В интернете миллион возможностей обучиться новому — иностранным языкам, программированию, дизайну и чему угодно ещё… Тестирование не отстаёт: есть и курсы, и тренинги, и школы. Несмотря на это, в декабре прошлого года, мы решили организовать своё обучение. Это произошло задолго до того как студенческая жизнь перетекла в Zoom, поэтому обучение происходило очно.
Я работаю в отделе тестирования, и была в числе тех, кто организовывал и проводил обучение. В этой статье расскажу, как мы создавали курс, с какими сложностями столкнулись, что получили в результате. Думаю, наш опыт поможет людям, которые только планируют запустить своё обучение, будь то онлайн или очные занятия. Ведь изоляция закончится, а мы вернемся в офисы и лекционные залы, чтобы учиться не только через экран ноутбука.
Постановка задачи
В один прекрасный день руководитель собрал наш отдел и сообщил: «Надо организовать школу тестировщиков — провести серию лекций о тестировании ПО для студентов старших курсов».
Главной целью создания школы мы ставили развитие отдела. Рассчитывали, что при подготовке лекций и семинаров тестировщики посмотрят по сторонам — как на опыт других организаций, так и на тот, что накоплен внутри нашей компании. Это улучшит процесс тестирования, поможет сотрудникам вырасти в специалистов QA, выявит лидеров.
Александр Брюханов, руководитель отдела разработки и тестирования
Такие цели были у руководства, и мы их приняли, но пребывали в смятении. Не понимали, как будем взаимодействовать, ведь до этого почти не общались между собой. Каждый тестировщик сидел в своём «бункере» и ничего не знал о других. Это легко объяснить: у команд спринты и дедлайны, а на тестировщиках завязано многое, поэтому было не до общения.
Из идеи рождается хаос
На первое организационное собрание все пришли подготовленные, но каждый со своим видением. В командах разные потребности и цели тестирования, поэтому используются разные подходы. Каждый настаивал на своём, тянул одеяло на себя, и в итоге разгорелся холивар.
О том, что курс должен быть посвящён тестированию в целом, а не узким технологиям, все забыли. Звучавшие в пылу спора интересные мысли никто не записывал — некогда было. Проведя в переговорке два с половиной часа, мы вышли с кашей в голове и без результата. Договорились еще раз обдумать идеи и скинуть в чат.
Когда в чат посыпались сообщения, я стала записывать важные мысли в документ. Получился набросок будущего плана занятий, и он помог нам сдвинуться с места. На следующем собрании мы обсудили каждый пункт, внесли в документ новые идеи и даже определились с темами первых двух занятий. Решив, что эти два занятия надо проработать более детально, разошлись. В целом второе собрание прошло немного продуктивнее, чем первое, но могло быть лучше.
При подготовке к третьему собранию мы чуть было снова не ударились в споры, но всё разрешила Елена Камышова. Она просто предложила план будущего курса, основанный на наших обсуждениях и программах по базовому тестированию.
Результаты первых собраний показались мне неудовлетворительными, ведь у нас так и не было общего представления о том, какой объем знаний и навыков мы хотим и можем передать. В обсуждениях мы только попусту тратили рабочее время. Поэтому я взяла на себя ответственность и погрузилась в изучение программ всех базовых QA-курсов, которые только могла найти в интернете. Сопоставляла их между собой, а также с нашими хаотичными идеями. В итоге собрала черновик будущего курса, в котором было краткое содержание всех теоретических занятий, небольших практических интерактивов и домашних заданий.
Елена Камышова, Специалист QA
Из хаоса рождается план
Вместе мы доработали план Лены и на этом остановились. Тогда же выбрали тактику обучения — какими будут занятия и домашняя работа. Вот что вышло.
План будущего курса
- Вводное занятие
- Кто такой тестировщик
- Функциональное тестирование
- Тестирование интерфейса
- Как оформить Bug
- Основы командной строки
- Тестирование API (и чуть-чуть автоматизации)
- Как облегчить регрессионное тестирование
- Тестирование безопасности. Нагрузочное тестирование
- Оценка и контроль качества продукта
- Первая работа в сфере IT. Карьерные перспективы.
