На сегодняшний момент известно огромное множество разных программных решений для управления проектами любого типа, в любом масштабе, с любыми ограничениями. Я думаю, не имеет смысла перечислять их всех, сосредоточимся лишь на их координальных отличиях.
В общем, их можно разделить на две основных группы: desktop-приложения, использующиеся в основном крупными компаниями с большим документооборотом и сложной схемой подчинения и иерархии, и web-based приложения, более дружелюбные, доступные и потому лучше подходящие малым/среднемалым бизнесам, а иногда и вовсе использующиеся для домашних нужд.
Отдельно я бы хотел рассказать об одном веб-приложении от российских разработчиков, основанном на связке PHP/MySQL и wiki-движка, которое наша команда держит на вооружении уже второй год. Речь идет о проекте под названием qdPM — бесплатном инструменте управления проектами с открытым кодом, отлично подходящих для небольших компаний, в особенности в сфере IT и интернет-маркетинга. qdPM полностью конфигурируем, имеет возможность настройки различных уровней доступа, а также множество подключаемых модулей и расширений.
Мощный генератор отчетов, гибкая настройка, удобство планирования — все это поможет Вам и Вашей команде сэкономить время и сделать ведение и управление проектами простым и удобным.
— именно такое описание встречает посетителей официального сайта проекта.
Чтобы вам было понятнее то, как в нашей компании применялся этот софт и почему он оказался нам столь полезен, немного расскажу о нашей компании. HIQE — это digital-агентство, начавшее свое развитие в Петербурге в 2010 году. Основным направлением нашей деятельности является дизайн и разработка сайтов, однако же за последние два года чем нам только не доводилось заниматься: от написания и продвижения приложений для фейсбука и вк до звуко- и видеомонтажа рекламных роликов для промо-сайтов. Не подумайте, что пиара ради, а просто для того, чтоб был понятен масштаб и границы использования нами кудпма, оставлю ссылку на наш сайт.
Когда уже серьезно вставал вопрос о необходимости использования какого-нибудь решения для ведения проектов и всей внутренней кухни компании, я стал мониторить различные приложения, и то, что я видел по началу, едва ли меня устраивало. Как правило, первое, на что ты натыкаешься при поиске серьезного софта для корпоративных нужд, это тяжелые и мощные приложения от гигантов рынка, таких как Microsoft, IBM, Oracle, SAP и так далее. За неподъемную для небольшого агенства цену они конечно же продадут тебе то, что тебе нужно, но в нагрузку ты получишь еще кучу всяких фич, модулей и возможностей, которые тебе вряд ли понадобятся в ближайшие лет пять-шесть развития твоей компании, и за которые тем не менее ты должен будешь заплатить. Очевидным решением в данной ситуации кажутся облегченные веб-приложения типа BaseCamp или Wrike, премиум-аккаунты для которых стоят значительно дешевле, а их возможностей зачастую хватает с головой. Единственной их проблемой, на мой взгляд, является закрытость платформы и необходимость долгих переговоров и дополнительной платы за модификацию платформы под твои нужды. Поэтому следующим объектом поиска стало преемлемое решение с открытым кодом, в котором можно было бы без проблем переделывать под себя интерфейс, модули и поля форм и объектов.
Уже не помню, как вышло так, что я решил протестить qdPM, однако как показало время, я нашел именно то, что нам и было нужно на тот период времени и развития компании. Итак, расскажу, чем же меня так подкупил qdPM.
Прежде всего надо сказать, что со своими прямыми обязанностями он справляется на твердую пять.
За этим незамысловатым меню скрывается очень и очень достойный функционал. Не буду изобретать велосипед и пройдусь по основным фичам платформы, указанным на оф. сайте проекта.
Управление правами пользователей
Управление правами пользователей позволяет объединять пользователей в группы, такие как «Заказчик», «Менеджер», «Программист», и настраивать различные права доступа для каждой из групп.
В сочетании с интерфейсом простой и понятной форумной доски на вики это дает возможность подключать к обсуждению проектов и конкретных задач даже клиентов, просто создав для них отдельный аккаунт и ограничив их возможности просмотром конкретного проекта или задачи и возможностью оставлять там свои комментарии.
Полное конфигурирование
Возможность самостоятельно конфигурировать такие элементы как статусы проектов, типы проектов, типы задач и др.
Подразумевается та самая свобода в создании форм, объектов и полей: система настраивается полностью под нужды твоих конкретных проектов. Причем здесь стоит отдельно упомянуть о дружелюбии авторов проекта, которые в самом начале нашего освоения системы активно помогали нам разбираться со всей структурой софта и теми формами, которые были в него заложены.
