Думаю, что сама по себе концепция свободной информации – лучшее, что случалось с нашей цивилизацией после изобретения термоса. Да и до, пожалуй, тоже. Разве что молочное животноводство может поспорить.
Опенсорс – это феномен, который стал возможен буквально несколько лет назад. Сейчас видно, как ПО с открытым кодом эффективно вытесняет с рынка некоторую проприетарщину, и люди вокруг не считают это чем-то особенным. И на том, и на другом рынке есть компании, которые недетски зарабатывают со своих «детищ». В проприетарном сегменте – потому что написали и продают, а в опенсорсном – потому что написали и поддерживают.
И кажется, довольно скоро это коснётся вообще всех отраслей, где возможна интеллектуальная собственность. Почему я так думаю? Сейчас объясню. Возможно, конечно, я не прав, но мои ощущения подсказывают, что привычные модели скоро отъедут, как в своё время отъехали многие физические носители информации.
Фильмы и мультфильмы. Эта тема мне очень близка, поскольку рынок вторичного лицензирования знаком в деталях. Команда разработки, грубо говоря, делает современный мультфильм чаще всего не для того, чтобы телеканал заплатил за контент. И даже наоборот, ушлые телеканалы могут запросить с авторов за показ в праймтайме.
Задача – выйти на лицензии игрушек по мотивам мультфильма, продать права на всякие тетрадки с героями и прочую мерчу. Деньги на этом собираются космические, часто на один-два порядка превышающие бюджет мультфильма. С фильмами ситуация похожая, но там есть ещё большой органический источник доходов – кассовые сборы кинотеатров. За пределами этих сборов тоже лежит адское количество мерчи – начиная от игрушечных мечей из «Звёздных воин» и заканчивая ужаснейшей настольной игрой «50 оттенков серого». На днях я видел ребёнка, едущего в тележке «Ашана» и размазывающим сопли по лицу: «Яааа хочууууу автобооота!».
В электронных играх тоже есть очень много мерчендазинга. Те же «Angry Birds» на пике продавались даже в виде школьных рюкзаков и газировки.
Но всё же главная история с играми не в этом, а в том, что их реально покупают. Первым звоночком для меня были «Вангеры», которые настолько понравились, что я начал искать большую лицензионную их коробку. Нашёл спустя 7 лет после выхода игры, когда смог себе это позволить – всё же в 1998 году у меня не было финансовой возможности это сделать. С радостью купил, теперь коробка пылится на шкафу и безумно меня радует. Хотя в ней не было желанного коврика с Липурингой. Рациональных причин так делать у меня точно не было.
Вторым звоночком стал купленный Димой на «Мосигру» сервер Контр-страйка ещё в 2011. Точнее, услуга сервера, — коннектишься, вводишь пароль, играешь вместе со всеми своими. Покупка услуги оказалась самым удобным способом решить эту важную корпоративную задачу. Собственно, это, наверное, первое из соцпакета, что у нас было :). Знакомый рассказал про политику WoW – мол, пиратьте сколько влезет, но всё равно потом надоест кривая игра, перейдёте на официальные сервера. Сам не играл, но похоже на правду.
Бизнесовое ПО? Лучшая модель у Rapid Miner – сложный профессиональный софт, причём такой, что почти всегда если он вам нужен, у вас есть деньги (вы же бизнес!). Предпоследняя версия в опенсорсе, последняя – 30 дней триала и сколько угодно в работе до тех пор, пока не будет загружена задача, отжирающая больше гига оперативки на перемалывание базы. Это живо напоминает Фотошоп – если бы не диски из 90-х, то вряд ли я потратил бы сотни часов, чтобы научиться им пользоваться. И теперь у меня есть навык, закреплённый на уровне шаблонов моторики, и из всех брендов на этом рынке у меня остался только один для выбора.
Книги?
Вот здесь веселее. Здесь я засунул голову в рынок, когда написал свою книгу. Могу сказать, что до этого годами общался с авторами, которые нечеловечески жаловались на пиратов и низкие тиражи из-за них. Нужно было почувствовать это самому, чтобы сделать выводы. Выводы печальны для этих авторов.
Объясню, почему. У книги есть две простые метрики: охват и продажи. Книги пишут по трём основным причинам: для охвата, для продаж и для пиара. Если вы делаете книгу рецептов средней Азии – это однозначные продажи. Если вы пишете о том, как вы весело запилили свой бизнес и хотите поделиться полезными историями – это охват. Если же вы работаете сценаристом, копирайтером или знаете много про продукцию MS – вы пишете книгу (две, три) и становитесь признанным экспертом. Кстати, вот почему про копирайтинг, рекламу и прочие медийные отрасли столько отборного тупикового отстоя.
Серьёзно заработать на продаже книги нельзя. Смиритесь, это факт. Средние тиражи издательств едва покрывают издержки на печать и маркетинг. Издательства зарабатывают тем, что «выстрелило» и продолжают продавать бестселлеры, не затрачивая средства на разработку проекта, а просто пуская тиражи в допечатку.
