Я использую компьютер Thinkpad X60, в котором FSF инсталлировали свободную инициализирующую программу (initialization program, libreboot) и свободную операционную систему (Trisquel GNU/Linux). Это первая компьютерная модель со свободной установочной программой и свободной операционной системой, которая когда-либо поступала в продажу. Поэтому это первый компьютерный продукт, который одобрили FSF (однако не был продан Lenovo).
До этого я несколько лет использовал Lemote Yeeloong. На тот момент это был единственный ноутбук со свободной установочной программой и свободной операционной системой, который можно было купить. Но его никогда не продавали со свободной операционной системой.
До этого я использовал OLPC несколько недель. Я перестал, потому что проект OLPC решил поддерживать Windows, а я не хотел этого. OLPC используют особую прошивку для WiFi, поэтому я не мог использовать внутреннее WiFi устройство. Не беда, я использовал внешнее.
Результаты меня беспокоят. Я ожидал увидеть миллионы детей, использующих Windows с OLPC. Вместо этого я вижу, как миллионы детей используют Windows с Intel Classmate.
Раннее я пользовался устройствами полностью на свободных GNU/Linux системах, но там были несвободные BIOS. На протяжении восьми лет я пытался найти способ обойти эту проблему.
У меня нет любимого GNU/Linux дистрибутива. Я рекомендую всем этические дистрибутивы — а именно, те, на которых стоит на 100% свободное программное обеспечение.
Я решил не иметь предпочтений касательно этических дистрибутивов. Но я не в состоянии судить о них по другим критериям: даже чтобы опробовать их все потребуется много работы.
В основном я использую текстовую консоль, для удобства. Большая часть моей работы заключается в редактировании текста, и гораздо эффективнее делать это в текстовой консоли. На текстовой консоли сенсорная панель не сможет причинить мне никаких проблем, если я случайно её коснусь.
Я использую X11 в тех случаях, когда мне нужен графический интерфейс. У меня нет предпочтений касательно графической среды или оконного менеджера. Так как мой интерес в использовании графической среды небольшой, я не хочу тратить время на то, чтобы их сравнивать.
Это не вопрос этики, просто мое личное предпочтение. На этическом уровне, я думаю, что свободное программное обеспечение должно предоставлять свободный графический пользовательский интерфейс, поэтому GNU запустил три проекта в разработку. Третий, GNOME, был успешным, поэтому четвертый проект не понадобился.
В основном я занимался редактированием в Emacs. Я читал и отправлял письма Emacs, используя M-x rmail и C-x m. У меня не было опыта работы с другими клиентскими программами электронной почты. В принципе я был бы рад узнать о других свободных почтовых клиентах, но это не вопрос первой важности и у меня нет времени на это.
Я редактировал страницы на этом сайте с помощью Emacs, хотя добровольцы помогли установить политические и срочные заметки. У меня не было опыта работы с другими способами поддержания веб-сайтов. В принципе я был бы рад узнать о других способах, но это не вопрос первой важности и у меня есть другие дела.
Этот сайт очень прост в обслуживании. Я редактирую страницы также, как если бы я делал это вручную в HTML. Я знаю только основы HTML; те, кто знают больше, оформляют верх и низ страниц и делают более сложную разметку основной страницы. Добровольцы помогают мне добавлять политические заметки каждый день после того как им на почту приходит письмо от меня. Работа cron «переворачивать» страницу с политическими заметками каждые два месяца. Фото галерея сгенерирована с помощью perl скрипта. Функция поиска на сайте осуществляется с помощью этого кода.
Хочешь помочь с этим? Пиши на rms на сайте gnu.org.
Объяснение концепции проектирования это «пользовательский опыт», который также показывает, почему я нахожу его отвратительным. Поэтому я хочу, чтобы stallman.org оставался простым: был не «пользовательским опытом», а местом, где я предоставляю определенную информацию, взгляды и возможности действий для вас.
Я никогда не использовал Unix (ни минуты) после того как я решил разработать свободную замену для нее (систему GNU). Я решил придерживаться этого дизайна, потому что он казался портативным и довольно понятным. Я никогда не был фанатом Unix; я тоже её критиковал. Но она неплоха в целом как модель.
В середине 90-ых у меня сильно болели руки, настолько сильно, что большую часть дня я мог писать только одним пальцем. FSF наняли людей, которые печатали бы за меня часть дня, а часть дня я терпел боль. Через несколько лет я узнал, что это было связано с жесткими клавишами моей клавиатуры. Я перешел на менее жесткую клавиатуру и основная проблема ушла.