Структура каждого занятия
- Теоретическая часть с акцентом на основы, не углубляясь в инструменты.
- Небольшая практическая часть.
- Домашнее задание, связанное со следующим занятием.
Алексей Сорокин, руководитель отдела UX, предложил необычный подход к составлению домашнего задания: давать его по теме не прошлого, а будущего занятия. То есть чтобы следующее занятие объясняло его решение.
Например, задаём проверить интерфейс и в свободной форме описать ошибки, а на следующем занятии рассказываем, как правильно оформлять баг-репорты. Забегая вперед скажу, что подход оказался очень эффективным.
Есть такой способ, применяется для обучения взрослых: ничего не объясняя, дают задание, которое нужно выполнить, исходя из собственных представлений и опыта. Люди пытаются решить проблему, приходят к какому-то результату, а потом им рассказывают метод решения. Кажется, что это похоже на издевательство, но так материал воспринимается лучше: поискав решение самостоятельно, люди начинают ценить и понимать метод, который им объясняют.
Алексей Сорокин, руководитель отдела UX-дизайна
От плана — к делу
За темами закрепили ответственных. Каждый выбрал то, что ему было интересно, и готовил как теоретическую, так и практическую часть. Хотелось сделать курс полезным, понятным и без фактических ошибок, поэтому договорились делать прогоны. Дважды в неделю мы собирались и слушали лекции друг друга. Обменивались комментариями и дорабатывали материал.
Через полтора месяца у нас были готовы почти все занятия. Пришло время решать организационные вопросы. Выбрали время, сервисы для общения, подход к оценкам.
Время — вечер вторника и пятницы. Вечер подходил большей части слушателей. Вторник и пятницу выбрали, чтобы у студентов был запас на выполнение домашних работ.
Общение — через Google Classroom и Telegram. Для публикации материалов и проверки работ выбрали Google Classroom, с задачей он справился прекрасно. Для общения со студентами создали чат в Telegram, его нам тоже хватило.
Рейтинг — без оценок. Решили не ставить оценки, а засчитывать «сдал/не сдал» и давать комментарии по каждой работе.
Мы решили, что не хотим делать лекции скучными, как в универе, поэтому разбавляли их забавными мемами по теме.
Мем к лекции по тестированию интерфейса
Когда закончили готовить лекции, попросили эйчаров набрать слушателей. Они подготовили анонс и опубликовали в социальных сетях компании. За два дня набрали больше 50 желающих.
Мы организовывали обучение в офисе впервые, поэтому на большой поток желающих не рассчитывали. Конференц-зал вмещает 60 человек, но мы думали, что для первого раза и 25 участников будет достаточно. Чтобы набрать их наверняка, открыли регистрацию за две недели и запланировали опубликовать анонс в нескольких группах. Но подключать дополнительные каналы не пришлось: уже через два дня к нам записалось больше 50 человек, и мы закрыли регистрацию.
Ольга Сыроватская, руководитель HR-отдела
Ожидание и реальность
Итак, настал день «Х». Мы волновались и не знали, чем обернётся затея. Как оказалось, переживали не зря: некоторые наши ожидания разошлись с реальностью.
Ожидание | Реальность |
Не все записавшиеся придут. Будет человек 20, все — любопытные студенты 3-4 курсов. | Полный зал, 50 человек. Примерно половина — работающие люди с опытом в IT. |
При составлении курса мы рассчитывали на студентов, поэтому такой состав аудитории нас несколько смутил. В то же время было приятно осознавать, что разработчики и тестировщики других компаний пришли у нас учиться. Аншлаг сохранялся недолго, со временем аудитория уменьшалась.
