Тема перемещения своего бренного тела из одной страны в другую раскрыта, казалось бы, со всех сторон. Кто-то говорит, что пора. Кто-то говорит, что первые ничего не понимают и совсем не пора. Кто-то пишет, как купить гречку в Америке, а кто-то – как найти работу в Лондоне, если ты знаешь только русский матерный.
Однако, как выглядит переезд с точки зрения компании, вопрос почти не освещён. А ведь в этой теме есть очень много интересного, и не только для больших начальников. Но бюджеты, headcount, метрики и прочее – это безумно скучно для разработчиков. Что же это такое — открыть офис за рубежом, зачем, почём и как? И, самое главное, как нашему айтишному брату извлечь из этого пользу.
Статья получается нереально большой, поэтому в этой серии ответ на вопрос: “Зачем?”
Для начала немного предыстории и представлений. Привет, меня зовут Евгений, я долгое время был фронтенд-тимлидом в компании Wrike, потом менеджером, а потом трах, бах, и мы открываем офис в Праге, а я еду директором Wrike Prague. Звучит радужно, но на самом деле Екклесиаст был прав, тысячу раз прав.
… Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.
Зачем?
Мотивы личного переезда обычно понятны: попробовать что-то новое, выучить язык, финансовые вопросы, политика, безопасность и так далее. Но зачем какой-то компании открывать офис разработки в другой стране? Ведь это дорого, непонятно, что там за рынок, да и вообще… Причин может быть несколько, и из каждой можно извлечь свою выгоду.
HR-бренд
Сложилось мнение, что многие топовые разработчики хотели бы работать за рубежом. Это и не всегда так, и не всегда топовые, и вообще, тут можно нарваться на огромные споры, опять возвращающие нас к извечному вопросу на букву В: “Валить или не Валить”. Тем не менее, отток есть, и это факт. Но уезжать в непонятную компанию, непонятно с какой культурой в непонятно какую страну страшно. Вот в этом и есть вся соль. Открытие зарубежного офиса повышает шанс зацепить хороших сотрудников, которые хотели бы с минимальным дискомфортом перебазироваться в другую страну.
Советы
Часто компании делают некий “буферный период”, который вы должны проработать в компании, прежде чем вас смогут перевести. Мы в Wrike такого не делаем, но понимаем, что, может быть каким-то работодателям это время нужно, чтобы присмотреться к человеку, и не перевести не того;
Открытие нового офиса предполагает расширение. А расширение предполагает открытие новых позиций. Так что тут самое подходящее поле для торгов и переговоров. Это верно не для всех компаний, но за спрос денег не берут, не так ли?
Один из самых важных вопросов: “А какие команды уже там, и что они там делают?”. Часто компании перевозят только людей из определённых направлений, например, по какому-то конкретному продукту или технологии. И может так оказаться, что вам это будет не очень интересно или не профильно. Мы долго обсуждали, и решили, что лучше сделать офис «обо всём», так легче найти разработчиков и команды и избежать резерваций по культурным, профессиональным или каким-то другим признакам.
Расширение воронки
Порой кажется, что IT, как чёрная дыра, — только поглощает и ничего не отдаёт. И всё новые и новые специалисты, выходящие на рынок, бесконечным потоком пропадают в её бездонном теле. Кадровый голод заставляет компании искать новые территории и гонит их, как и в эпоху великих завоеваний, через океан. Решение непростое, никто не знает, какие они — местные работники. Чего они хотят и что умеют. И это, пожалуй, тема для отдельной статьи. Собеседовать чешских программистов оказалось достаточно весело, но сложно.
И кстати, не все компании готовы набирать не-русскоговорящих инженеров. Ведь для этого надо переводить рабочие процессы на английский, изменять процедуру онбординга и так далее. Сложно. Сложно, конечно, для R&D, ведь продажи или, скажем, саппорт обычно местный. Но что же полезного можно извлечь из факта, что компания все-таки решилась, и открыто заявила, что “у нас будет мультикультурный R&D”.
Советы
У вас будут не-русскоговорящие коллеги. Это круто, очень расширяет кругозор, новые знакомства и прочее. Но, к сожалению, обсудить с коллегой новые мемы вы не сможете, если вы не знаете английского. Так что если, вы идете в компанию, которая готова вас перевезти — будьте уверены, вас спросят про знание языка. Но с другой стороны, работать в IT в 2019 и не знать английского языка — это же нонсенс, isn’t it?