Моей проблемой был не синдром запястного канала: я избегаю этого, держа руки прямо, когда я печатаю. Есть несколько видов боли в руках, которые могут быть вызваны повторяющимися стрессами; не думаю, что у вас есть то, о чем вы услышали.
Почему я придумал название POSIX.
Я использовал интернет с тех пор, как он появился. Я никогда не пользовался UUCP, хотя я иногда отправлял письма на адреса, которые включают в себя передачу через UUCP.
Я очень осторожен в том, как подключаюсь к интернету. В частности, я отказываюсь подключаться через порталы, которые потребуются мне, чтобы идентифицировать себя, или запустить любые несвободные нетривиальные программы на JavaScript. Я не против использовать чужую личность, если это работает.
Я часто подключаюсь к интернету в чужом доме. Человек, конечно, знает, кто я, но это меня не смущает. Однако я выступаю против того, чтобы моя личность была в базе данных, которую могут найти. Я предотвращаю это, изменяя свой MAC-адрес в каждом месте.
Я очень осторожен в том, как я пользуюсь интернетом.
Я обычно не подключаюсь к веб-сайтам из моей собственной машины, за исключением нескольких сайтов, с которыми у меня особые отношения. Я получаю веб-страницы с других сайтов отправляя письмо программе (смотрите git://git.gnu.org/womb/hacks.git), которая получает их, также, как wget, а затем пересылает их обратно ко мне. Затем я смотрю на них в веб-браузере, если нельзя увидеть HTML-страницу напрямую. Сперва я пробую linx, а потом графический браузер, если страница нуждается в нем (с помощью konqueror, который нельзя извлечь с других сайтов в такой ситуации).
Я периодически просматриваю несвязанные сайты с помощью IceCat через Tor. За исключением тех редких случаев, когда я не против того, чтобы выдать им свою личность. Я думаю этого достаточно для того, чтобы со мной нельзя было соединиться через мою историю браузера. IceCat блокирует теги отслеживания и большинство методов дактилоскопии.
Я никогда ни за что не плачу в сети. Я не делаю в интернете ничего, что требует оплаты. (Я сделал исключение для сборов на домен stallman.org, так как он связан со мной так или иначе). Я также избегаю оплаты с помощью кредитной карты.
Я не против заплатить за копию электронной книги или за музыкальные треки в интернете, если я могу сделать это анонимно и если это этично (не DRM или EULA). Но этот вариант практически никогда не существует. Я постоянно ищу способы изменить это.
Самый мощный язык программирования это Lisp. Если вы не знаете Lisp (или его вариант, схему), вы не знаете, что имеется в виду, когда говорят о мощности и элегантности языка программирования. Однажды вы выучите Lisp и поймете чего не хватает в других языках программирования.
В отличие от большинства сегодняшних языков, которые ориентированы на определение специализированных типов данных, Lisp предоставляет несколько типов данных, которые являются общими. Вместо определения конкретных типов вы строите конструкции из этих типов. Таким образом, вместо того, чтобы предлагать способ определить список-этого-типа и список-того-типа Lisp имеет один тип списка, который может содержать любой тип данных.
Там, где другие языки программирования позволяют определить функцию поиска списка-этого-типа и иногда способ определить общую функцию поиска списка, которую можно использовать для списка-этого-типа, Lisp позволяет легко написать функцию, которая будет искать любой список — и предоставляет широкий спектр таких функций.
Кроме того, функции и выражения в Lisp представлены как данные таким образом, что с ними очень легко работать.
При запуске системы Lisp вы входите в цикл чтение-выполнение-печать. Во многих языках программирования нет ничего похожего на чтение, ничего похожего на выполнение и ничего похожего на печать. Какие значительные недостатки!
Lisp не труднее понять, чем другие языки. Так что если вы никогда не изучали программирование, начните с Lisp. Если вы научитесь редактировать с помощью Emacs, вы можете выучить Lisp путем написания команды редактирования для редактора Emacs. Можно использовать Введение в программирование в Emacs, чтобы выучить Lisp. Это бесплатно и вы можете заказать печатные экземпляры из FSF.
Вы можете выучить Scheme (и множество глубоких идей о программировании) из «Структуры и интерпретации компьютерных программ» Абельсона и Сассмана. Эта книга теперь в свободном доступе, хотя печатные копии считают иначе.