Ожидание | Реальность |
Слушатели будут задавать много вопросов по организации курса и темам лекций. | Слушатели задавали вопросы про организацию тестирования у нас в компании. |
Вопросы в основном касались не тем лекций, а процесса тестирования у нас. Многие шли на опережение: ответы на них были спойлерами к следующим лекциям. Звучали и провокационные вопросы из разряда: «Какая у вас зарплата? Почему вы работаете именно здесь?» Приходилось выкручиваться.
Активность опытных слушателей порождала и другую проблему: скромные студенты не могли задать вопрос. Тогда мы решили выстроить из хаоса очередь. Я придумала использовать «Ждуна» — мягкую вязаную игрушку. Человек с вопросом тянул руку, получал игрушку и с ней дожидался очереди. Никто уже не мог его обойти. Несмотря на то, что аудитория была взрослой, все хотели потрогать игрушку и разглядеть её вблизи. Идея сработала! «Ждун» помог побороть и хаус, и стеснение.
Ожидание | Реальность |
Первую домашнюю работу выполнят плюс-минус 10 человек, проверим быстро. | В день дедлайна нам прислали 30 работ. Ещё несколько работ сдали после дедлайна. |
Проверять домашние работы оказалось непросто. Особенно в первый раз. Тогда дедлайн по домашке совпал с днём следующей лекции, нам надо было и к занятию подготовиться, и работы проверить. Это было очень трудно. Хотелось оценить всё не торопясь, дать полезную обратную связь. Мы распределили работы между собой и проверяли их параллельно, стараясь не упустить ошибок и дать комментарий каждому ученику.
Ожидание | Реальность |
В день лекции каждый лектор полностью готов. | Иногда мы выявляли недочеты в лекциях за пару часов до их проведения. |
Конечно, иногда всё шло не по плану. Было нелегко, но мы не терялись и все быстро переигрывали, вносили правки «на коленке».
Тестировщики в роли преподавателей
Никто из наших тестировщиков раньше не преподавал. Многие сами только-только окончили вуз, и у всех было много страхов. Я больше всего боялась публичных выступлений, кто-то — ошибиться или не ответить на каверзный вопрос. Чтобы преодолеть страхи, мы тщательно готовились к лекциям.
Со временем даже выработали систему подготовки к лекциям. Коллега Наталья Безъязыкова поделилась своим подходом.
Три шага подготовки к лекциям от Натальи Безъязыковой:
- Осознание цели. В первую очередь надо понять, что ты хочешь донести слушателям? Каково практическое применение?
- Проработка материала. Надо убрать лишнее и оставить только важное, чтобы успеть рассказать за полтора часа.
- Выступление. Уверенность в голосе и знание предмета дают 100% успех лекции. Наработать уверенность помогают прогоны. Мы репетировали лекции в офисе, а я просила помочь домашних. В роли моих слушателей побывали муж, друзья и даже плюшевый бегемот.
Каждый готовился по-своему. Кто-то репетировал у зеркала, кто-то со своими близкими. Главное, что все подошли ответственно и серьезно. Немалую роль сыграла помощь коллег. Мы давали честные отзывы на прогонах и приходили на лекции друг к другу, как группа поддержки. Помощь была настоящей.
Все лекции мы снимали на камеру: так преподаватели могли взглянуть на себя со стороны, а студенты наверстать пропущенные лекции.
Итоговое задание
Мы создавали школу для развития отдела тестирования, но не только. Нам хотелось получить профит и для компании в целом, и для конкретных продуктов. Поэтому для студентов, дошедших до конца, а их было примерно 25 человек, мы подготовили большое практическое задание.
Каждый студент должен был принести пользу, поэтому мы составляли итоговое задание, исходя из задач команд. Выбрали фичи, которые надо протестировать в текущем спринте, разделили по вариантам и дали студентам.
Наталия Безъязыкова, специалист QA
Получилось пять вариантов: протестировать три фичи Vepp (Google Analytics, Google Drive, Антивирус); провести нагрузочное тестирование Vepp и Cartbee.