Обязательно узнайте, в какой команде после переезда вы будете работать. От этого зависит, будете ли вы большую часть времени говорить на русском, английском или вообще молчать. В целом, этот совет можно применить вообще на любых собеседованиях. Спрашивайте, где и как вы будете работать. И в этом, кстати, большое отличие российских разработчиков и европейцев.
Один из программистов на собеседовании попросил провести тур по офису. Так как мы в Праге, а он в Париже, мы взяли веб-камеру и походили “вместе с ним” по кабинетам. Очень напоминало серию “Теории большого взрыва”, когда Шелдон боялся выходить из дома, и отправил вместо себя робота.
— Привет ребята, это Жан, он хочет быть нашим фронтендером
— *ребята кивают ноутбуку*
Диверсификация рисков
Конечно, тут мы вступаем на тонкий лёд и рискуем опять вернуться к вопросу на букву В. Но два/три/четыре офиса в разных локациях с точки зрения любого бизнеса гораздо лучше, чем один.
Тут важно понимать, а какое будущее у офиса? Зачем его открыли? И стоит спросить, а что будет через год, два. Знаете, все не любят классический hr-вопрос: “Кем вы себя видите через пять лет?”. А вот сами себе мы его почему-то не задаем. Ведь от этого целиком зависит, а что вы будете делать через два/три года.
Инвестиционная привлекательность
Бизнес есть бизнес. А деньги есть деньги. Зарубежные офисы повышают привлекательность компании на мировом рынке, а значит потенциально могут привести к хорошим инвестициям. Вроде бы это не самая интересная тема для разработчиков, но лично я предпочту работать в компании с хорошим бюджетом, чем в компании без инвестиций и бюджета. Это необязательно значит, что вы будете ездить на ферарри, но новые макбуки, мониторы и современные рабочие места на пустом месте не появляются. Даже печеньки и кофе сколько-то стоят, таков мир.
И на ум мне приходит еще одна причина открытия офиса за границей. Последняя и самая грустная.
Для галочки
Я могу понять высший менеджмент, который бодро отчитывается наверх: “У нас есть офис, всё хорошо”. Но по факту там сидит два продажника и всё. Инвесторы довольны, акции подскочили.
К сожалению, такие компании есть, но называть их я не буду. Для нас они совершенно бесполезны, и советов тут давать никаких не получится. Разве что ещё раз спросить: “А зачем вам офис?”
Один мой друг рассказывал, что у них в компании с большой помпой открыли офис в Китае. Все рассылки трубили, что это будет крупный инженерный центр и вообще, стекло, бетон, мозги и инновации. Но почему-то никаких фоток из офиса никто не видел. Оттуда люди приезжали, это да, но туда никто попасть не мог. Прямо Зона 51. Ходили слухи, что там делают что-то настолько прорывное, что все конкуренты спят и видят, как бы оттуда урвать секретов. Но в итоге, после применённой русской смекалки (напоить гостей в баре до беспамятства), мой друг узнал, что “мозговой центр” — это сарай посреди китайского рисового поля.
Расширяем компанию — расширяем себя
С прагматической точки зрения, открытие нового офиса для сотрудников компании – всегда благо, потому что открытие — это новые позиции, включая достаточно высокие. И тут самое главное — быть проактивным. Я бы рекомендовал:
Посмотреть вокруг. Что делают люди вокруг вас, ваш начальник и ваш пра-начальник? Может быть в новом офисе нужны будут такие-же люди. А тут вы такой красивый;
Определиться с тем, а куда вам интересно развиваться;
Придумав для себя позицию — написать для неё план 30-60-90 и цели. Пускай это будет черновик, вы ведь никогда этого не делали. Но это лучше, чем сказать: «Хочу быть владычицей морскою»;
Проактивно прийти к начальству с планом, целями и прочим;
Profit!
Итого
Критически важно узнать, зачем компания открывает офис за рубежом. Как для сотрудников этой компании, так и для потенциальных кандидатов. От ответа на этот вопрос зависит многое: будете ли вы сидеть в заштатном, увядающем отделении, или это будет новенький, развивающийся офис. Будете ли вы говорить по-английски, или это будет очередное русскоязычное гетто. И какие у компании и у вас перспективы.
В следующей серии: выбор страны. Почему страны Балтии не подходят, почему в Берлине невозможно жить, и почему в Лондоне — Европейской IT столице, проще открыть лавку с фруктами, чем IT компанию.
P.S.
Если будете в Праге – заходите к нам в Wrike в гости. Я с удовольствием расскажу, почему чешское пиво – не такое уж и вкусное. Ну или в Питер, всегда рады. Vítejte!