В конце 2017 года группа компаний ЛАНИТ закончила один из самых интересных и ярких проектов в своей практике — Дилинговый центр Сбербанка в Москве.
Из этой статьи вы узнаете, как именно «дочки» ЛАНИТ оборудовали новый дом для брокеров и уложились в рекордно короткие сроки.
Источник
Дилинговый центр относится к проектам «строительство «под ключ»». У Сбербанка уже был собственный дилинг-центр. Он располагался в бизнес-центре «Романов двор», между метро «Охотный ряд» и «Библиотека имени Ленина». Аренда оказалась слишком высокой, поэтому руководство Сбера решило перевезти трейдеров на свою территорию: в головной офис на Вавилова, 19. Однако помещения для начала нужно было спроектировать и переоборудовать, чтобы брокеры могли продолжить работать в первый же день после переезда.
Перед началом работ специалисты компании JP Reis (эксперты в области построения дилинговых центров за рубежом) провели аудит объекта, проанализировали проект. Они предложили банку продлить аренду офиса в центре еще на полгода. Консультанты не поверили, что подрядчики справятся за такой короткий срок — семь месяцев.
Проект достался компании из нашей группы — «ИНСИСТЕМС». Она стала генеральным подрядчиком. Её специалисты выполнили комплексное проектирование, общестроительные и отделочные работы, установили системы энергоснабжения, пожарной и общей безопасности и механические системы (общеобменная вентиляция, кондиционирование и холодоснабжение, отопление, водоснабжение и канализация).
ИТ-инфраструктуру в дилинг-центре необходимо было создавать с нуля. Для этой работы «ИНСИСТЕМС» решила привлечь «ЛАНИТ-Интеграцию». Вместе с компанией над ИТ-системами работали ещё девять подрядчиков. Проект стартовал в июне 2017 года.
Вот, что было до начала работы на этаже, где должен был расположиться дилинг-центр. Почти пустое помещение: пара зон для переговорных, выгороженных мебельными стенками, никакого кабеля или рабочих мест.
Дата сдачи проекта — 5 декабря. В этот день заканчивалась аренда площади в центре столицы. Трейдерам нужно было переезжать на новое место. Торговля на рынке не терпит простоя, потому что каждая минута бездействия стоит денег (часто очень больших).
По техзаданию на объекте нужно было установить 12 ИТ-систем. «ЛАНИТ-Интеграция» спроектировала большинство из них, кроме TraderVoice, IP-телефонии и системы унифицированных коммуникаций.
На этапе проектирования специалисты генерального подрядчика и интегратора тщательно продумали план-графики выполнения работ, поставок оборудования, синхронизировали всё это между собой. Однако всё равно столкнулись с трудностями.
- На двадцать пять этажей в здании оказался один грузовой лифт, и очень часто он был занят. Поэтому приходилось использовать его рано утром и вечером, после окончания рабочего дня.
- Были ограничения по габаритам для машин, которые могли проехать в зону погрузки/разгрузки. Из-за этого оборудование перевозилось маленькими партиями на небольших грузовых автомобилях.
Техническая часть
Работа в дилинг-центре разделилась на шесть зон. Оформить предстояло:
- торговый зал в формате open space;
- помещения для тех подразделений, которые поддерживают работу трейдеров;
- кабинеты руководителей;
- переговорные помещения;
- ТВ-студию;
- ресепшен.
При планировании работ компании столкнулись с несколькими особенностями проекта.
- Высокая надежность работы всех инженерных систем
Размер каждой сделки достаточно высок, поэтому простой даже в несколько минут может привести к упущенной прибыли в сотни миллионов долларов. Такие условия накладывали дополнительную ответственность при проектировании инженерных систем.
- Внимание к дизайнерским решениям
Заказчик хотел не только высокотехнологичный, но и красивый дилинг-центр, от взгляда на который будет вау-эффект. Сначала торговый зал оформили в тёмные тона. Потом заказчик решил, что помещение должно быть светлым. Команда «ЛАНИТ-Интеграции» срочно перезаказывала оборудование, а «ИНСИСТЕМС» выпустил с десяток решений по оформлению интерьера.
- Высокая плотность размещения сотрудников
На площади в 3600 кв. м должны были разместиться 268 рабочих мест, на которых предстояло установить 1369 ПК и 2316 мониторов.
Схема зала дилингового центра
У каждого трейдера на столе было от трёх до восьми ПК и до двенадцати мониторов. Когда их выбирали, учитывался каждый сантиметр габаритов и ватт тепловыделения. Например, остановились на модели монитора, который выделял на 2 ватта меньше тепла, чем ближайший конкурент. Похожая ситуация была с системным блоком. Выбрали тот, что на полтора сантиметра меньше.
