Задолго до самого первого крика и вздоха новорожденного в нем закладываются программы, как минимум, физического развития и роста. Любое начало дает импульс, задает направление развитию этого самого нового. В процессе формирования личности закладываются основы индивидуальной системы ценностей, определяющей потребности, интересы, возможности человека, которые в течение времени уже сами начинают определять деятельность индивида с определенного момента личностного времяисчисления. Все это происходит по мере накопления жизненного опыта, познания внешнего мира, в течение постоянного процесса формирования и изменения восприятия внутреннего я, взаимодействия между внутренней субъективностью и воспринимаемой объективностью внешней среды. Набор специфических начальных данных, различных условий и мер взаимодействия всех ранее упомянутых факторов в той или иной мере задают неповторимость и уникальность каждой личности, создавая тем самым почти неисчерпаемые многообразие и уникальность характеров, систем поведения и
К примеру, в обычном классе младшей школы всегда найдется непоседа озорник, дергающий за рыжие косички на уроках и переменах одноклассницу с солнечной россыпью веснушек на лице. На этом же самом примере становится ясно, что, оперируя некоторыми специфическими понятиями, описывается довольно обычно классифицируемая ситуация, понятная со стороны, но опускаются подробности описания личностей этих школьников, не смотря на то, что это, по сути, уже во многом сформировавшиеся личности со своими физическими, психо-эмоциональными, интеллектуальными и духовными особенностями.
Все вышеупомянутое (за исключением разве что примера) применимо и к жизнедеятельности организаций, объединений, структурированных образований в обществе.
Взаимодействие различных возможных форм многообразия создает постоянно изменяющуюся, динамическую среду, требующую постоянного реагирования со стороны каждой из форм. Взаимодействия могут иметь как положительный, накопительный характер, так и негативный, разрушительный результат. В условиях единой ресурсной базы это приводит к конкурентной борьбе за те или иные преимущества. Для человека, организации приоритетным в развитии становится приобретение тех или иных преимуществ различного характера и различной материально-духовной ценности.
Так, рыжеволосая девочка может стремиться к отличной успеваемости, когда её упомянутый одноклассник будет стремиться к приобретению авторитета среди сверстников и самоутверждению в своём окружении, и всё это в общей среде класса.
Постоянно изменяющаяся среда и, по сути, конкурентная борьба за преимущества, те или иные ресурсы приводят к необходимости постоянного анализа и адекватного реагирования, зачастую с опережением событий. В современной теории управления это оформилось в отдельную дисциплину – Управление Изменениями (Change Management), основная идея которой состоит в том, что изменения во всех аспектах личностого и организационного развития постоянны (“Changes are permanent”), потому для достижения и корректироваки соответствующих целей необходимо правильно управлять самим процессом перемен. Ввиду многоплановости и почти не поддающихся полной оценке всех последствий любого воздействия, особенно в массовых социальных процессах, необходимо упомянуть один из постулатов дисциплины: “Невозможно контролировать изменения, но можно воздействовать на перемены” (”It’s impossible to control the changes, but it’s possible to influence the changes”). Основными стадиями процесса перемен последовательно являются: отрицание, страх, сопротивление, злость, депрессия, изучение/познание, прием/усвоение, вовлеченность/участие/воздействие. Сама подразумеваемая природа основных изменений не столько внешнего плана, сколько внутреннего, опять таки как для случая организации, так и и индивида. Согласно дисциплине основной ресурс успешных перемен состоит в способностях к соответствующей внутренней перестройке, переоценке целей и приоритетов, перераспределению внутренних ресурсов на соответствующие задачи.
Обратной стороной неспособности к адаптации, противодействию последствиям изменений являются противодействие самому процессу перемен, сопротивление, самоизоляция. В таких случаях наблюдаются негативные последствия направленные внутрь/против самого сопротивляющегося. Здесь важно понимать разницу между конкурирующими системами и объективными изменениями, ведущими к качественной перемене среды.
В более старших классах поведение забияки по отношении к девушке-однокласснице, ранее сответствовавшее четкому делению на “мальчики-девочки” с вытекающими попытками задеть, в силу физиологических изменений, по инерции приводит к отторжению, невозможности другого вида общения. Несоответствие истинных желаний сложившемуся стереотипу поведения не позволяет правильно выразить юноше тот интерес к рыжеволосой девушке, который неосознанно в детстве выражался в дергании за косички. Тот же конфликт противоречий между желаниями и сложившимся стереотипом поведения, вынужденная изоляция, недостаток общения с желаемым человеком приводят к изменению внешних проявлений чувств, что начинает способствовать более продуктивному диалогу между подростками.
В современном мире количество меняющихся факторов несоизмеримо больше чем в упомянутом примере, интенсивность перемен возрастает по мере нарастания темпов глобализации, проявления новых достижений научного прогресса, смешения культур и активной миграции масс. Все это многообразие создает новые условия для формирования более жесткой конкурентной борьбы как в экономических, материальных аспектах, политике, так и в духовно, психо-эмоциональных сферах, столкновениях личностных, групповых систем ценностей с резкими изменениями ранее существовавших объективных реалий и устоев. С другой стороны именно это многообразие, эти перемены и обеспечивают, определяют непрерывность развития.
Учитывая складывающиеся реалии постоянных изменений, естественное стремление к поведенческим стереотипам направленным на достижение позитивных результатов, становится очевидной необходимость в постоянном и непрерывном обучении, саморазвитии в современном мире перемен. Непрекращающееся развитие внутренних способностей, ведущих к максимально эффективному проявлению во внешних проявлениях, действиях, направленное на обращение внутренних и внешних конфликтов между восприятием, возможностями, желаниями и реалиями в более выгодные и выигрышные ситуации, позволяет обеспечивать положительный эффект, конкурировать более успешно, соответственно оказывать большее воздействие, добиваться больших выгод и преференций. Непрерывное адекватное внутреннее развитие в соответствии с внешним развитием среды является необходимым и достаточным условием для нормальной жизнедеятельности и продуктивного образа жизни.
Как ни сакраментально это звучит, но цитата отечественного основоположника научного коммунизма В.И. Ленина (Ульянова) “Учиться, учиться и еще раз учиться” при широкой трактовке как нельзя лучше характеризует способ развития для достижения успешного образа жизни, что, пожалуй, является общей для всех и каждого целью.
В заключение остается только заметить, что развитие, обучение более доступно открытым сознаниям, излишне не обремененным догматикой постулатов, бременем законченного, закрытого системного восприятия бесконечно богатого окружающего мира, более доступно сознаниям способным на смелый полет фантазии в сочетании с видением желаемых целей и опорой на творческий подход к использованию достижений научной мысли современности. Стоит быть романтиком в меру, чтобы верить в лучшее и иметь волю и желание для достижения успеха, быть способным развиваться самому и воздействовать на окружающую действительность в желаемом направлении.
Автор: arsmagic