«Нам за это не платят» — эту фразу я нередко слышу от окружающих и ни разу не слышал от своих сотрудников. По своей разрушительности и негативу, на мой взгляд, это одна из самых отрицательных реакций, с которой можно столкнуться. И дело тут не только в её проблемности для компании, не только в угрозе срываемых сроков, обязательств и зарождении конфликта, в звоночке по поводу низкой мотивации, а в самой сути фразы. В ответ на неё мне зачастую хочется реактивно ответить – «не нравится — уходите». В условиях текущего рынка, когда не компания выбирает сотрудника, а сотрудник компанию, когда конкуренция на ранке за ценные кадры со стороны компаний лишь обостряется найти место себе по душе – не такая уж большая проблема. Что же их держит? Неуверенность в себе? Нежелание перемен? Безответственность? К работе, и самому себе?
В действительности в жизни много того, что человек с удовольствием делает и в чём совершенствуется, даже когда ему «не платят» за это. Это различные хобби, увлечения, членство в некоммерческих организациях. Не всегда работа и хобби совмещаются воедино и приносят удовольствие, но даже в таком случае – гибкость, способность адаптироваться, расти и совершенствоваться над собой – важное качество.
Слабость велика, сила ничтожна. Когда человек рождается он слаб и гибок, когда он умирает, то крепок и черств. Когда дерево произрастает, оно гибко и нежно, когда сухо и жестко, оно умирает Черствость и сила — спутники смерти. Гибкость и слабость выражают свежесть бытия, Поэтому, что очерствело, то не победит.
(Лао Цзы)
В моём понимании, черствость, и как следствие окаменелость специалистов и людей в общем, застрявших в прошлой эпохе, в прошлой стране, в прошлом проекте, в прошлой зоне комфорта – это тревожный показатель несостоятельности человека как специалиста в первую очередь. И прямого указания на то, что «такие сотрудники нам не нужны». Безответственные из безынициативные к себе, и, как следствие — к компании и своему делу, обязанностям. В любом деле существует мириады крошечных связей, нитей со смежными областями. Каждая новая минута – это возможность. Которую можно и нужно использовать.
Liberty means responsibility. That is why most men dread it
(George Bernard Show)
Конечно, ни в одном договоре и контракте никогда не будет прописано, что надо сделать лучше, но это всегда подразумевается. Любой заказчик будет рад инициативе и возможности упростить и автоматизировать свои процессы, сделать их с одной стороны более прозрачными, а с другой – формализованными. Попробовать новую технологию, если оценка трудозатрат по её внедрению не будет слишком высокой – всегда интересно, а для специалиста – это повод получить новый опыт в новой технологии и добавить лишний пункт к своему резюме. Конечно, «нам за это не платят», но разве не большего стоит – опробовать новые возможности, и, при должном успехе предприятия – упростить жизнь и себе, и заказчику? Разве это не здорово – превосходить ожидания?
Мы – не просто программисты, не просто тестировщики, а, в первую очередь инженеры. Т.е. создатели. Творцы.
Инженер — специалист с техническим образованием, создатель информации об архитектуре материального средства, его функциональных свойствах, системах контроля и программирования, технологии изготовления этого средства (продукта), методах наладки и испытаний самого средства и его материального воплощения, и осуществляющий руководство и контрольза изготовлением продукта.
(Википедия)
Другими словами, не кодеры, не обезьянки, которые выдают извне непонятные циферки. Зачем такие вовсе нужны? Если это может исполнять машина? А представители одной из самых чудесных профессий на земле, технические интеллигенты творцы. Результаты работы, цели работы всегда должны быть осмыслены инженером-специалистом, он должен быть ответственным.
Ответственность в широком смысле слова. Личная ответственность – перед собой, перед своей миссией жизни, перед личным брендом, а через них – перед брендом компании. Ведь какая бы компания не была, всё, что у неё есть – это люди, команда личностей. И насколько она едина, сплочена и реализует цель – настолько эффективна и компания, и каждая личность в отдельности. Чувство синергии. Это важный пункт, который зачастую недооценивается, когда ценности людей и компании не пересекаются или пересекаются из-за товарно-денежных отношений, из-за навыков, опыта, вместо синергии. Что хорошо на краткосрочном планировании – заткнуть дыру, реализовать функциональность сейчас, то губительно на долгосрочном, и, в конечном итоге, приводит ротации кадров компаний, как известного куска биологической деятельности в фаянсовом сосуде. Надкусить, но не доесть. Верно обоюдное – компания должна подходить человеку и человек компании. Человек должен оценивать себя, свой вклад адекватно и ждать того же от компании – роста.
Кроме того, ответственность перед своими целями, личность, естество компании, её сплочённость – это не показатель, выраженный в ящиках выпитого пива и съеденных килограмм пиццы. Важны здесь не только количественные, измеримые показатели, но так же и качественные. То, какой результат будет достигнут. Главный критерий – ориентированность на результат. Какой будет результат достигнут?
Done is better than perfect
(Sheryl Sandberg)
Можно невероятно долго реализовывать функциональность и улучшать код, но при этом никогда не получить результаты. С другой стороны, не стоит забывать про ответственность и личное видение результата: какой он? Результат должен быть адекватен и полон. Результат и развитие, как его база, должны быть адекватны и связными с конечной целью, областью. Поэтому, конечно, можно измерять инженера-тестировщика по успехам в изучении нейробиологии, его заинтересованности житии монахов, а креативность по умению использовать клипарт и картинки из интернета в своих отчётах, но вряд ли это приведёт к чему-то хорошему. Более того, такая расхлябанность, распыление и вовсе губительно для специалиста, который вместо создания и наращивания своего, уникального контента, базы знаний и умений, в том числе в смежных областях; тратит своё время, и, более того, создаёт впечатление, что вовсе идёт не тем путём, а вместе с тем увлекая и компанию в пучину хаоса и размазанности бренда, его вторичности, зависимости, начиная от заказчика, заканчивая сомнительным мнением и контентом из сети интернет.
Really in technology, it's about the people, getting the best people, retaining them, nurturing a creative environment and helping to find a way to innovate.
Marissa Mayer
В итоге – что в моём понимании ключевые ценности компании? Мой ответ прост – это люди. Это то, чем компания может и должна гордиться и дорожить. Их качество, их энергичность, активная, целенаправленная позиция, синергичность – основа успеха компании. И не плюшки важны для них в ответ, а ощущение своей значимости, ценности и принадлежности к близкой им цели и её результатов и их важности для них самих и для компании.
Автор: wwakabobik