Вышедшие к недавнему 15-летию Википедии статьи были похожи на все прочие заметки о самой главной энциклопедии: 2.5 миллиарда посетителей в месяц, почти 40 миллионов статей, почти 300 языков, бла, бла.
А знаете, сколько Википедия могла бы заработать с таким трафиком, если бы продавала баннерную рекламу? Ребята из MonetizePros.com подсчитали: 210 миллионов долларов в месяц. В два раза больше, чем Твиттер, но в четыре раза меньше, чем Фейсбук.
Хотите ещё нетривиальных фактов? Добро пожаловать на тёмную сторону под кат.
- Википедия – небольшая компания. В Фонде Викимедиа, который разрабатывает движок и управляет седьмым вебсайтом в мире по посещаемости, работает всего 280 человек.
- Википедия — небогатая компания. В прошлом году Википедия собрала пожертвований на 75 миллионов долларов (из них 58 миллионов составили небольшие онлайн-пожертвования от почти 5 миллионов человек). Для сравнения, Фейсбук столько зарабатывает за один день. Как сказал Джимми Уэйлс, вероятно, единственный известный интернет-предприниматель, не являющийся мультимиллионером: «Организовать Википедию как бесприбыльную компанию – либо самый умный, либо самый глупый поступок в моей жизни».
- Википедия гордится тем, что в нее пишут почти на 300 языках. Но только 13 языковых разделов имеют больше 1 000 000 статей, из них 9 – на европейских языках (если к таковым можно отнести английский и испанский). Ещё в 44 разделах – более 100 000 статей (включая разделы на волапюке, эсперанто и латыни). Остальные малы или исчезающе малы. Например, “родная” для автора латвийская википедия поставила себе целью набрать 100 000 статей к 18 ноября 2018 года — в этот день будет праздноваться столетие Латвийской Республики.
- Упомянутые в предыдущем разделе цифры – обман и надувательство. Значительная (а в некоторых разделах – подавляющая) часть статей — это коротенькие заготовки, сгенерированные ботами на основе географических или ботанических справочников. Например, шведская википедия находится на втором месте по количеству статей, но полтора миллиона из почти трех — это «ботозаливка» от одного единственного участника, Сверкера Юханссона.
Погоня за цифрами – любимая игра «главных по Википедии», потому что журналисты падки до цифры и вообще это понятный критерий, который удобно измерять людям с менеджерской жилкой. Но результат такой стратегии – не лучше, чем если платить программисту за количество строк кода. - По статистике, шансы найти редактора среди читателей – примерно как найти молекулу активного вещества в таблетке оцилококцинума. При миллиардах просмотров статей в месяц, в английской Википедии за пятнадцать лет зарегистрировался всего один миллион участников, включая анонимных. Из них только 30 тысяч делают более пяти правок в месяц и 3 тысячи – более 100 правок. В русской Википедии этим числам соответствуют 75000, 3000 и 500. Иными словами, все статьи необъятной, казалось бы, Википедии на самом деле написаны относительно узкой группой людей, сравнимой с количеством сотрудников Гугла.
Значит ли это, что Википедия плоха? Конечно, нет. По-моему мнению, Википедия — один из самых смелых, странных и непредсказуемых проектов XXI века. Если у вас есть вопросы по тому, как он устроен, попробую ответить на них в комментариях.
Автор: ssneg