Я предложила студентам провести нагрузочные тестирование для сервиса Cartbee. Ребята охотно записывались, но справился только один. Не знаю, в чем была причина: то ли студенты оказались ленивыми, то ли им времени не хватило, то ли разобраться с «Яндекс.Танком» и «Графаной» действительно непросто. Тем не менее опыт был интересный — и для меня, как для тестировщика продукта, и для студентов, ранее не знакомых с процессом. Но я взяла на заметку, что нагрузочное тестирование — не лучшая задача для вхождения в профессию тестировщика.
Злата Минеева, специалист QA
Несмотря на сложности, практика принесла плоды. Массовое тестирование пошло на пользу продуктам и позволило выявить лучших студентов. Задания были сложными, и мы подумали, что если человек с ними справился, он сможет с нами работать. Так и получилось. После практики мы определили пять фаворитов, трёх из них одобрил руководитель, и сейчас они работают с нами.
Отзывы слушателей школы
Школа, на мой взгляд, прошла отлично. Разные темы рассказывали разные люди, поэтому было еще интереснее, так как у каждого свое видение. Интересоваться тестированием я начала за полгода до начала школы, а за время курсов узнала много нового, и это очень помогло мне в дальнейшей работе. После курсов меня позвали на собеседование, я его успешно прошла и теперь работаю тестировщиком в команде Vepp.
Юлия Бутина, сотрудник отдела тестирования
Общее представление о тестировании у меня было: оно сложилось из курсов в университете и того, что находил сам. Но в школе мне просто и доступно объяснили многие аспекты QA. Здорово, что давали много практических заданий. Можно было самому всё потыкать, покрутить, попробовать. Знания из школы сейчас сильно помогают. Пишу тесты и частенько ловлю себя на мысли: «Хм, а ведь я знаю, как это сделать».
Денис Черников, сотрудник отдела тестирования
В школе тестировщиков я познакомился с работой в данной области, причем получил не только теоретические знания, но и попробовал себя в практических задачах. Последнее особенно ценно, так как самостоятельно такие знания получить очень тяжело. Было очень интересно взаимодействовать с опытными тестировщиками. После итогового задания меня позвали на собеседование, я его успешно прошёл и теперь работаю тестировщиком в команде VMmanager.
Сергей Гручик, сотрудник отдела тестирования
Итоги
После школы все из нас, несомненно, вынесли что-то для себя, разложили по полочкам свои знания и получили новые навыки. Для меня это был крутой опыт, который прокачал организаторские способности, хард-скиллы и, конечно же, помог побороть страх выступления на публике.
Мы получили много не только в плане личного роста, мы вынесли пользу и для компании, и для отдельно взятых продуктов. Это круто.
Можно, конечно, проводить собрания отдела и «обмениваться опытом», ездить на профильные конференции (мы это делаем!). Но одно дело рассказывать что-то своим коллегам, которые «простят и поймут», или слушать и иногда слышать доклады, и совсем другое — рассказывать что-то людям с улицы. То, что аудитория незнакомая, заставило ребят подойти к задаче с большей ответственностью.
Благодаря школе сотрудники получили опыт публичных выступлений, повысили узнаваемость компании. Ну а компания наняла несколько новых перспективных сотрудников, куда же без этого.
Александр Брюханов, руководитель отдела разработки и тестирования
Как и ожидалось, не все слушатели остались до конца курсов, по разным причинам. Но основные 25 человек ходили стабильно, и мы получили отличный опыт организации подобных активностей у себя. И конечно же, будем проводить их еще.
Ольга Сыроватская, руководитель HR-отдела
Как сделать лучше
На очередном собрании нашего отдела мы немного поразмыслили, что стоило сделать иначе. И вот к каким выводам пришли:
- Надо узнать аудиторию и готовить лекции под неё. Мы все же ориентировались на студентов и, наверное, временами работающим людям было скучно.
- При подготовке нужно, чтобы один-два ответственных собирали все предложения команды и принимали решения — иначе холивар неизбежен.
- Добавлять в занятия больше практики и мастер-классов.
- Выставлять сроки домашних заданий так, чтобы успеть проверить к следующей лекции.
Автор: Ксения Лопатина