Пожалуйста, не покупайте книги (или что угодно) на Amazon!
Мои любимые языки программирования Lisp и C. Однако примерно с 1992 года я работал в основном над активностью свободного программного обеспечения, а это значит, что я слишком занят, чтобы много программировать. В результате, у меня не было времени или возможности выучить новые языки, такие как Perl, Python, PHP или Ruby.
Я читал книгу о Java и посчитал ее элегантным развитием C. Но я никогда не использовал Java. Я писал один код в Java однажды, но он был в C и Lisp (я просто случайно оказался в Java).
К слову, я считаю C++ уродливым.
Я просмотрел документацию по Python после того, как люди сказали мне, что он похож на Lisp. Мой вывод заключается в том, что это не так. В Python не хватает чтения, равенства и печати.
Я твердо отказываются устанавливать несвободные программы или терпеть тот факт, что они установлены на моем компьютере или на компьютерах, с которыми мне нужно работать.
Хотя если я нахожусь где-то в гостях или в поездке, где единственные доступные устройства содержат несвободное программное обеспечение, я не отказываюсь их использовать. Я буду пользоваться ими для простых задач типо поиска информации в интернете. Это ограниченное использование не дает моего согласия на лицензионное программное обеспечение и не делает меня виновником его присутствия в компьютере или обладателем копии, так что я не вижу смысла отказываться от этого. Конечно, я объясняю местным жителям, почему они должны перевести свои устройства на свободное программное обеспечение, но я не давлю на них, потому что это не лучший способ убедить их в этом.
Кроме того, мне не нужно беспокоиться о том, какое программное обеспечение стоит в киосках, таксофонах, или банкоматах, которые я использую. Я надеюсь, что их владельцы переведут их на свободное программное обеспечение ради их же блага, но у меня нет никакой необходимости отказываться от их использования до тех пор. Я осознаю, что эти устройства и их владельцы могут что-либо сделать с моими персональными данными, но это другой вопрос, который возникает даже, если они используют свободное программное обеспечение.
Главное свести к минимуму те виды деятельности, которые дают им какие-либо сведения обо мне.
Это моя политика касательно нечастого использования устройства. Если бы я использовал его по часу каждый день, это бы уже не было редкое использование – это регулярное использование. Тогда я бы начал беспокоиться о своем программном обеспечении и чувствовал бы себя обязанным проследить за этим.
Кроме того, если меня просят или приводят кого-то, чтобы настроить компьютер, это делает меня этически ответственным за загрузку программного обеспечения. Я настаиваю на свободном программном обеспечении, как если бы это был мой компьютер.
Касательно микроволновых печей и других бытовых приборов, если обновление программного обеспечения не является нормальной частью пользования устройством, то это уже не компьютер. В таком случае, я думаю, что пользователю не нужно принимать во внимание то какой процессор содержит устройство, какое у него программное обеспечение или как он устроен. Однако если у него есть опция «обновление прошивки», это означает, что установка различного программного обеспечения – это нормальная часть его использования и тогда это компьютер.
Skype (или любые несвободные и не межоперационные коммуникационные программы) — это особый случай из-за своего сетевого эффекта. Использование Skype, чтобы пообщаться с кем-то кто тоже использует Skype, это поощрение использования несвободного программного обеспечения (если вы делаете это постоянно, то заставляете других использовать несвободные программы). Поэтому я не буду использовать Skype при любых обстоятельствах (см. дополнительные сведения).
Потоковые мультимедиа дис-услуги, такие как Netflix и Spotify требуют несвободные клиентские программы, которые предъявляют цифровые ограничения механизмов (DRM) предназначенные, чтобы не дать пользователю сохранить копию данных потока через свой собственный компьютер. Вы никогда не должны использовать DRM, который вы не можете сломать, так что вы не должны использовать эти дис-услуги, если вы не можете взломать их DRM.
Еще одна несправедливость и тех, и других потоковых клиентских программ заключается в том, что они навязывают несправедливые договоры (лицензионные соглашения), которые ограничивают пользователей строже, чем сам закон об авторском праве. Я не согласен с таким положением вещей и надеюсь, вы тоже будете их отвергать.
Эти потоковые дис-услуги являются вредоносными технологиями, призванными сделать людей асоциальными (если у вас нет копии, вы не можете обмениваться копиями). Борьба с ними один из самых главных приоритетов.
