Как провести нескучный корпоратив в онлайне и собрать аудиторию в 10 500 сотрудников

в 16:11, , рубрики: online, trueconf server, видеоконференцсвязь, конференции, корпоратив, Лайфхаки для гиков, управление проектами

На основе 5 корпоративных онлайн-проектов на 2 платформах

За полгода мы все привыкли к онлайн-конференциям, концертам и даже корпоративам. Большая часть этих мероприятий по картинке представляют собой совокупность «говорящих голов». Создать ощущение общения, обратной связи, потоков энергии с экрана в экран (что, собственно, и является целью подобных событий) пока удается с трудом даже с бюджетами VK Fest. Рассказываем историю онлайн-корпоративов с обратной связью.

Привет, меня зовут Анна Нетесова, я руководитель event-проектов в КБ «Энгиро», Новосибирск. КБ –крупнейшее агентство за Уралом по объему бизнеса. Федеральные заказчики из Москвы и Санкт-Петербурга знают нас, в основном, по проектам BoogelWoogel (Роза Хутор) и GrelkaFest (Шерегеш). Эти фестивали собирают по 30 000 человек на горнолыжных курортах, так что мы привыкли к массовым мероприятиям. Из-за пандемии оба эти проекта были отменены за месяц до старта, и мы, мягко говоря, заскучали.

Сперва мы придумали «домашний» фестиваль. Раз оффлайн отменен, решили мы, можно веселиться в онлайн. Идея заключалась в том, чтобы созвать аудиторию весенних фестов принять участие в фестивальных активностях вместе с Главной студией. Важнейшие условие такого проекта – постоянная визуальная и голосовая обратная связь с участниками, которых должна была быть не одна сотня. Мы хотели взять пример со «старших товарищей», однако, посмотрев все весенние онлайн-фестивали, снова заскучали. По сути, все они представляли собой красивую сцену, поющих в пустоту артистов, «говорящие головы» и розыгрыши в чатах. Нам такой вариант не подходил, сибирская душа требовала душевности, общения и зрелищ.

В условиях карантина не нашлось компании, которая была бы готова финансировать фестивальный стартап «под ключ». Но мы нашли тех, кто отважился на эксперимент в формате корпоратива.

Танцы на удаленке

Для целей проекта нужно было решить не очень тривиальные для мая 2020 технические задачи:

  1. Обеспечить бесперебойный выход в прямой эфир порядка 150- человек в течение 6 часов и устойчивую трансляцию на страницу сайта проекта. Это означает, что 150 человек без специальных навыков нужно очень быстро научить обращаться с системой удаленной конференции, а также понять, почему одни устройства в таких условиях работают адекватно, а другие не очень. Как следствие, мы научились писать понятные многостраничные инструкции.
  2. Создать систему, внутри которой, внимание, будут параллельно работать 9 конференций, каждая из которых может в режиме онлайн (реального времени) общаться голосом и визуально с главной студией с минимальными задержками. В каждой из 9 конференций участвуют 6 человек (количество определялось удобством отображения, технически можно делать гораздо больше), каждого из которых мы имеем возможность вывести в эфир – как визуально, так и в диалоге.
  3. Обеспечить качество трансляции, годное для просмотра как на компьютерах, так и на смартфонах. При условии, что одновременно в окне плеера находятся (мы помним) 6х9 = 54 человеческие головы.
  4. Сделать это в Новосибирске, с местным, хоть и относительно неплохим, но имеющем некоторые ограничения оборудованием

В итоге сетап проекта выглядел так.

Система конференцсвязи: TrueConf (производитель TrueConf). Остановились на нем, потому что:

  • система позволяет полностью управлять вызовами подкованным модератором, практически без участия рядовых спикеров
  • относительно высокое качество картинки
  • удобная модерация окон
  • устойчивость связи
  • устойчивость к взлому, что для корпорации было немаловажно
  • открытость разработчиков и готовность помогать в проекте, несмотря на разницу во времени (когда в Новосибирске в 14.00 начинается генеральный прогон, уважающий себя московский коллцентр поддержки только пришел на работу и пьет кофе, если вы понимаете, о чем я).

Видеотрансляция: Webcaster. Важна была заинтересованность провайдера в нетиповом проекте (я снова про разницу во времени), устойчивость и отсутствие прохибита за использование звуковых дорожек. У нас же корпоратив, но YouTube это не доказать.

Техника: стандартный набор камер, микрофонов, 3 видеопульта, 3 видеосервера для роутинга видео, 18 (!!!) ПК для модераторов (один для модерации в режиме онлайн, один для конференции) и змеиное гнездо из примерно километра коммутации.

