Пожалуйста, не шумите

в 18:12, , рубрики: видеоуроки, войти в айти, курсы, обучение, получение профессии, тренинги, Учебный процесс в IT

image
Добрый день, уважаемые читатели.
Недавно наткнулся на статью Как эксперту IT дополнительно заработать на своих знаниях. В ней описан относительно честный способ отъема денег монетизации технических знаний путем создания «обучающих» роликов.
В интернете кто-то не прав, поэтому я сел писать статью, пока не пропал запал.

Пожалуйста, не делайте видеоролики

Видеоролики это «адское говнище». Аргументация — в статье под катом.

В современном интернете хранятся петабайты всякой ерунды. Каждый день этого мусора становится только больше. Вы серьезно хотите добавить еще и свой голос в какофонию, окружающую нас в современном мире?

Ты меня слушаешь, или смотришь на девицу в красном?

Хотите подзаработать на своих знаниях? Скучно сидеть дома? Займитесь консультациями или репетиторством. О консультациях хорошо написал maxfarseer в своей статье Мой опыт консультирования по JavaScript (React/Redux).

Под катом я буду ворчать про формат видеороликов и делиться опытом в репетиторстве «18+».
Краткое содержание:

  • Интернет — большая свалка
  • Почему вам может понравиться репетиторство
  • Почему вам не интересно заниматься видеороликами
  • Дополнительные затраты на обучающий ролик
  • ROI репетиторства
  • Ученики не всегда знают чего хотят


Спасибо, что открыли полный текст. Мне не нравится разжигающий формат до ката. Как говорил один из героев кино 90х годов: «не мы такие, жизнь такая». Продолжу я менее эпатажно и более системно.

Область фриланса в образовании я знаю непонаслышке. Мой преподавательский стаж начался в 2014 и к этому моменту у меня в послужном списке:

Я веду индивидуальные курсы параллельно с работой и обеспечиваю людей уверенными знаниями для устройства в IT-компании. Метрику трудоустройства я не собираю, потому что не могу выделить на это время.

Интернет — большая свалка

Видеоролики это хороший продукт, который можно красиво упаковать, провести SEO-оптимизацию и штучно продавать. Возможно с точки зрения «зарабатывания денег» это хорошая и современная идея. Можно найти свою нишу, повествовательно набрасывать на вентилятор и получать выгоду с рекламы.

Но в стремлении заработать на видеороликах люди доходят до абсурда. Например на полном серьезе публикуют такую фигню как «распаковка гаджетов» или «первая реакция на фильм». Но больше всего меня поражает, что другие люди это смотрят.
К этому мусору добавляется еще и то, что люди записывают свое изложение одних и тех же избитых тем.

Почему появляется еще одно обучающее видео? Наверное потому, что у авторов есть свое особое видение. Может быть они освещают тему немного с другой стороны. Может быть прямо переводят какой-то зарубежный курс. Может быть просто пиарят свои услуги. Ну а может пошли на поводу у жены, которая наслушалась блоггеров и мотивирует заниматься этой фигней.

Мотивы авторов видеоуроков на самом деле уже не важны. По любому запросу учеников, которые только начинают заниматься самообразованием, поисковик услужливо вываливает огромную гору безликих данных по ключевым словам. Чтобы выудить из этого объема ценную информацию, потребуется просмотреть весь этот объем. Чтобы получить настоящие знания, может потребоваться несколько просмотров. Мало того, видео нельзя «просмотреть наискосок», как это может сделать с текстом. Придется слушать отрывки целиком. В такой момент я начинаю уважать курсеру с либретто для каждого видео.

Я однажды решил посмотреть видеоролики, чтобы научиться настраивать передний переключатель на велосипеде. Казалось бы, идеальная тема для видео. Я потратил полтора часа на пустую болтовню и поиск подходящей для меня модели. В итоге починил с помощью схемы в виде картинки, проб и ошибок. Если видео по материальному миру не помогают, что же делать в абстрактных областях знаний? Может быть я старомоден, но концентрацию информации в видео я могу назвать только «гомеопатической».

В начале первого занятия я задаю студентам один и тот же вопрос: Почему вы пришли ко мне?
Репетитор это ведь дорого по сравнению с онлайн курсами и роликами на ютубе. Практически все отвечают что-то в духе

Я три месяца ролики смотрел, но ничерта так и не понял

. Примерно через четыре занятия (т.е. примерно через месяц) эти же студенты отзываются

За это время с вами у меня прогресс больше, чем за три месяца до этого.

