Вдохновившись постом читателя passanger2012, я решил подать заявление на Google Summer of Code 2012. И меня приняли! В этой статье я расскажу о своем опыте подачи предложения (пока еще свежо в голове), а так же напишу еще 2 статьи о ходе самой программы. Всем кому интересно, прошу под кат!
Часть первая: подача предложения
Часть вторая: дожить и пережить midterm
Часть третья: сдача проекта
Как это работает
Все начинается с того, что организации подают заявки на участие. Они составляют список идей, по которым студенты пишут свои предложения на участие в Google Summer of Code (GSoC). Идея в вкратце, один-два параграфа, описывает то, ЧТО нужно сделать. Идея не содержит информации о том, КАК именно она будет реализована. Студент, в своем предложении на участие, конкретно расписывает идею, и составляет конкретное описание того, как она будет реализована. Кроме того, любой студент может добавить свою, совершенно новую идею с блэкджеком и шлюхами, в список конкретной организации, и по ней уже написать предложение. Новая идея должна быть одобрена организацией.
Организация сама оценивает полученные предложения от студентов. Google распределят места для студентов среди организации, выплачивает денежные вознаграждения, а так же контролирует весь процесс. Google выступает судьёй, если возникают спорные ситуации между студентами, менторами, админами организации и т.д. Google может делать исключения в любом из правил. Слово Google — закон.
Этап 1: Ищем идею
Заходим на официальный сайт и видим: 180 организации, в каждой по 20 и более идей! Чтобы просмотреть все, уйдет слишком много времени. В поиске есть возможность искать по имени организации и по тегам. Вначале я поискал интересные мне организации («eclipse», «jetbrains», «twitter» и т.д.), посмотрел их идеи и составил список интересных для меня. Затем я начал искать по тегам («java», «python», «git»). Так я и нашел JBoss Community, куда и подал, в конце концов, свое предложение. Выбирая идею нужно прежде всего искать ту, что Вам действительно интересна и которую Вы бы хотели сделать, даже если бы и не участвовали в Google Summer of Code. Но есть еще некоторые аспекты.
Своя идея VS идея от организации
Как я уже говорил, если Вы обязательно хотите участвовать в Google Summer of Code от конкретной организации, но не одна из их идей Вам не подходит, то Вы можете предложить свою! Идея должна быть продуманной и важной для организации. Могу сказать, что из 8-ми принятых предложении в JBoss, 4 были предложены студентами!
Известная VS неизвестная организация
Субъективно, мне показалось, что больше всего предложений было подано в известные организации. В менее известных организациях было меньше желающих, а значит и больше шансов, что выберут именно Вас. Есть ли на Хабре менторы из GSoC? Что скажете по этому поводу?
Новая VS 'бывалая' организация
По правилам GSoC, новые организации не получают более 2-ух мест в первый раз. Это связано с тем, что Google больше заботит качество, а не количество. Они хотят быть уверены, что в организации хорошие менторы, и что они действительно готовы уделить достаточно времени для поддержки студентов. Исключения составляют известные организации с хорошей репутацией, и организации, участвовавшие ранее в GSoC в составе родительской организации, или организации-партнера.
Количество предложений
Разрешается подать до 20(!) предложений на участие. Организации видят, сколько предложений Вы подали. Если Вы подали больше 6 предложений, Вас скорее всего, сочтут спамером, так как, чтобы написать даже 6 действительно хороших предложений надо потратить изрядное количество времени. Еще раз: quantity quality matters!
Этап 2: Выполняем предварительные условия
В некоторых организациях есть обязательное условие: прежде чем подать предложение на участие, нужно показать, что Вы действительно хоть что-то понимаете в программировании. В основном, просят исправить какой-нибудь баг из их баг-трекера, а некоторым организациям будет достаточно, если Вы немного улучшите документацию, или добавите перевод статьи. Задачи эти небольшие и решаются быстро, они как раз для того, чтобы отфильтровать спамеров, и тех, кто пишет предложение в последний день.
В JBoss не было никаких предварительных условий, можно было подавать предложение сразу.
Этап 3: Пишем первую версию
Итак, Вы выбрали идею и решили написать предложение! Вот то, что должно присутствовать в хорошем предложении (взято из форумов, рассылок электронной почты, разговоров с менторами и GSoC FAQ):
- краткое описание (максимум 300 слов)
- Ваши контактные данные + часовой пояс
- польза от Вашей идеи
- как конкретно собираетесь реализовать идею
- временная шкала
- информация о себе
- почему хотите участвовать именно от этой организации?
Так же, я руководствовался тремя предложениями, которые Mozilla Foundation сочла хорошими в 2009 году:
Далее, находим адрес электронной почты ментора и шлём ему первую версию предложения, с просьбой её просмотреть и помочь советом. Ментор обычно будет рад, что к его идее проявили интерес и подскажет, что еще можно улучшить или добавить.
Дополняем предложение, благодарим его и спрашиваем, можно ли упомянуть его имя в Вашем предложении. Обычно ментор будет не против.
Этап 4: Официально подаём предложение
Когда все готово, заходим на сайт Google Summer of Code и подаем предложение в интересующую организацию.
Некоторые организации просят студентов добавлять предложения еще и в вики-хранилище самой организации. Не забудьте это сделать, если требуется.
Анонс принятых студентов
Анонс принятых студентов состоялся в этом году 23-его Апреля в 19:00 UTC. Если Вас приняли, Вы получите официальное подтверждение от Google. Поздравляю! Вы сделали это!
Не волнуйтесь, если не получите ответа от Google ровно в указанное в анонсе время! Я получил сообщение только через полчаса. Сам сервер GSoC, первые 40 минут после анонса, был сильно перегружен и постоянно выдавал ошибку 500 (честно говоря, не ожидал увидеть такое от Google с их облачной инфраструктурой).
Полезные советы
- начните готовиться заранее!!! У меня на всё про всё ушло примерно 3 дня. Вам скорее всего придется обменяться парой сообщений с ментором и/или админом организации. Они могут находиться в другом часовом поясе и у них может быть много работы, так что на ответ у них может уйти время.
- первый параграф в Вашем предложении должен простым языком объяснить, почему Ваше предложение важно для организации и почему именно Вы достойны его реализовать. (маркетинг, маркетинг, маркетинг!)
- попросите англоязычного друга, проверить Ваше предложение. Читать грамматически и стилистически правильный текст намного приятнее и это может увеличить Ваши шансы. Если англоязычных друзей нет, то не поленитесь хотя бы проверить текст на орфографию в текстовом редакторе.
- если Вы общались с ментором, добавьте его имя в Ваше предложение (естественно предварительно спросив его разрешения). Фраза типа «I would like to thank John Doe for his feedback in creating this proposal.» добавит плюс Вашему предложению.
- упомяните, что Вы будете писать блог в процессе разработки решения (и естественно пишите его). Организациям это нравится.
Немного статистики
отношение принятые / поданные предложения GSoC: 1212 / 6685 [18%]
отношение принятые / поданные предложения JBoss Community: 8/56 [14%]
принятые предложения от KDE: 60
принятые предложения от twitter: 3
среднее количество студентов на одну организацию: 1212 / 180 = 6.7
Дерзайте!
В заключение, вот мое предложение, которое приняли в JBoss. Я буду рад ответить на любые вопросы в комментариях! В статье читателя passanger2012, указанной в самом начале, описывается много того, что я упустил здесь. Удачи в этом следующем Google Summer of Code 2013!
Автор: jzelenkov