Подруга однажды попросила меня посмотреть видео с её участием, которое она собиралась показать на своем компьютере с помощью Netflix. Я отказался, сказав, что Netflix претендует на мою свободу, и я не собираюсь в этом участвовать не при каких обстоятельствах.
Прочь, проклятое Spotify! Долой Netflix!
Для поиска я в основном использую DuckDuckGo последние пару лет. Он работает с отключенным JS, но вы должны пройти по ссылке, прежде чем вы будете искать что-либо.
Я также иногда пользуюсь ixquick.com и google.com. Мои обычные меры предосторожности должны не позволить им узнать меня.
Я не сижу ни в каких социальных сетях, потому что мне неудобно работать таким образом. Это не значит, что я против них. Некоторые из них довольно неплохие. Социальные сети имеют особые этические вопросы, которые очень отличаются от этических вопросов касательно распространения программного обеспечения (свободное vs проприетарное) и между этими вопросами довольно существенная разница.
У меня есть аккаунт в Twitter под названием rmspostcomments, который я использую, чтобы логиниться на других сайтах или размещать комментарии к другим статьям. Я никогда не размещаю посты в Twitter. Кто-то создал аккаунт stallman_feed, в котором размещают посты о моих заметках. Любой другой аккаунт в Twitter под моим именем создан самозванцами.
Аккаунт rms на gnusocial.no повторяет заметки с этого сайта, но я не размещаю их напрямую. Этим сайтом управляют GNU Social.
Помимо этих двух аккаунтов у меня нет никаких других аккаунтов в соцсетях.
Я не размещаю посты на 4chan. Я ничего не имею против 4chan и я изредка отвечаю на вопросы о нем в интервью, но если вы видите какие-то посты там под моим именем, не верьте им.
У меня никогда не было аккаунта на Facebook или Google+. Какие-то самозванцы создали аккаунт на Facebook под моим именем. Это не моя страница. Аккаунт на Google+, подписанный моим именем, тоже не мой.
Я отвергаю Facebook, потому что он требует, чтобы у каждого пользователя был только один аккаунт, что означает, что все действия человека объединены в единое целое. Они также настаивают на том, чтобы люди использовали свои настоящие имена.
Я могу с гордостью сообщить о себе, когда излагаю свои взгляды; я могу позволить себе сделать это, так как я нахожусь в довольно безопасном положении. Есть люди, которые рационально опасаются репрессий (от работодателей, гангстеров, хулиганов, или государства), если они подписываются своим именем, когда излагают свою точку зрения. Ради их же блага давайте откажемся от любых социальных сетей, которые настаивают на том, чтобы вы использовали свою реальную личность.
Разумеется, Facebook плох и по многим другим причинам.
Google+ раньше требовал реальное имя человека, но насколько я знаю, больше он так не делает. Однако он требует идентификацию в виде телефонного номера.
Между тем, в Google+ есть еще один фатальный недостаток: он требует выполнения несвободной программы на JavaScript, если вы хотите отправить сообщение.
Иногда люди просят меня порекомендовать службу электронной почты. Два этических вопроса для службы электронной почты:
- Можно ли использовать её без каких-либо несвободных программ (в том числе несвободных программ на JavaScript с сайта)?
- Уважает ли она вашу частную жизнь?
По первому вопросу смотрите страницу FSF. У меня нет возможности убедиться в том, что какой-либо сервис электронной почты является удовлетворительным. Так что на этот счет у меня нет никаких рекомендаций.
Однако я могу предположить, что будет разумно использовать сервис электронной почты, который не связан с вашей поисковой системой. Таким образом, вы можете быть почти уверены, что содержимое электронной почты не повлияет на результаты поиска. Вы не должны идентифицировать себя через вашу поисковую систему в любом случае.
Каждый продукт с цифровыми ограничениями управления (DRM) претендует на вашу свободу.
Поэтому не следует покупать или терпеть любую продукцию с DRM, которая связывает вас по рукам и ногам. Например, не используйте зашифрованные DVD-диски, если у вас DeCSS или другая подобная программа. И никогда не используйте BluRay диски, если не можете найти способ, чтобы разорвать оковы DRM. Не используйте Amazon Swindle и другие читалки электронных книг, которые претендуют на вашу свободу. Не используйте музыкальные или видео услуги с DRM (если они требуют несвободные клиентские программы, вероятно, они каким-то образом следят за пользователями).
Перевод: Диана Шеремьёва
Автор: MagisterLudi