Это я такой молодец? Это иллюзия у студентов? Или на самом деле видеоролики это «адское говнище»?

Почему вам может понравиться репетиторство

В наше время абсолютное большинство мелких технических проблем решаются правильным запросом в поисковике. Поэтому клиенты консультаций и репетиторов делятся на две группы:

  1. Не могут сформулировать проблему
  2. Проблема настолько сложная, что готовое решение не подходит

Клиент первого типа это такой студент, который вроде бы работает программистом, но только вчера выпустился из универа или вообще самоучка. Может быть в компании выбрали самого умного из смежных подразделений и поручили слишком сложную задачу. Главная особенность — владение профессиональной терминологией еще не развито. Если вы выслушаете его, зададите нужные встречные вопросы, поймете в чем дело и в итоге решите проблему, то рекомендовать будут именно вас, как опытного специалиста. Он придет к вам еще раз, если возникнет другая нерешаемая проблема.

Возможно это очень индивидуально, но для меня помощь клиентам этого типа — основной мотив в преподавании. Видеть прогресс своих студентов — бесценно.
Более того, общение с клиентами такого типа может помочь вам развить свои софт скиллы и научиться лучше понимать своих коллег. На работе выдали двух джунов? Да хоть десять. Коллега не справляется? Разберемся за час. Нет кандидатов с нужным стеком? Наймем из смежного и переучим.
Если хотите оценить ощущения, попробуйте примерить роль эксперта с инструкцией в компании с кем-нибудь в игре Keep talking or it will explode на компе или Them Bombs на планшете.

Второй тип клиентов может быть серьезной солидной фирмой, которая умеет считать деньги и понимает что иногда лучше привлечь сеньора на час, чем держать его в штате постоянно. Это типичный фриланс, но только по самым сложным случаям. Никто не пойдет за консультацией по разработке тупого CRUD, а значит тут будут самые интересные задачи.

Если вы действительно помогаете своим студентам, то в любом случае начинает работать сарафанное радио. В итоге ценность Вас, как консультанта либо в умении понимать собеседника, либо в умении решать что-то запредельно сложное. Чем больше у вас желающих, тем выше ценник вы сможете поставить. Чем выше ценник — тем больше клиентов второго типа.

Почему вам не интересно заниматься видеороликами

Честно скажу, что у меня самого не было желания вести занятия в таком формате. Впрочем, я поинтересовался этой темой и нашел статью с расчетами затрат на ролики на сайте разводил лохов «клуб любителей денег» сколько стоит ролик на YouTube?. Их титульный тезис:

Качественный ролик – это несколько дней работы команды из трех-десяти человек и траты от $200 до $10 тыс.

Если чуть более подробно, то начать можно с айфоном и простыней за спиной. Профессиональная техника стоит $4-5 тыс. Изготовление ролика длительностью 20-30 минут занимает 14 часов. Стоимость программы для монтажа заявлена в $200. На этом можно незаконно сэкономить, но мы же тут законопослушные люди. 80% усилий будет потрачено на маркетинг. Чтобы публикацию увидели 30-40 тыс. человек нужно заплатить примерно $20-30. Эти цифры были актуальны на 13.11.2018, поэтому не забудьте сделать поправку на обстоятельства.

На мой взгляд, самое интересное здесь в выделенных фразах. Давайте посчитаем трудоемкость. Если 14 часов это 20%. то всего вам понадобится 14/0.2=70 часов.
Подумайте только, 70 часов работы на 30 минут ролика.
В итоге это значит, что вместо монетизации существующих знаний, вы будете заниматься видеомонтажом и изучением модели продвижения курсов на образовательной платформе.

Вы правда хотите тратить свое время на видеомонтаж и SMM?

Дополнительные затраты на учебные материалы

На мой взгляд, оценка в 14 часов на подготовку ролика в 30 минут чересчур оптимистична.
В статье, на которую я отвечаю, для каждой перечисленной платформы был пункт «стоимость размещения курса». Значит этот пункт тоже нужно добавить в первоначальные затраты. На мой взгляд, уже очевидно, кто на ком зарабатывает в данной модели, но я обращу внимание на другие особенности подготовки курсов.

Ролик это учебный материал. На любой учебный материал нужно понести дополнительные расходы. Далее я говорю про видео, но эти тезисы верны и для других типов материалов.

