В 2017-м году, когда я жил в Одессе (Украина), на украинском IT-портале DOU (аналог Хабра) опубликовали анализ наиболее активных "украинских" open source разработчиков: GitHub-акаунти українських ІТшників: хто в ТОПі. Я не попал в рейтинг, хотя по некоторым параметрам на тот момент превосходил многих его участников (например, по числу followers). Мне стало интересно, по какому принципу были отобраны кандидаты: по гражданству, стране проживания, языку в Javadoc, или по их location в GitHub. Думаю, что по последнему. Три года назад мне показалось это странным: в open source мире не должно быть, как я думал тогда, ни гражданств, ни прописок. Теперь я вижу, что ошибался.
Несколько недель назад я написал статью у себя на блоге: Open Source Arms Race (название можно дословно перевести как "Open Source гонка вооружений"). В двух словах смысл следующий: open source из песочницы для хиппстеров стремительно превращается в территорию жесткой конкурентной борьбы tech-гигантов типа IBM или Intel. Руководство, например, в Google уже не думает о том, разрешать ли своим кодерам комитить в GraalVM (который made by Oracle) и о том, сколько часов в неделю разрешить своим кодерам работать над своими личными проектами. Оно думает о том, как сделать это все быстрее, чем сделает Oracle.
Уверен, вы знаете это лучше меня: с каждым годом мы пишем все меньше кода сами, и все больше продуктов и решений берем из open source и используем. Я говорил об этом несколько лет назад в своем докладе на RigaDevDays (вот видео): через 5-10 лет open source станет главным источником кода для всех бизнесов на планете (если еще не стал). Программный код (а в большинстве своем он будет открытым) — это нефть и хлеб будущих поколений.
Еще несколько лет назад было неважно, кто именно их создает, эти open source продукты, от которых зависят наши бизнес решения. Все знали, что Apache HTTP Server или Nginx можно скачать и установить: они "ничьи", они просто есть, они "наши общие". Это было несколько лет назад. Сейчас это не так. Лучшие продукты скупаются или активно "поддерживаются" крупными компаниями. Иногда открыто, как делает это Google с Kubernetes или Amazon с Rust, а иногда через фонды типа Apache или GNOME. Достаточно подробно, с финансовой точки зрения, процесс захвата крупными корпорациями территории open source описан в недавнем блоге от A16Z (флагманский венчурный фонд Кремниевой Долины): Open Source: From Community to Commercialization. На мой взгляд, инвесторов интересует не столько прибыль, которая тоже бывает в open source, сколько авторы проектов, прежде ничего не стоящих, а теперь так стремительно набирающие ценность в глазах крупных корпораций.
Open source проекты становятся своего рода акумуляторами талантов и технологий, владея которыми, несложно завладеть и рынком потребителей. Очень скоро весь рынок будет поделен и каждый новый более менее интересный open source продукт будет получать поток предложений о спонсорстве, едва набрав тысячу звезд на GitHub.
Вопрос к вам, коллеги: готовы ли вы к этому? Есть ли у вас что показать open source меценатам уже сейчас или через пару лет? Умеете ли вы создавать open source продукты, поддерживать их, развивать, собирать вокруг них пользователей, обрабатывать их issues и pull requests, и выдерживать конкуренцию от агрессивного forking-а (ваши проекты будут копировать, доделывать, и выдавать за свои)? В своей последней книге Code Ahead я посвятил этой проблеме несколько глав: это крайне сложный новый вид деятельности, к которому средний программист просто не готов. Как к нему подготовиться? Только практикой создания своих проектов.
Что делать, если компания, где вы работаете, не зовется Google и не разрешает создавать свои проекты, а выходные заняты семьей и хобби? Хорошего совета у меня для вас нет. Скорее всего, дела ваши плохи и рано или поздно вы окажетесь за бортом индустрии. Почему в России так мало committers в крупные open source проекты, спрашивал здесь несколько лет назад @epahomov, и предложил ответ: "потому, что нет компаний в России, которые хотели бы держать committers" (это было в 2015-м году). С тех пор кое-что изменилось. Yandex и JetBrains — два достаточно заметных игрока на open source рынке, с центрами разработки в России.
Есть еще одна компания с центром разработки в России, которая решительно держит курс на open source, и в которой мне повезло не так давно оказаться: Huawei. Имея огромный штат разработчиков из более чем 80,000 человек по всему миру (для сравнения в Google 27K, а в Oracle 38K), в Huawei много лет успешно справлялись с задачами closed-source разработки. Пришло время включиться в борьбу за open source территорию и ставка сделана на российский рынок, который, как мне кажется, подходит лучше всего: он очень молод и неразвит. Его можно вырастить и развить.
Для этого нужно найти молодые open source проекты, помочь им стать крупнее, научить их создателей побеждать в "борьбе за pull request", дать им ресурсы для развития, и подтолкнуть остальных "сомневающихся" сделать первый шаг и создать свой первый open source продукт. Процесс запущен, мы сделали первое в своем роде событие: KaiCode. Это что-то вроде инкубатора, но не для стартапов, а для open source продуктов. Работает так: 1) присылаете своей проект через форму, 2) мы выбираем полтора десятка лучших, 3) они приезжают на площадку к нам 5-го сентября (или удаленно) и презентуют себя, 4) жюри выбирает трех лучших и выдает каждому по $5,000 (как подарок). Через год (а может быть и раньше) все это повторяется снова.
Конечно, можно и не подавать проект, а приехать послушать презентации самых смелых. Для этого нужно получить бесплатный билет здесь. Для получения билета нужно знать кого-то, кто уже такой билет получил. Если никого не знаете, то приходите в нашу Телеграм группу, что-то придумаем: @kaicode.
Увидимся на KaiCode!
Автор: Егор Бугаенко