Важная особенность TrueConf Server – это очень ощутимое потребление трафика, примерно по 2-4мб/c на пользователя. Если верить встроенной диагностике, один компьютер потреблял примерно 30-40мб/c трафика, на TrueConf-сервере средняя скорость потока была в районе 250-300 мб/c, в пиках до 400. Обеспечить такой канал за приемлемые деньги можно далеко не везде, но внутренние ресурсы корпорации позволяли.

Коротко о сути эфира.

  1. На фестивале – на – удаленке сотрудники имеют уникальную возможность сходить друг к другу, фактически, в гости. Поэтому мы придумали форматы, в рамках которых можно было показать свои спортивные достижения, питомцев, детей, похвастать умением готовить и пр.
  2. Максимальное использование всех преимуществ онлайна. Мы могли видеть всех участников онлайн-конкурсов одновременно и комментировать их действия. Жюри конкурсов находилось в 9 сибирских городах. На экране все лица, фактически, становятся большими пикселами – ок, мы использовали составные картинки. Апогеем программы стал одновременный выход в прямой эфир 9 команд по 6 человек, которые в процессе эфира визуально взаимодействовали между собой: рисовали мемы (составные), представляли визитку и даже танцевали друг с другом.

В итоге мы оттестировали фестивальную платформу и провели свой первый онлайн корпоратив для 9 сибирских филиалов, который посмотрело 10 500 человек со всей страны. За 7 часов эфира фактически не случалось технических факапов. Технический директор очень удивился и предупредил, что это – временно.

Как провести нескучный корпоратив в онлайне и собрать аудиторию в 10 500 сотрудников - 1

Не забудьте включить авиарежим!

Корпоратив – это вам не конференция, здесь нет технической и финансовой возможности установить свет и камеры у всех 100+ участников эфира. Вся надежда на инструкции и ласковых и настойчивых технических модераторов. Их задача подготовить спикеров с точки зрения бесперебойного подключения, микрофонов, камеры и фона и убедить их в том, что во время эфира спикер работает только на эфир. Невовремя позвонивший босс или незакрытое окно браузера может «вынести» участника в самый интересный для него и для зрителей момент.
Обязательное условие технически сложных проектов, в которых участвует несколько десятков непрофессионалов -– генеральная репетиция. На которой все действующие лица выходят в эфир в том порядке, в котором будут делать это на самом мероприятии, а трансляция ведется именно в той конфигурации, в какой она будет проходить в реале – со звуком, светом и ведущими.

Ведущие на прогоне – это еще один инструмент психологического комфорта проекта. Они должны познакомиться с участниками, и сымитировать испытания, которые выпадут на их долю в онлайне. Это помогает повысить моральный дух сотрудников и значительно повышает личную ответственность за своевременное подключение.

Как бы ни было жалко времени и денег, технический и генеральный прогоны с полной имитацией звука, света, подключений, трансляции – необходимость, и мы тратим на нее 2 дня

Цитаты рабочего чата:

— С наушниками неудобно прыгать!
— Томск беспокоится, что его не видно
— Объясните, как убрать отзеркаливание
— Между завтра и сейчас 40 минут!

Сеанс одновременной игры в YouTube

Воодушевившись, мы взялись за следующий проект, онлайн церемонию награждения. Задача была амбициозная: за 3 часа наградить 300 человек в 9 филиалах, причем каждый должен был почувствовать себя на условном «пьедестале» — то есть показан крупным планом, поздравлен лично руководителем и имеет возможность сказать ответное слово. Мы повторили предыдущую конфигурацию с модераторами и конференциями, но решили сделать награждения в филиалах параллельными, с эпизодическими включениями Главной студии в эфир каждой конференции. При этом на основной сайт транслировалась сборная картинка из Главной студии, а 9 конференций-награждений филиалов можно было посмотреть в YouTube.

По-прежнему, все конференции должны были видеть и слышать главную студию в realtime для живого общения. И мы усложнили задачу: каждая церемония награждения внутри конференции должна была стать «маленьким корпоративом» с показом видео и ведущим.

Оказалось, что для обеспечения вот этого всего и более-менее красивой картинки в условиях новосибирских запасов оборудования, все 9 модераторов конференций должны освоить как минимум работу с OSB Studio, а также научиться переключать источники звукового сигнала. Так как обычный формат «Демонстрация экрана» не полностью решал проблему трансляции видеоконтента со звуком в эфир конференции.