Уведомления по Email
В qdPM есть возможность уведомления по Email о проектах, задачах, комментариях к задачам, запросах, комментариях к запросам, и об обсуждениях. Пользователь получит уведомление по Email, когда он будет включен в новую команду проекта, ему будет присвоена новая задача, оставлен новый комментарий к задаче и т.п.
Фактически любой вид активности в проекте, в команду которого входит пользователь, найдет отражение в моентальной почтовой рассылке на адрес юзера. Конечно, этим сейчас уже мало кого удивишь, однако стоит отметить, что даже html-шаблон письма можно с легкостью отредактировать и оформить его, скажем, в соответствии с фирстилем своей компании и компании-клиента в данном проекте.
Time Tracking и Time Report
Существует возможность добавлять время работы над проектом. Также существует расширенный тайм-репорт, в котором можно увидеть статистику рабочего времени для каждого пользователя, планируемую и фактическую временную статистику для каждой задачи, отфильтрованную по пользователям, проектам, статусам задачи или по дате.
Иными словами, платформа позволяет следить не только за расписанием проектов, но и за нагрузкой на каждого члена команды в разрезе одного проекта или же всех сразу.
Генератор отчетов
Мощный генератор отчетов позволит Вам получить для анализа данные проекта в удобном для Вас виде. Вы можете отобрать данные определенного типа проекта (например, проекты техподдержки), с определенным статусом задач (например, все открытые или все завершенные задачи), закрепленные за конкретным пользователем (например, ваши задачи).
Таким образом, помимо управления проектами qdPM можно использовать и как инструмент для анализа эффективности своей команды, а настроив выгрузку данных в нужном формате и пару других плюшек можно даже попробовать заняться (простите меня за мою двусмысленность) легким дата-майнингом.
Ну и конечно же это еще далеко не все, на что способна платформа. Так дальше разработчик говорит об интегрированной системе запросов от заказчиков, возможности разделять проекты по стадиям (в разработке, тестирование и т.д.), встроенном календаре проектов с возможностью просматривать их в виде диаграмм Гантта (всю соль этого инструмента я прочувствовал как раз в управлении проектами, а не на университетской скамье за парами менеджмента), возможности создания групповых обсуждений типа брейнстормов и списка собственных дел и задач к исполнению, удобный поиск, многоязычность (что становится особенно актуально, когда ты работаешь с фрилансерами из ближнего и дальнего зарубежья), экспорт задач и проектов в XLS и, наконец, возможность кастомизации вида системы. На их сайте, надо сказать, все описано гораздо лучше и нагляднее, так что просто приведу линк.
Основываясь на личном опыте, я мог бы и дальше продолжать описывать возможности платформы и способы их применения. Сочетания гибкости настройки, открытость исходного кода и разработчиков, готовых помогать тебе практически на безвозмездных началах, ограничивают возможности применения qdPM только твоим временем и фантазией. Так, например, его можно использовать не только в качестве софта для управления проектами, но и в качестве полноценного интранета для небольшой компании, позволяющего обмениваться сообщениями, создавать какие-либо обсуждения и расшаривать разные доки, например, шаблоны брифов, контрактов, устав компании и т.д.
Скажем, у нас это реализовано следующим образом: qdPM установлен на сервер, на котором поднят сам сайт; на главной странице сайта размещена едва заметная непосвященным ссылка, ведущая на страницу авторизации в qdPM, где уже можно залогиниться непосредственно в систему.
Вот так вот незатейливо и незамысловато реализуются основные бизнес-коммуникации внутри компании. Повторюсь, это становится особо актуальным, когда у тебя в компании практически половина исполнителей работают на фрилансе и не находятся с тобой в одном офисе. Переводя все на подобные рельсы мы экономим просто уйму времени, которая согласно одной хорошей пословице равняется сопоставимой уйме денег, что для начинающего диджитал-агенства сродни билету в высшую лигу.
Конечно, я описал только одну из наших находок, однако целью моей статьи было прежде всего привлечь внимание к проекту qdPM, к его разработчикам и подтолкнуть аудиторию использовать столь мощный и удобный инструмент для проджект-менеджмента, которому, как мне кажется, уделяют столь незаслуженно мало внимания.
Надеюсь, статья найдет свою хабро-аудиторию, а если в комментариях поднимутся какие-нибудь интересные темы, связанные с платформой, ее использованием или управлением проектами в целом, то возможно я смогу поделиться сами еще чем-нибудь из своего скромного опыта, что может быть им потенциально полезно.
Автор: Atchpek