Эпоха мессенджеров началась около 20 лет назад. В 1996 году старшеклассники из Тель-Авива основали компанию Mirabilis и выпустили то, что тогда называлось интернет-пейджером ICQ. О том, что изменилось с тех пор, что сейчас происходит на рынке мессенджеров, и как он будет развиваться в будущем – читайте в нашей статье.
Тогда, двадцать лет назад, средств для общения у пользователей было не очень много. Социальных сетей в привычном нам виде еще не было, а общение в сети шло по почте, в веб-чатах, на форумах и даже в гостевых книгах. Было это не очень удобно и структурированно, поэтому появление простого, функционального и понятного мессенджера было воспринято пользователями на ура. Уже через два года ICQ купила американская компания AOL за 400 миллионов долларов, и в пике (в 2001 году) у мессенджера было более 100 миллионов зарегистрированных пользователей.
Прошло еще десять лет, и ICQ растеряла большую часть своей аудитории, а на смену ей пришло множество других мессенджеров, помогающих людям общаться друг с другом. Сейчас на рынке шесть ведущих приложений и с десяток догоняющих, причем каждый день появляются все новые и новые.
Что стоит за нынешней революцией мессенджеров? Первый и сильнейший из чатов новой волны — это WhatsApp, сделанный выходцем из Украины Яном Кумом, который с самого начала своим главным преимуществом объявил дешевизну. WhatsApp стал удобной альтернативой относительно дорогим SMS и MMS.
Интересно, что изначально WhatsApp не был мессенджером. Однажды Ян пропустил телефонный звонок во время занятий в спортзале из-за запрета там мобильных телефонов, и ему пришла в голову идея мобильной адресной книги, которая показывает текстовые сообщения со статусом для контактов в ней, так что друзья могут знать, доступны ли вы или занимаетесь в зале, находитесь ли на собрании, или у вас кончается заряд батареи, но впоследствии сообщения — это именно то, что нужно пользователям, понял Кум.
Мессенджер делался с прицелом на быстрое, простое и доступное общение с любым контактом, независимо от его географического местоположения. И это сработало: сейчас WhatsApp — самый популярный мессенджер с почти миллиардной аудиторией, причем он продолжает расти на развивающихся рынках, вроде Бразилии или Индии, где mobile-only пользователи уже не видят смысла использовать SMS.
Вторым фактором, приведшим к огромному распространению мессенджеров, стало повсеместное распространение мобильных устройств и доступность мобильного интернета. За прошлый год в мире был продан 1 миллиард смартфонов. Доступ в Сеть с мобильных устройств становится уже не какой-то экзотикой или привилегией жителей развитых стран, а нормой существования даже не в очень богатых странах.
Для многих пользователей, особенно на развивающихся рынках, смартфон или планшет — единственное компьютерное устройство. Инициатива Android One, охватывающая сейчас два десятка производителей, в рамках которой для развивающихся стран выпускаются устройства стоимостью в 100 долларов, охватила собой 1.2 миллиарда людей за 2 года! «Все больше и больше людей покупают свой первый смартфон, и для многих это будет их первый компьютер», — говорит Джен Фицпатрик, вице-президент Google. Все эти люди и устройства постоянно на связи, и им как никогда нужно общение. Вот откуда миллиардные аудитории у ведущих приложений, вот откуда 27 миллиардов сообщений в 2013 году и 71 миллиард — в 2015.
Наконец, мессенджеры это удобно. Это не только общение один на один — это иногда и групповые чаты, и рабочие переписки, и файлы, и картинки. Каждый из мессенджеров отличается тем или иным функционалом. Вспомните Snapchat, у которого более 200 миллионов пользователей и который сейчас оценивают как минимум в 19 миллиардов долларов. Его функционал — это исчезающие сообщения и картинки. Эта функция (в первую очередь, используемая для секстинга, пересылки личных фотографий, сообщений интимного содержания) востребована у подростков – и, как результат, 60% американцев в возрасте от 13 до 34 лет являются активными пользователями мессенджера. И, хотя среди тинейджеров есть и более популярные продукты (например, Facebook и Instagram), Snapchat уже завоевал репутацию лучшего сервиса для получения доступа к миллениалам. Все рекламодатели уже понимают: хотите таргетированно достучаться до американских подростков – идите в Snapchat. Они все там, активно пользуются сервисом, вовлечены в происходящее в мессенджере.
Естественно, все это сработало в совокупности. Бесплатные сообщения, мобильная версия, разные функции по отдельности были у многих. Главную роль сыграли все факторы вместе: удобные кроссплатформенные клиенты, интересный и постоянно развивающийся функционал (например, доступ к телефонной книге у WhatsApp, пуш-уведомления), критическая масса пользователей. И вот мессенджеры стали медиа номер один на мобильных устройствах, в очень удобный способ коммуникации со всеми миром. Как они дальше будут развиваться?
«Мессенджеры будут и дальше обрастать функционалом. Посмотрите, в какие комбайны превратились азиатские мессенджеры. Посмотрите на платформу, которую Facebook начал строить на базе своего приложения Messenger”, — Игорь Магазинник, основатель Viber.
Видя, как отдельные функции становятся популярными у конкурентов, самые популярные мессенджеры все больше превращаются в многофункциональные платформы. Facebook Messenger — это не просто переписка с коллегами и друзьями по социальной сети. Это платежи, игры, видео-звонки, местоположение, общение с компаниями и платформа для разработчиков. LINE — это не только сообщений и стикеры (которые, кстати, стали отдельной, очень доходной экономикой как для разработчиков/художников, так и для самой компании). Компания уже представила несколько приложений для повседневной жизни, объединенные общей темой “Life”. Это, например, платежная система LINE Pay, сервис вызова такси LINE TAXI и служба доставки еды Line WOW, это аккаунты для бизнеса и видео-трансляции LIVE CAST. Yo, самый простой мессенджер, состоящий из одного слова, как-то незаметно превратился в платформу для разработчиков, открыв им свой API и предоставив пользователей.
Очевидно, что перечень «подключенных» к мессенджерам сервисов будет только расти. Услуги не просто позволяют монетизировать пользователей мессенджеров — они в первую очередь повышают вовлеченность и открывают новые каналы для общения бизнеса с потребителями. Фактически, мессенджеры становятся относительно закрытыми экосистемами, миниатюрными версиями социальных сетей, где есть страницы компаний, услуги и, главное, все друзья и переписка с ними. И это все не в длительном цикле: зашел, пролистал ленту, написал, прочитал, прокомментировал, непонятно, прочитали или нет, еще раз написал… — а прямо на ходу, в привычной и быстрой среде, рядом с друзьями. Наше общение требует быстроты реакции, и мессенджеры тут играют и будут играть главную роль. Это новые функциональные каналы и для людей, и для компаний.
“Отправляя сообщения при помощи популярного мессенджера, который ежедневно используется для общения с родственниками и друзьями, компания может открыть для себя новый канал взаимодействия со своими клиентами и повысить уровень их вовлеченности”, — говорит директор по стратегии и маркетингу корпорации LINE Дзюн Масуда.
Достаточно ли наполнен рынок мессенджеров? Есть ли место для нового приложения, и если есть, то в какой области оно возникнет и какой функционал реализует? Об этом мы хотим рассказать в следующей статье.
Автор: RoboForm