Наверняка постоянный читатель хабра знает, что такое Kickstarter и как за один год этому сервису удалось в корне изменить развитие компьютерных игр. К январю 2013 была собрана статистика за прошлый год — в 2012 году игры, успешно закончившие кампании на KS, получили инвестиции общей суммой в 83 миллиона долларов. Помимо впечатляющей суммы интересна и тенденция: за один последний год игровой сектор получил денег в 2 раза больше, чем за предыдущие 3 года с момента основания Kickstarter. Похожая ситуация и с другими областями — но с играми она смотрится наиболее выигрышно.
Итак, как это связано со свободным софтом и его моделью разработки? Да напрямую. Как это происходило раньше: человек находил интересный проект, присоединялся к его разработке и проводил вечера после работы, а порой и рабочее время. Энтузиазм — это прекрасно, но недостаток свободного времени скорее его отобъет, чем привьет. Особенно на начальной стадии проекта, когда дел — масса, а свободного времени всего 4 часа в день. Очевидно, что основной костяк разработчиков на начальной стадии должен работать full-time.
И тут на помощь приходит Kickstarter. Через кампанию собирается нужная сумма, которая распределяется между разработчиками, и является их зарплатой на несколько месяцев, на протяжении которых они должны построить фундамент программы, максимально доводя её до релизного состояния. Понятно, что большинство открытого софта развивается десятки лет и когда собранная сумма иссякнет, нужно будет поддерживать его на подписочной основе. И тут на помощь приходит Flattr.
Flattr — это шведский сервис, призванный заполнить дыру между «лайками» и реальными пожертвованиями. Создатели называют этот процесс «социальными микропожертвованиями» (social microdonations). Как это работает:
У вас есть счет, с которого каждый месяц списывается определяемая вами сумма (предположим, 10 евро). Если кто-то написал хороший комментарий, статью, выложил музыку, видео — вместо обычного лайка вы «флэттрите» то, что вам понравилось. И как только вы это делаете — деньги на счету распределяются между всеми, кого вы зафлэттрили за этот месяц, и в конце месяца отсылаются авторам.
Если вы хотите поддерживать автора/сервис/программу на постоянной основе, то достаточно нажать кнопку Flattr дважды, и тогда вы подпишетесь на него. Пример использования такой кнопки вы можете увидеть на сайте известного редактора GIMP. Чтобы видеть возможность зафлэттрить сайт сразу, существует расширение для Mozilla Firefox и Google Chrome.
Очевидно, что при десятке подписчиков сервис будет приносить копейки. К примеру, свободная стратегия 0 A.D. собрала около 300 долларов с 2011 года. Это примерно 400 флэттров. GIMP собрал около двух тысяч. Но здесь играет решающую роль мультипликативный фактор. При большой популярности сервиса ставить флэттры сможет даже 100 тысяч человек, а это совсем другие деньги. Главное — популяризовать идею (для чего и был написан этот пост).
От теории — к практике. Так как у нас уже есть история успеха на Kickstarter:
Cвободный видеоредактор OpenShot собрал 45 тысяч долларов с помощью Kickstarter, при установленной цели в 20 тысяч. Автор проекта, Джонатан Томас, проводивший кампанию больше ради эксперимента, сам не ожидал такой поддержки, и добавил несколько стретч-голов, из которых все были достигнуты. Особенно примечательно выглядит график интенсивности пополнения бюджета, которые выделяется от типично коммерческих продуктов.
Каждый пик на графике — это новая публикация на крупном сайте. Третий крупный пик это эффект от новости на Engadget.
Становится понятно, что для поддержки опенсорса жизненно важна аудитория. Не столько в денежном эквиваленте, сколько в способности донести мысли до широкой массы людей. А они уже решат, поддерживать проект или нет, главное — количественно их станет в несколько раз больше и поддержка возрастёт прямо пропорционально.
Примеры проектов, доступных для поддержки через Flattr:
The Document Foundation — разработчики LibreOffice: flattr.com/profile/tdf
Графический редактор GIMP: flattr.com/thing/707850/GIMP-is-the-GNU-Image-Manipulation-Program
Дистрибутив Linux Mint: flattr.com/thing/40006/Linux-Mint
Стратегия в реальном времени 0 A.D.: flattr.com/thing/419240/0-A-D-
Оконный менеджер awesome: flattr.com/thing/48025/awesome-window-manager
Это далеко не полный список, и если какой-то из проектов невозможно поддержать, не поленитесь — напишите разработчикам об этом. Встроить поддержку Flattr в раздел «Donations» занимает не больше пяти минут. В качестве примера решил встроить эту кнопку в собственный пост. В случае действительно объемных и трудоёмких статей на Хабре это может стать реальной заменой программы поддержки авторов.