Охват книги в среднем – 5000 человек. Бестселлера (менее 1% от рынка) – 20 тысяч в год. Охват того же поста на Хабр – от 10 до 40 тысяч в среднем (раньше было от 20 до 100 тысяч примерно). Охват поста в ЖЖ – 5 тысяч человек в лёгкую за 25 баксов. Писать книгу в эпоху интернета просто нерационально, если вы работаете на охват по стандартной модели.
Если же вы пишете для самопиара, то ни охват, ни продажи вас не волнуют – вам важно только положить проект в портфолио. В принципе, есть товарищи, которые сами оплачивают тираж своей книги, просто чтобы потом иметь репутацию автора и, например, продавать тренинги. В основе этой схемы – пузырь, что кажется несколько, скажем так, неестественным.
Но всю эту схему с лёгкостью ломает свободный доступ к тексту книги. И нет, я не про Флибусту даже (хотя и про неё тоже), а про любой сервис, который даёт возможность читать бесплатно и легко.
Хотите пример успешного проекта? Парни из нашего Ридеро рассказывали — пожалуйста, книжный рынок Польши, модель «понравилось – заплати». В конце чтения на одном из популярных сервисов вас спрашивают, как книга, просят оценку – и сразу предлагают заплатить автору (сервис берёт себе комиссию). Теперь сюрприз. Средний платёж за бесплатную электронную книгу оказался выше, чем за бумажную копию. Это в мире, где автор с бумаги крайне редко получает больше 5% от цены на полке, скорее – 2-3%. При этом, конечно, принципиально платят всего лишь за 20% книг, и граница очень резка: или всё, или ничего. Если вы не попали в «зрительские симпатии», то получите считанные единицы переводов.
Тот же кикстартер с книгами и другими штуками – второй пример удачи: хотите продолжение? Раскупите тираж, и автор его с удовольствием напишет.
В моём случае история такая: всего 50 предзаказов, бешеные продажи первых дней (ушёл первый тираж), потом второй пик в момент выхода электронной версии (пришлось и на бумажную, потому что многие писали отзывы и обзоры – ушла половина второго тиража), затем плавный спад и выход на стабильные продажи. Классическая кривая товара, знакомая по кривым продажи новых телефонов (только мы куда, куда скромнее). В момент, когда книга стала бестселлером на Озоне, у нас был короткий всплеск продаж. В момент, когда хитрый пират отсканил и выложил книгу на Флибусту, мы не увидели на графике ничего (примерно 536 закачек и прочтений в первые три дня на Флибусте). Все мои знакомые авторы как один уверяли, что появление на Флибусте – это сразу резкий спад и электронной и бумажной версии. Правда, во время моего опыта библиотека уже была заблокирована (когда они видели свои спады, блока не было), поэтому эксперимент не чистый.
Зато часто появляются вот такие посты Вконтакте. Обратите внимание на самый низ скриншота, это совершенно нормальное, я бы даже сказал, естественное поведение пользователя:
Или вот прекрасный отзыв: «Привет! У вас отличная книга, я три купил, подарил две друзьям, потом надоело ходить в магазин и ещё штук десять писем с файлом разослал, уж извините». С точки зрения издательства – явно упущено 10 продаж электронной версии. С моей точки зрения в хорошем выигрыше – так бы покупатель не дошёл до магазина вообще, и ничего бы не поменялось. А здесь он отправил 10 друзьям файл (и ещё они могут его переслать дальше, благо он его нашёл и выделил в письмо). Думаю, минимум 3-4 людям в цепочке книга понравится, и они купят бумажную хотя бы в качестве сувенира. Ну и, опять же, не забывайте, что наш интерес – в охвате, в отличие от издательства, чей интерес – в продажах. Но выигрывают всё равно все стороны.
Так что пиратство работает, и работает офигенно. Главный момент — понять, что если книга покупается проще, чем качается с трекера, Флибусты или Контакта – её будут покупать те, кто может себе это позволить. Обычная «старбаксовская» дифференциация по цене.
И да. За книгу дали премию «Деловая книга года в России» на международном экономическом форуме на днях (это прямо праздник). Так вот, пользуясь случаем, хочу поблагодарить компанию mail.ru – парни, вы сделали самый крутой, большой и работающий обменник «Вконтакте» в стране, и благодаря ему книга стала реально народной.
Так что же остаётся?
В новой среде на первое место выходит навык. Навык важнее информации. Раньше было сложно учиться, потому что главной проблемой было распространение информации. Теперь главная проблема – ваше собственное желание что-то выделить в инфопотоке, поднять задницу и научиться. Приобрести специализацию, преобразовав чужой опыт в свой, и получив потом практику.
Так что добро пожаловать в мир, где всегда можно начать с чистого листа.
Автор: Мосигра