Я поговорил с руководителем продакт-менеджмента детского направления онлайн-школы Skyeng Глебом Кудрявцевым. Это одно из серии интервью PonchikNews с мастерами своего дела о продуктовом подходе, предпринимательстве и изменении поведения.
Мы сейчас разговариваем в Сан-Франциско. Что тебя привело в Калифорнию?
Меня позвал Дима Думик (сооснователь и генеральный директор ChatFuel). Я принимал участие в конкурсе Chatfuel, нам было интересно пообщаться, и мы подружились.
Я первый раз в Штатах. Сан-Франциско — странное место. Например, в центре какое-то дикое количество бомжей: не понимаю, как вообще здесь могла появиться вся эта хай-тек-культура. В Сингапуре, например, весь город пронизан технологиями, мне там было всё очень понятно про «тек».
Кажется, Сан-Франциско как город живёт параллельно с ИТ-индустрией. Конечно, тут много Uber и электросамокатов, но технологичность не чувствуется.
Про продукт
Расскажи о Skyeng.
Skyeng — это образовательный сервис в широком смысле. В прошлом году нас оценили в $100 млн, у нас 5000 учителей (10% от всех учителей английского в стране) и 50 тысяч учеников (тоже около 10% от всех, кто учит). Мы провели более 3 млн уроков. Основная аудитория — СНГ, сейчас экспериментируем с Китаем и Турцией.
Изначально мы фокусировались на изучении английского, но сейчас расширили видение. Skyeng — это не просто образовательная компания, а именно технологическая компания. Многие издержки мы оптимизируем за счёт искусственного интеллекта и машинного обучения. Мы создаём собственный контент и методики.
Нас сравнивают с Uber для изучения языков. Но у нас всё же больше сервиса. То есть не просто связываем клиента и преподавателя, а даём методику и контент, следим за качеством и так далее. Это как если бы Uber владел автопарком и сам дообучал водителей.
Учителям мы даём поток клиентов и деньги. Мы берём на себя учебные материалы, автоматизацию, административку и прочую головную боль. Например, среднему репетитору нужно полчаса на подготовку к занятию. У наших учителей это занимает гораздо меньше, а домашние задания проверяются автоматически.
Ученикам мы даём простое и эффективное удалённое обучение. Делаем так, чтобы было легко учиться, видеть свой прогресс, менять учителей, если что-то не так, и тому подобное. Мы предлагаем работу с качественными специалистами, убираем лишние варианты, делаем принятие решения простым.
Так и есть. Нашим клиентам и так нужно принимать много разных решений, так что мы стараемся всё некритичное взять на себя. Смотри, каждому студенту нужно решить про преподавателя:
Должен ли он быть носителем языка?
Нужно ли умение работать с детьми?
Какой у него должен быть сертификат?
Сможет ли он вписаться в расписание ученика?
Это и так уже слишком много. Поэтому мы стараемся облегчить выбор, взяв весь этот скоринг на себя.
Главный вопрос на самом деле — совпадут ли учитель с учеником. Мэтчинг между клиентом и учителем в нашем деле — самая важная штука.
Чтобы добиться высокой совместимости, мы стараемся понять психотипы и учителей, и студентов. Мы ведём эксперименты по скорингу учителей с помощью психологических тестов во время отбора.
С клиентами сложнее, у них гораздо меньше времени, поэтому мы используем экспертную оценку и обратную связь по итогам первой сессии. Это позволяет нам предложить клиентам несколько вариантов. Поскольку скоринг идёт вручную, есть вероятность ошибок. Мы думаем об использовании машинного обучения, чтобы оценивать эмоции в видеозаписях.
Как с любой автоматизацией, главная проблема заключается в человеческом факторе. Есть люди, которые говорят, когда им что-то не нравится, и есть те, кто стесняются. Вторые создают меньше сигнала, и помочь им сложнее.
Что ты делаешь как продакт-директор?