Подготовка любого учебного материала включает в себя знакомство с источниками и конкурентами. Мне недавно пришлось рассказывать короткий очный курс по дискретной математике длительностью в 24 часа. Чтобы подготовиться к нему, я потратил пару недель-вечеров на чтение литературы и просмотр видеороликов что, как и в каком порядке рассказывают другие преподаватели. Можно, конечно, просто вывалить знания в сценарий и потом вещать с бумажки, но качество будет сомнительное. Если не заморачиваться на это, то получится еще больше бесполезного шума в интернете.

Еще один неочевидный момент кроется в том, что нужно еще смотреть как ученики реагируют на видеоролик. Это возможно только если есть возможность собирать обратную связь: опросы, комментарии, проверка заданий, непосредственное общение. На все это тоже придется тратить дополнительное время.

Хотите сделать действительно качественный материал? Будьте готовы к тому, что после сбора первой партии отзывов от студентов вам потребуется изменить видеоролик. Как думаете, легко ли незаметно поменять 2 минуты в середине готового ролика? Придется или переснимать целиком или держать специальную одежду для съемок.
С презентациями и методичками в этом смысле проще, особенно если ни с кем согласовывать не надо.

Получается, что итоговые затраты на съемку и монтаж будут в несколько раз больше первоначальных вложений. Не стоит рассчитывать, что у вас получится с первого раза.

Учебный материал требует постоянного развития.

Видеоролики не учат

На мой взгляд, формат видео подходит только для повествовательных целей. Например чтобы поверхностно познакомить слушателя с какой-то темой. Если же цель — применить знания в жизни, то требуется вырабатывать навыки или как-то развивать человека. Для этой цели больше подходят практические занятие, которые требуют внимательной грамотной проверки со стороны эксперта. Попробуйте научиться петь, водить машину, укладывать парашют или играть в «мафию» по видеоурокам.

Почему же видео никогда не вытеснят реальных преподавателей?
При всем желании авторов, ролик на ютубе не сможет:

  • Ответить на произвольный вопрос студента
  • Выявить пробелы в предварительной подготовке
  • Задать вопрос на проверку понимания
  • Подать ту же информацию в другой форме в зависимости от обратной связи

Вы уверены, что ваш ролик действительно кого-то научит?

Чтобы наверняка в этом убедиться, Попробуйте ту же самую речь рассказать какому-нибудь реальному человеку, который действительно не знаком с темой. У него может возникнуть такое заблуждение, о котором вы вообще не подозревали и даже не планировали рассматривать в своем видео.

Это в целом очень большая тема, пишите в комментариях, если хотите подискутировать.

ROI репетиторства

Чтобы вообще приступить к репетиторству, вам придется вложить некоторое время в предварительную раскрутку.
Лично я веду занятия на базе мелкого образовательного учреждения профессиональной переподготовки. Примерно 5 лет назад я поставил на их WP-сайт плагин для SEO, починил основные предупреждения, написал нормальные описания своих курсов и покликал на ссылки. На все ушла неделя вечеров. Навскидку — 10 часов. Через пару месяцев сайт вышел в топ органической выдачи по запросам «курсы программирования в Город».
Из технических средств — нужен компьютер, на котором сносно работает IDE с маленьким проектом, сносный микрофон и наушники, чтобы не было эха. Отдельную технику для занятий я не покупал, но вроде бы хватит ноутбука тысяч за 20 рублей.

Основная масса затрат — временнЫе. Материалы нужно собрать в кучу, прорешать их самостоятельно и организовать в виде документа. Точное число затрат времени назвать не могу, т.к. не фиксировал. Ориентировочно 400 задач, по 2 часа на одну задачу, всего 800 часов. Отмечу, что это время было растянуто на все 5 лет.

Первые полгода проводил одно занятие в неделю, через год вышел на 3 занятия в неделю, а потом — по 5 в неделю. Ну то есть каждый день после работы я проводил курс для кого-нибудь. Свои расценки публиковать не буду, потому что необъективны. Я веду занятия не в Москве, считаю это за хобби и беру дешевле рынка.
maxfarseer в своей статье Мой опыт консультирования по JavaScript (React/Redux) писал, что ориентировочный ценник репетитора в Москве в 2018 году был 1300 рублей за час. Он сам брал 1600-1900 за консультации.
Итого в моем опыте получается потрачено:
— 10 часов на SEO и наполнение сайта
— 800 часов на подготовку материалов
оплату я получаю за сами занятия:
— 3000 часов непосредственно занятий
Итого примерно 2200 часов за 5 лет. Это 440 часов в год или 37 в месяц. Со ставкой 1300 получается 48100 в месяц.
Обратите внимание, что на полную «мощность» вы выходите не мгновенно. Поэтому можно ожидать 2 часа в неделю (что равно 10400 в месяц) в течение полугода в ленивом режиме продвижения и совмещения с основной работой.
При занятости 6 часов в неделю, получилось бы 156000, но такая плотная загрузка — редкость. Как правило есть много окон.