Тепло
Обычные сплит-системы установить не получилось. Во-первых, они не справились бы с таким количеством энергии без угроз здоровью для дилеров. Во-вторых, в торговом зале стеклянная крыша, сплит-системы некуда девать.
Был вариант с подачей охлажденного воздуха через пространство фальшпола, но учитывая плотность рассадки и конструктивные ограничения существующего здания от этого варианта пришлось отказаться.
Изначально «ИНСИСТЕМС» делал проект по технологии BIM. Соответствующая модель была использована для математического моделирования процессов тепломассопереноса в зоне атриума.
BIM-проектирование торгового зала дилинг-центра в Autodesk Revit
За несколько месяцев было проработано с десяток вариантов распределения воздуха, мест размещения и типов климатических устройств. В итоге мы нашли оптимальный вариант, предоставили заказчику карту распределения потоков воздуха и температур, наглядно обосновали наш выбор.
Математическое моделирование процессов тепломассопереноса (CFD-моделирование). Вид на торговый зал.
Торговый зал, вид сверху
Вентиляционную установку разместили по периметру торгового зала, на балкончике и в атриуме. Так, за оптимальный климат в атриуме отвечают:
- центральные кондиционеры с 50% резервом, полным циклом обработки воздуха и очисткой в секции обеззараживания;
- VRV-системы с возможностью работы в режиме охлаждения и обогрева;
- рециркуляционные системы обдува атриума для защиты от конденсата и избыточных теплопотерь.
Распределение воздуха в помещении выполнено по схеме «сверху-вверх».
Кстати, в атриуме «ИНСИСТЕМС» ждала ещё одна головоломка. Нужно было оградить рабочие места трейдеров от прямого солнечного света, мешающего работе, в пространстве полностью остекленного помещения. Металлоконструкции атриума были изначально спроектированы с расчётом на нагрузку от стёкол и снега. Эксперты компании обследовали постройку и помещение. В итоге было найдено решение без усиления существующих конструкций. Под остеклением установили пять баффлов (треугольные стальные формы, обшитые декоративной тканью). Они одновременно выполняли четыре важные функции:
- служили экраном от солнечных лучей;
- позволяли прятать в своем пространстве инженерные коммуникации;
- дали возможность правильным образом встроить акустическое оборудование;
- стали декоративным украшением помещения.
Монтаж баффлов в зоне атриума
Баффлы (конструкция на потолке)
Баффлы, вид сверху
Электричество и свет
Для бесперебойного обеспечения объекта электроэнергией 24 часа в сутки 7 дней в неделю компания «ИНСИСТЕМС» установила дизель-генераторную установку и источники бесперебойного питания. Подключение рабочих мест трейдеров к электропитанию выполнено по двум взаимно резервируемым линиям. ИБП рассчитаны на автономную работу до 30 минут в нормальном режиме и 15 минут в аварийном режиме, когда выходит из строя один ИБП.
В дилинг-центре работает интеллектуальная система освещения. Она управляется по специальному протоколу Dali и имеет множество сценариев освещения рабочего пространства. Технология позволяет выполнить индивидуальную плавную настройку яркости для каждого рабочего места. Есть энергосберегающий режим, когда яркость уменьшается при достаточном солнечном свете или в нерабочие часы. Датчики присутствия распознают людей в помещении и автоматически управляют светильниками.
Структурированная кабельная система
Для организации передачи данных в дилинге организовали СКС с интеллектуальным мониторингом пяти тысяч портов. В серверной, как и во всем дилинг-центре, было очень мало места. Однако «ИНСИСТЕМС» всё же удалось вписать в это пространство компактные коммутационные шкафы (шириной 800 мм, глубиной 600 мм) и аккуратно распределить в них 10 тысяч кабелей. Был еще вариант с использованием открытых стоек, но по соображениям безопасности различные сети должны были физически изолироваться друг от друга и размещаться в разных шкафах с контролем доступа.
Противопожарные системы
Команда группы компаний ЛАНИТ находилась на действующем объекте и вынуждена была вмешаться в его работу. Например, специалисты «ИНСИСТЕМС» занимались противопожарной системой всего здания.
