAMP, теперь вот, даже туда пришел NoSQL.
- «Обучение принципам построения ядра операционных систем на практике»допматериалы — в Институте Системного Программирования обучают на практике и разработкой для линукс-ядер, но сразу в линукс-ядре разобраться и тем более обучаться — сложно. Хочется чего-то простого и работающего. Выбрано экзоядро JOS от MIT, запускаемое под QEMU.
- «Использование компилятора gcc и библиотеки MathGL в курсе «Вычислительная техника и алгоритмические языки»»допматериалы — еще одна библиотека для графиков, есть и GUI средство для построения-просмотра графиков из языка разметки графиков в WYSIWYM-режиме.
- Про Кумир мы уже упоминали выше, тут о нем рассказывают методологи и разработчики, соберем тут все, к нему относящееся:
- «Кумир 2.0. Компилятор и среда выполнения»допматериалы — развитие не остановить.
- «Ускорение выполнения Кумир-программ с помощью LLVM»допматериалы — Кумир используется и в ЕГЭ и в некоторых олимпиадах по программированию, где автоматическая проверка заданий с замером скорости работы — каждая секунда на счету, и надо оптимизировать, иначе школьники не будут пользоваться.
- «Среда КУМИР для изучения алгоритмов управления сенсорными сетями роботов»допматериалы — и даже можно программировать роботов.
- про «Алгоритмика и программирование для дошкольников и младшеклассников — мировые тенденции и отечественный опыт»допматериалы, «Пять практикумов К. Ю. Полякова по программированию с автоматизированной проверкой в системе КуМир. Результаты переподготовки учителей информатики»допматериалы, «IDE для изучения Python»допматериалы — уже упоминали выше.
Роботы, в основном на базе LegoNXT
- «Роботы в образовании или что такое «РоботоБУМ»»допматериалы
- «Среда КУМИР для изучения алгоритмов управления сенсорными сетями роботов»допматериалы
- «Свободное программное обеспечение для NXT»допматериалы
Играем в «рисование бизнес-процессов» практически тема одного автора в развитии →
- «Методика обучения процессному подходу к управлению предприятием на основе СПО и ее апробация в НИТУ МИСиС»допматериалы
- «Использование свободного ПО в учебном процессе — разработка, внедрение, методика преподавания»допматериалы
- «Обучение процессному управлению на свободном ПО»допматериалы
Open-source в научных и околонаучных исследованиях
Лаборатории
- «ROSA Desktop Fresh в химической лаборатории»допматериалы — увы, ничем в химии опенсорс управлять не умеет, полезны только аналитические программы.
- «Опыт использования СПО в микроскопии — моторизованный микроскоп и Micro-Manager»допматериалы — а вот в биологии может все, включая управление многотонным микроскопом замурованном в заглубленных Бункерах для Ученых.
Далее Оригинальные Научные Исследования, поэтому наверно надо быть осторожней с восприятием — если в докладах по образованию собравшаяся аудитория не даст рассказывать полную ерунду, то в узких областях тут… могут быть драконы. Поэтому ваш фидбек особенно в этой части важен — пишите комментарии, указывайте на ошибки, предлагайте идеи, я постараюсь их довести до авторов.
Статический анализ кода Да, опять-таки тема одного автора, про парсинг кода в AST и затем в некоторое свое Универсальное Представление, и потом попытки сделать из этого что-то полезное. Автор лайфхаком (по два доклада на одной конференции) решил проблему с ограничением времени одного доклада и набрал целую серию →
- «Прототип инструмента для анализа графа потока управления открытых исходных текстов С и С++ на основе универсального представления»допматериалы
- «Выделение типов в универсальном классовом представлении для статического анализа исходного кода»допматериалы
- «Построение универсального представления графа потока управления для статического анализа исходного кода»допматериалы
- «Проект технологии извлечения знаний из исходных текстов на языках С++ и Csharp с использованием общего промежуточного представления»допматериалы
- «Построение эквивалентного представления зависимостей в исходном тексте программ с использованием универсального промежуточного представления»допматериалы
- «Экспериментальное изучение количественных закономерностей при анализе исходных текстов ПО с открытым кодом по эквивалентным представлениям»допматериалы
Datamining и поисковые технологии
- «Применение онтологического подхода для анализа текстов в облачном контент-репозитории C2R»допматериалы
- «Повышение качества поиска в больших объёмах текстовых документов с использованием генетического алгоритма как способ поддержки научных исследований»допматериалы
- «Анализ BigData с Apache Spark и методами онтологического инжиниринга»допматериалы
Гидродинамика
- «Особенности моделирования морских течений в OpenFOAM»допматериалы — Хардкорная гидродинамика, реальные задачи (загрязнения в Охотском море), считать можно и на ноутбуке, и на кластере.
