Читая FAQ по SSPL MongoDB лицензии, кажется, что в ее изменении нет ничего страшного, если только вы не «большой и крутой провайдер облачных решений».
Однако спешу вас разочаровать: последствия непосредственно для вас станут гораздо серьезнее и хуже, чем вы могли бы подумать.
Копилефт-условие в Разделе 13 SSPL применяется только тогда, когда вы предлагаете функциональность MongoDB или модифицированных версий MongoDB третьим лицам в качестве услуги. Для других SaaS-приложений, использующих MongoDB в качестве базы данных, не существует условия копилефта.
MongoDB всегда была «несговорчивой open source компанией». В то время как мир переходил от лицензий с копилефтом (GPL) к либеральным лицензиям (MIT, BSD, Apache), MongoDB для своего MongoDB Server Software выбрала AGPL – еще более ограниченную версию GPL.
Прочитав форму S1 MongoDB, используемую для подачи заявки на IPO, вы увидите, что акцент сделан на модели freemium. Это достигается путем уродования версии Community Server, а не за счет поддержки ценностей сообщества разработчиков открытого ПО.
В своем интервью 2019 года генеральный директор MongoDB Dev Ittycheria подтвердил, что MongoDB Inc. не собирается сотрудничать с сообществом разработчиков открытого ПО для улучшения MongoDB, поскольку они сосредоточились на своей стратегии freemium:
«MongoDB была создана MongoDB. Там не было существующих ранее решений. Мы не открывали исходный код для получения помощи; мы открыли его в рамках стратегии freemium”,
– Dev Ittycheria, генеральный директор MongoDB.
В октябре 2018 года MongoDB изменила свою лицензию на SSPL (Server Side Public License). Это было сделано внезапно и недружественно по отношению к сообществу разработчиков открытого ПО, где о предстоящих изменениях лицензии объявляют заранее, позволяя тем, кто по какой-либо причине не сможет использовать новую лицензию, планировать и осуществлять переход на другое ПО.
Что такое SSPL на самом деле, и почему это может повлиять на вас?
Условия лицензии SSPL требуют от любого, кто предлагает MongoDB в качестве DBaaS, либо выпускать всю окружающую инфраструктуру на условиях SSPL, либо получить у MongoDB коммерческую лицензию. Для провайдеров облачных решений первое нецелесообразно, поскольку лицензирование MongoDB напрямую позволяет MongoDB Inc. осуществлять значительный контроль над ценами для конечных пользователей, что означает отсутствие реальной конкуренции.
Поскольку DBaaS становится ведущей формой использования программного обеспечения для баз данных, такая зависимость от провайдера является серьезной проблемой!
Вы можете подумать: „Ничего страшного: MongoDB Atlas не так уж и дорог“. Действительно, это может быть так… но только пока.
MongoDB пока НЕ приносит прибыли, так как в прошлом году объявила об убытках свыше 175 миллионов долларов. На данный момент MongoDB активно инвестирует в рост. Это означает, помимо прочего, поддержание разумно низких цен. Однако современные мировые компании рано или поздно должны становиться прибыльными, и при отсутствии конкуренции вам придется за это платить.
Беспокоиться нужно не только о прибыльности. Общий сценарий „победитель забирает все“, предусматривающий получение доминирующей доли на рынке любой ценой, подразумевает повышение цен до тех пор, пока это возможно (и даже больше!).
В мире баз данных в эту игру пару десятков лет назад очень успешно играла компания Oracle, которая спасала людей от привязки к аппаратному обеспечению “голубого гиганта” (IBM). Программное обеспечение Oracle было доступно на различном оборудовании и изначально предлагалось по разумной цене… А потом стало проклятием для IT-директоров и финансовых директоров по всему миру.
Сейчас MongoDB играет в ту же самую игру, только в ускоренном темпе. Мой друг и коллега Matt Yonkovit недавно спросил: „MongoDB – это что, новый Oracle?“, и я совершенно уверен, по крайней мере, с этой точки зрения, что это так.
В заключение хочу сказать, что SSPL – это не то, что влияет только на горсть облачных вендоров, которые не могут напрямую конкурировать с MongoDB в DBaaS-пространстве. SSPL оказывает влияние на всех пользователей MongoDB, навязывая вендор-лок и риск чрезмерно высоких цен в будущем.
Автор: Пётр Зайцев