Как провести нескучный корпоратив в онлайне и собрать аудиторию в 10 500 сотрудников - 2

Почему? Потому что мы хотели выводить чистый контент, без системных значков, уведомлений и т.д, а также дать возможность модератором иметь относительно простой (кликни-и-запустишь) способ манипуляции контентом.

На этот раз технические боги нас ненадолго покинули. Самой большой ловушкой параллельной трансляции и всеобщего онлайна стал звук Главной студии, который глушил все конференции в трансляциях на YouTube. Вообще история с распределением звуковых и видеопотоков во всей этой истории – самая трудоемкая и, скажем так, требующая фантазии технического директора. Каждая конфигурация требует новой схемы коммутации оборудования, а главный ограничивающий фактор – количество нужных выходов у устройства. Но мы уже втянулись. Технические неполадки не помешали примерно в 10 раз увеличить аудиторию награждения сотрудников – на 300 номинантов мы получили почти 3000 просмотров.

Гибридное будущее

Сейчас у нас «за плечами» уже 5 онлайн корпоративов, на подходе шестой и седьмой. Почти все они построены на той же, самой первой, технологической платформе, которую мы называем LiveDigital. И, честно, лучшего решения для вовлечения людей в процесс мы пока не нашли. Попытки реализовать подобные решения на частных мероприятиях внутри Zoom или Instagram были в Москве и, как ни странно, в Иркутске, но серийными они не стали. Хотя, как нам кажется, здесь есть огромный потенциал.

Спустя полгода вынужденного онлайна понятно, что будущее за гибридными проектами. В свадьбах хотят принимать активное участие сестры из Канзаса и дедушки из Железногорска-Илимского Иркутской области. Корпоратив для современной распределенной компании – это инструмент сплочения персонала, поэтому сотрудники, счастливо живущие и работающие на Лимассоле, тоже должны участвовать.

Чего остро не хватает событийному бизнесу для адекватного перехода в онлайн? Правильно, личного общения и всего, что с ним связано, а также адекватного ценового решения. Строить студию, устанавливать машину железа, нанимать монтажеров масс-маркету не по карману. Даже простое сравнение стоимости организации обычного мероприятия с «говорящей головой» против LiveDigital пока говорит не в пользу последнего.

Если не сосредотачиваться на VR и американских приложениях для конференций, имитирующих игру SIMS (это дорого, мы смотрели), то мы бы выделили следующие тренды, которые, как нам кажется, не стоит недооценивать разработчикам ПО для конференц-связи.

  1. Максимальная возможность «виртуально-живого» присутствия, причем с обоих сторон. Спикер должен видеть и, возможно, слышать зрительный зал, зрительный зал должен видеть спикера или артиста. В удобном и красивом интерфейсе. Только тогда при просмотре онлайн-концертов исчезнет ощущение, будто артист половину времени убеждает себя в том, что вокруг него тысячи поклонников.
  2. Упрощение монтажа финальной картинки, управления окнами и звуком. В самом деле, для массмаркета не нужны камеры, видеопультовая, 16-канальный звуковой микшер и узкие специалисты. Масс-маркету нужно выбрать режим для внешнего вида трансляции, запустить конференц-связь в удобном формате – и наслаждаться общением.
  3. И самое важное. Зритель должен иметь возможность самовыразиться внутри конференции. Самый простой способ сделать это есть в Zoom и называется она «сменить фон». Сейчас больше возможностей нет, но если перенести в онлайн все опции развлекательных приложений типа Reface, работать и развлекаться было бы гораздо веселее. Тогда каждый участник рабочего совещания может пошутить, пустив по экрану прыгающих единорогов, «взорвать» конфетти, «надеть» корону или проголосовать так, чтобы это увидели (а не просто «поднять руку»). А еще хочется петь караоке хором или рисовать mindmap одновременно с нескольких устройств. Продолжать можно до бесконечности.

Причем поскольку удаленные спикеры по определению проигрывают тем, кто находится рядом, то у них и должны быть уникальные возможности, которых нет у оффлайн-гостей. Опция «выключить экран» не в счет.

Zoom сейчас сделал шаг в этом направлении, анонсировав Zapps, так что надежда на оптимизацию рабочих процессов есть. Параллельно развиваются онлайн аналоги оффлайн игр, которые стремительно набирают популярность, см. Among Us, Kahoot и аналоги. Вполне возможно, что совсем скоро мы сможем играть в мафию в образах Джека Воробья или Илона Маска.

Автор: Анна Нетесова

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js