Корпус, где расположился дилинговый центр, имеет общие эвакуационные пути с остальными корпусами. Количество сотрудников увеличилось, в связи с чем пришлось проверять возможность безопасной эвакуации в новых условиях. Кроме того, противопожарные системы объединили с аналогичными системами в других корпусах для совместной работы. Это было обязательным требованием. Все эти факторы потребовали разработать и согласовать в МЧС специальные технические условия (СТУ) — документ, который определяет требования по пожарной безопасности для конкретного объекта.
Конструктивные решения
Оборудование дилингового центра требовало учесть уровень нагрузки на конструктив здания. Дилинговый центр увеличил количество постоянных рабочих мест более, чем в 2 раза. Практически пустовавшая раньше кровля оказалась на 60% заставлена тяжелым оборудованием (наружные блоки кондиционеров, вентустановки, компрессорно-конденсаторные блоки, трубопроводы, воздуховоды и т.п.). Наши специалисты обследовали состояние конструкций и сформировали отчет. Далее были выполнены поверочные расчеты. Усилили конструкции здания, добавили балки и колонны в местах, где прочность существующих конструкций была не достаточной (зоны примыкания консолей, места под оборудованием на кровле, серверные комнаты).
Рабочее место трейдера
У каждого трейдера на рабочем месте по 25 электрических розеток и 12 розеток структурированной кабельной системы. Под фальш-полом нет ни сантиметра свободного места, повсюду кабель.
Отдельно стоит рассказать о столе трейдера. Он стоит 500 тысяч рублей. Офисное кресло сделано итальянским дизайнерским ателье Pininfarina, которое, например, работало над дизайном Alfa Romeo и Ferrari.
Цифровая модель рабочих мест двух трейдеров. Специалисты отделены друг от друга стенами мониторов.
Клавиатура у трейдеров тоже особенная. В неё встроены KVM-свитч. Он помогает переключаться между мониторами и ПК. Также в клавиатуре есть механические и сенсорные клавишные блоки. Они нужны для того, чтобы специалист быстро с помощью клавиш, например, могли подтвердить, отменить операцию.
Ещё на столе у трейдера есть телефон. Он отличается от тех, которые используем мы. В дилинговом центре используют модели повышенной надежности с трехкратным резервированием по питанию, двукратным резервированием по сети. Можно использовать две трубки, выносной микрофон для громкой связи и беспроводную гарнитуру. Бонус: у трейдера есть возможность слушать ТВ-каналы через одну из трубок. Обычно в дилинг-центре громко, поэтому воспринимать информацию с ТВ именно так — очень удобно.
Кстати, о системе телевидения. По периметру в дилинге висят два светодиодных экрана — 25 и 16 метров каждый. В сумме это самые длинные панели в мире с шагом пикселя 1,2 мм. По характеристикам такие же экраны в медиацентре парка «Зарядье», но там они меньше. Особенно красиво, что у экранов в дилинг-центре плавные углы. На углах панель имеет плавный переход.
Огненный шар пробегает по углу во время тестового включения
Ещё пару слов о менее масштабных внедрениях. ЛВС разделена на три различных сегмента: общий банковский, закрытый банковский и сегмент CIB, где расположены сами дилерские системы. Все печатные устройства оснащены функцией контроля доступа. То есть если трейдер хочет что-то распечатать, он отправляет задание на печать, подходит к принтеру, потом подносит карточку сотрудника и получает именно тот документ, который он отправил на печать.
В дилинг-центре очень громко. Шумоподавляющие панели в open space разместить нельзя, перегородки решили не ставить (мало места, не сочетаются с дизайном). Решили внедрить систему маскирования фонового шума (генерация звуковых волн на определенных частотах). По всем частотам накладывается розовый шум и разговоры, выкрики, возгласы маскируются.
В торговом зале регулярно проходят выступления, репортажи и интервью. Работает множество иностранных дилеров. Для этого сделали комнату синхронных переводчиков.
В телевизионной студии можно снимать репортажи, вести прямой эфир. Качество картинки подходит для федеральных каналов.
«ИНСИСТЕМС» сдала проект в декабре. Как и было запланировано — 5-го числа. Аудиторы из JP Reis (не верили, что получится уложиться в срок) были, мягко говоря, удивлены таким результатом и похвалили генподрядчика проекта.
Завершающий этап стройки. Работаем ночью
Трейдеры не пропустили ни одного торгового дня. Они ушли с работы из старого дилингового центра в пятницу вечером, а в понедельник утром уже вышли на новую площадку.
При работе в проекте такого масштаба компании группы ЛАНИТ получили колоссальный опыт. А Сбербанк получил один из крупнейших дилинговых центров в Европе и самый большой в России.
Автор: lanit_team