Параллельные вычисления
- «Эффективность различных технологий распараллеливания при решении вычислительных задач»допматериалы + «Сравнительное исследование производительности математических пакетов и библиотек на многоядерных процессорах»допматериалы → Бенчмарки-замеры широкоизвестных библиотек линейной алгебры — *BLAS/ATLAS и их поведение при распараллеливании… однако мне данные кажутся несколько сомнительными — эксперименты там были на кластерах из старых ноутбуков.
Лингвистика Тоже доклады одного автора, любителя разработывать на JS/node.js, и его любимый морфоанализатор-плагин к Firefox «Морфей»:
- «Morpheus — морфологический плагин к браузеру FireFox»допматериалы
- «Практический морфоанализатор санскрита — Морфей»допматериалы
Встречалось и совсем для меня непонятное: «Поиск минимальных существенных замкнутых классов в Pk»допматериалы.
Свободный софт (практически без связи с образованием)
- «Свободные программы в проекте ГИС областного масштаба»допматериалы — С open-source технологиями даже
коновалыветеринары осилили сделать специальную картографическую систему отслеживания эпидемий (свиноцид там, и вот это все).
- «СПО. Кризис среднего возраста?»допматериалы — философски-трендовый доклад про
блеск и нищету, взлеты и падениятренды в мире опенсорса. А именно — «куда уехал цирк, он был еще вчера». Рекомендую — несколько тысяч просмотров, не устарел до сих пор. - «Krita — графический редактор для художников»допматериалы — Фичи отличной и популярной рисовалки в рассказе непосредственно от разработчика.
- «Управление инфраструктурой предприятия с FreeIPA»допматериалы — хардкорная лекция про запутанную архитектуру новинок управления инфраструктурой, от редхатовского архитектора.
Пройдите по ссылкам — там будут и аннотации, и тезисы, и развернутая инфографика слайдов, тематическая классификация и информация об авторах. Кстати, часто это было самым сложным моментом при публикации — понять кто выступал: докладчики почему-то не представлялись, в программе доклада по советской привычке заявлен десяток соавторов, непонятно кто из них выступал, причем по дурацкой традиции, в программе только фамилии с инициалами, дурацкие ФИО, по которым не только фиг что нагуглишь, но даже пол автора понять нельзя. Приходилось тратить часы на поиски вменяемой информации об авторах. Докладчики, еще раз призываю — читайте мою памятку докладчику, вы сделаете мир лучше.
В целом, видно, что выступающие повторяются из года в год, а хотелось бы и свежих лиц, и роста аудитории. Поэтому, агитирую приехать и выступить в следующем году — чтобы создать более серьезный конкурс, чтобы не было докладов принятых от безысходности. Конференция проходит в последние выходные января, где-то около Нового Года надо начинать следить за объявлениями (поставьте себе в календарь сейчас).
Но если докладов нет — все равно агитирую приехать. Доклады — не главное:
- Это вполне можно считать рекреационным образовательным туризмом:
- Конференция в центре Переславля-Залесского, города, который в 19 веке отказался от железной дороги и… скажем так, сохранился в неизменном виде… По крайней мере центр.
- Там есть хорошая аутентичная русская кухня.
- Погода отличная для зимы в это время — легкий мороз, снег.
- Можно доехать (от Москвы — за пару часов на машине, правда вышеупомянутый снег может быть проблемой, если едете на недоприводной машине, как угораздило однажны меня), или на автобусе организаторов, или просто автобусе.
- И все это — бизнес-туризм — командировку отметят, к проведенным каникулам получите на работе пару отгулов.
- Общение — «тусовка» неглупых взрослых людей, с некоторыми возможностями и определенной властью — тут и руководство ВУЗов, сотрудники компаний, занимающихся Linux-дистрибутивами — можно ловить и жаловаться, предлагать идеи… вполне можно сделать мир лучше, или хотя бы узнать, почему нет.
Напоследок вот еще мои фото, малохудожественные, но дающие некоторое представление об обстановке, людях и вообще атмосфере самой конфы.
Автор: belonesox