Разрабатывать электронику для нас и профессия, и хобби, и способ самовыражения.
Поэтому в свободное время по ночам и в выходные мы работаем над внутренними проектами, один из которых недавно стал нашим первым собственным Коммерческим Продуктом. Вот как это было:
Первый пост здесь.
Однажды неизвестный взломал юлмарт-аккаунт нашего CEO и купил флешку и упаковку подгузников. После этого вопиющего происшествия мы пересмотрели политику защиты данных, сменили пароли к рабочим и личным аккаунтам, а для хранения учетных записей внедрили KeePass. Это универсальное открытое ПО, готовое к использованию «из коробки». Но совершенству нет предела: если можешь что-то улучшить — сделай это.
В ходе мозговых штурмов проработали идею Пастильды — открытого аппаратного менеджера паролей, совместимого с KeePass. Появилось стойкое ощущение, что тема интересна не нам одним. За работу!
Идея не станет устройством без плана. Чтобы оценить проект мы делим его на небольшие hw- и sw- задачи. Аппаратчики и программисты прикидывают трудоёмкость каждой и вносят ожидаемые значения в Redmine.
Цифры утверждают руководители, после чего мы обычно готовим предложение заказчику и календарный план проекта. Для календарного плана считаем, что
Коэффициент эмпирический, но дает достаточную точность, так как вычисляется исходя из плана/факта по прошлым проектам. Для этого каждый инженер учитывает своё время ежедневно в том же Redmine.
Для внутреннего проекта предварительная оценка не менее важна, чем для коммерческого. Она приближает к пониманию реальной стоимости и сроков работ, даст шанс вовремя остановиться, если затраты чрезмерны, а результата не видать.
Но вот сотни чашек чая и кофе позади, Пастильда ревизии 0.1 собрана, прошита и испытана. С учетом всплывших проблем составили список доработок платы (заменить контроллер, добавить карту памяти, слегка подшаманить там и сям) и софта (всё переписать).
Мы мечтали скорее запустить Пастильду в серию и начать отгрузку сотнями тысяч, но надо было изучить спрос. Прототип показали друзьям, написали на хабр, выступили на конференции, провели презентации в нескольких компаниях. Реакция на устройство была положительная: проблема защиты аккаунтов от взлома знакома многим. Но мечта о крупном заказчике из России не сбылась.
Тогда, чтобы засветиться в англоязычной среде и (если повезёт) покрыть хотя бы часть затрат на прототип, мы пошли в краудфандинг.
Kickstarter и другие попсовые платформы сразу отбросили. Успех кампании там напрямую зависит от бюджета на продвижение, к тому же требует 100% вовлечения команды, что для нас было невозможно — одновременно с Пастильдой шли коммерческие проекты. Опыт в краудфандинге отсутствовал, поэтому хотелось чего-то тёплого, лампового, и желательно чтобы «под ключ».
Листая интернет наткнулись на платформу Crowd Supply. С одного взгляда на главную страницу стало ясно: вот оно, средство сбора американских народных денег на русскую кастомную электронику.
Бросилось в глаза, что даже небольшие железячные проекты там успешно финансируются, причем собранная сумма часто в несколько раз превышает план. В отличие от того же Кикстартера, 100% профинансированных проектов доходит до результата (доставки устройств бэкерам). Основатели этим гордятся, и не без оснований.
Нас уверили, что кампанию не запустят без подробного изучения прототипа экспертами, а после старта нам обеспечат медиа-поддержку. Звучало неплохо, мы подписали договор и вызвали курьера, чтобы доставить образцы в Портленд, штат Орегон. Но тут что-то пошло не так.
В ходе заполнения курьерских бумаг выяснилось, что вывезти с Родины через границу нечто, содержащее в себе функцию шифрования, пусть даже на стандартных компонентах и общеизвестных алгоритмах, непросто. А в случае успеха нам предстояло это проделать неоднократно. Раздосадованные, мы отпустили курьера и отправили посылку Почтой России. Это прокатило, но с доставкой партии надо было что-то решать.
Помощь пришла от новых зарубежных партнеров. Они брались самостоятельно организовать шипинг Пастильд из США, а заказ на производство предлагали разместить на местном заводике, где для клиентов Crowd Supply предусмотрена скидка 10%.
Мы так и сделали, благо цена за штуку оказывалась даже ниже, чем в Питере. Расчет цены у них автоматический, нужно только загрузить исходники платы и выбрать нужные компоненты. Очень удобно, у нас к такому придут, с божьей помощью, примерно лет через 30.
И доставлять готовые платы по миру из США выходило дешевле. Транспортных компаний там больше, цены меньше, руки рынка, кривые спроса, вот это вот всё. К тому же мы снижали издержки от перемещения собранных денег через границу. Четырех зайцев одним выстрелом, ю-ху!
Кое-что, правда, слегка расстроило. Медиа-поддержка оказалась скорее формальной: публикации появлялись, но однообразные и недолго. Комментарии оставались без ответа. Обратной связи от экспертов мы так и не дождались, а позднее выяснили, что ни один из наших 5 образцов так ни разу и не включили. Okaay.
Секрет перевыполнения планов по сбору средств оказался прост. По совету куратора мы снизили первоначальную планку в девять раз, в итоге перевыполнили план вдвое =)
Прошивка обошлась в $1 в минуту, что по тамошним меркам недорого: часовая ставка опытного инженера-электронщика в Штатах составляет $150-250 в час и даже больше.
Из 324 плат 30 не включилось: некорректно отработал загрузчик. Проблему мы быстро решили, но повторную прошивку также пришлось оплатить.
Проект то и дело напоминал групповой забег по граблям, однако мы неплохо продвинулись. На днях Crowd Supply начал рассылку готовых устройств. Кроме России и США, Пастильду ждут в Германии, Италии, Канаде, Австралии, Сингапуре, Ирландии, Норвегии, Швейцарии, Финляндии, Великобритании, Словении, Израиле, Нидерландах, Австрии, ЮАР, Дании, Румынии, Новой Зеландии, Японии, Франции, Бельгии, Испании, Малайзии и Чехии. Когда же посылки попадут в руки адресатов и начнётся самое интересное. Департамент разработки софта уже в предвкушении веселья:
Ещё есть шанс заказать себе Пастильду, мы их наделали с небольшим запасом. Также можно взять исходники на Битбакете, чтобы собрать и прошить устройство самостоятельно. Переделывайте под себя как заблагорассудится, мы не жадные, это open hardware.
Немного цифр напоследок:
Трудоёмкость проекта (по состоянию на 01.10):
Изначальная цель кампании: $50 000
Скорректированная цель: $5500
Старт кампании 02.02, цель достигнута 04.04 (за 2 месяца и 2 дня)
Всего собрано $11,975 (217%) от 191 человека.
Старт производства: 10.08.2017
Параллельно сделано коммерческих проектов: 8
На этом у меня всё, спасибо тем, кто в нас верил!
Взгляните на некоторые другие наши разработки, внутренние и на заказ.
С одобрениями и критикой пожалуйте в комментарии, по вопросам сотрудничества — в личку. Ставьте лайки, используйте сложные пароли.
Автор: Павел Воробьёв