В связи с ситуацией в мире я перешел на удаленный режим проведения занятий через Discord. Очень не хотелось переходить на новый формат. Однако, к моему удивлению, разделенного экрана и голосовой связи в Discord достаточно чтобы успешно вести занятия.

Оценка рынка репетиторства

У рынка репетиторства намного выше емкость, чем у рынка видеороликов. Если у отдельных роликов счет просмотров колеблется от нуля до сотен тысяч, то консультации просто не получится тиражировать в таких масштабах. У меня за 5 лет подработки по вечерам получилось всего полсотни студентов. Если бы я вел занятия полный день, то счет пошел бы на сотни, но никак не на тысячи.
maxfarseer в своей статье Мой опыт консультирования по JavaScript (React/Redux) писал, что с увеличением количества желающих, он просто поднял ценник. С каждым повышением он терял 30% студентов, но потребность никуда не исчезала и эти люди переходили к другим людям.

Репетиторство бывает разное. Например можно готовить школьников к ЕГЭ и помимо обучения еще заниматься общением с родителями и психологией с самими учениками. Можно ограничиться штамповкой готовых курсовых и дипломных. Мне приходилось таким заниматься по студенчеству, но сейчас преподавание — хобби в котором я спокойно могу отказываться от всякой фигни. Сейчас примерно треть моих учеников — студенты ВУЗов моего города, которые приходят за помощью с курсовой или в целом, чтобы научиться программировать. Я на берегу спрашиваю, что им нужно: готовая работа или знания. Пока что все выбирали знания, а я строил занятие так, чтобы они сами могли выполнить свою работу. Зачастую это очень умные ребята, которые хотят получить знания, но не могут. Система образования не обеспечивает индивидуального подхода на нужном уровне.

В ВУЗах полно умных и ответственных ребят, которые были бы рады получить реальные знания от настоящих экспертов и даже готовы платить за это. Они пошли учиться ради знаний, но получают только диплом.

Один из плюсов работы с ответственными студентами и взрослыми работающими людьми в том, что нет сезона сессий и ЕГЭ. Люди приходят надолго и занимаются пока у преподавателя есть что им рассказать. Однако это заметно зависит от экономической обстановки в стране. Последнее время народу поубавилось. Когда жрать нечего, люди идут кассиром в пятерочку, а не учатся программированию.

Ученики не всегда знают чего хотят

Одна из фраз статьи, на которую я отвечаю, побудила меня к написанию всего этого поста:

Алгоритм создания онлайн-курса:
1. Выбор темы. Она должна соответствовать двум критериям: 1) вы в этом эксперт, 2) это интересно вашей аудитории

Это важный момент, потому что люди в целом плохо представляют себе во что ввязываются. Зачастую хотят странного и не могут сформулировать вопрос. Поэтому реагировать на заявленный спрос — гиблое дело. Будете учить людей, которые не готовы осваивать тему, тому что им на самом деле не нужно. Одна из прелестей репетиторства в том, что вы можете сначала поговорить с человеком, а уже потом чему-то его учить.

Мне несколько раз приходили люди с пожеланиями в духе «хочу изучить React» или «хочу научиться делать мобильные приложения», но при этом они понятия не имели о простейших вещах вроде циклов и массивов. Однажды просили «научить Postman» и «научить Swagger» без какой-либо идеи о клиент-серверном обмене, web-серверах и HTTP. Другой пример — люди без математической базы в линале ломанулись изучать ML и нейросети. Дошло до того, что вконтакте появился бред в духе «3 вебинара до нейросетей в бизнесе».

Выводы

Надеюсь я дал вам представление о том, какие подводные камни вас ждут при подготовке обучающих видеороликов. Тема подготовки учебных материалов на самом деле достойна отдельной книги.
Напишите, пожалуйста, в комментариях:
* Какой последний видеоролик действительно помог вам получить какой-то навык (не обязательно в программировании)
* Чему вы последний раз пробовали научиться

P.S. Если вы нашли опечатки или ошибки в тексте, пожалуйста, сообщите мне. Это можно сделать выделив часть текста и нажав «Ctrl / ⌘ + Enter», если у вас есть Ctrl / ⌘, либо через личные сообщения. Если же оба варианта недоступны, напишите об ошибках в комментариях. Спасибо!

Автор: Александр

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js