Я руковожу продакт-менеджментом для детского направления. Мы работаем на нескольких рынках, начали со взрослых, постепенно стали расти в корпоративном и детском направлении.
К началу 2020 годов ЕГЭ по английскому станет обязательным, и вместо 70 тысяч школьников, изучающих английский с помощью дополнительного образования, мы ожидаем 600–700 тысяч.
Дети — важный для нас рынок. Он очень сегментирован, там всё непросто. Для разного возраста нужны свои решения. Девятилетнему и старшекласснику нужно разное обучение. Это влияет на продуктовую стратегию.
Например, нужен ли детям другой личный кабинет — не как у взрослых? Многие утверждают, что интерфейс для детей должен быть свой. Я бы поспорил.
Про удалённую работу
Ты и твоя команда в разных городах. Это создаёт сложности?
И да и нет. Skyeng всегда был удалённой компанией, так что тут ничего странного. Я живу в Хельсинки. Моя команда разбросана по миру.
На мой взгляд, главные сложности удалённой работы возникают, когда большинство людей в офисе, а меньшинство — на удалёнке. Когда большинство сотрудников работают удалённо — всё проще. Есть полезные привычки: пушить все договорённости в облако, бронировать разные переговорки для звонков, даже если люди в одном офисе, и тому подобное.
Я три года работаю удалённо и провёл про это три воркшопа в прошлом году. Я большой фанат удалённой работы, и мне есть что сказать на эту тему.
Если человек ходит в офис, это не значит, что он эффективен. Есть много людей, которые в офисе социальны и вроде что-то делают, но не двигают работу, а создают видимость.
Удалёнка приучает к объективному мониторингу. Нельзя сказать: «Вася хорошо поработал», только на основании того, что он сидел и что-то делал, это классно выпрямляет руки менеджменту. Я убеждён, что каждому руководителю нужно научиться менеджерить удалённые команды. Если у них не получается с удалёнными сотрудниками, возможно, они не замечают и локальные проблемы.
Встречи один на один дико важны. В офисе можно перекинуться парой слов тут и там, на удалёнке такого варианта нет, поэтому менеджеру нужно регулярно общаться с подчинёнными. У меня назначено по часовой встрече с каждым моим сотрудником еженедельно, и я их не пропускаю. Это инвестиция времени, но она того стоит.
Я большой фанат стендапов на 15 мин в начале дня. Во-первых, стендапы заряжают энергией, во-вторых, позволяют менеджеру контролировать какие-то операционные вещи.
Мы можем конкурировать с московскими компаниями за лучших сотрудников. Мы предлагаем им хорошую зарплату, сопоставимую со столичной, но позволяем работать из своих регионов. Многим людям сложно переезжать, поэтому мы очень востребованы как работодатель.
Чисто российская специфика. Тут тебе всегда могут устроить маски-шоу, но если у тебя нет офиса, то никто не парализует всю твою работу неожиданной проверкой.
Из минусов — в офисе гораздо круче делать мозговые штурмы и стратегические сессии. Мы стараемся собираться раз в полгода для таких вещей. Иногда в Москве, иногда в других местах.
Про конкурентов
Офис Skyeng
С кем конкурирует Skyeng?
Естественно, с традиционными образовательными учреждениями и репетиторами. Есть агрегаторы вроде Profi.ru или Italki. Есть сервисы самообразования вроде Lingua Leo, Memrise, DuoLingo.
Но самая жёсткая конкуренция — со всеми теми, кто претендует на время ученика. Например, в детском сегменте это каратэ, лепка и любая другая секция. А ещё YouTube и телевизор.
Если сравнить с последними, то наши позиции в целом сильнее, так как любой родитель понимает, что образование — это инвестиция в будущее ребёнка. Но одновременно и более слабые, так как пока YouTube и игрушки интереснее. Но мы работаем над этим.
Про учителей
Как вы работаете с учителями?
У нас больше 5000 учителей (мы считаем только тех, кто провёл урок за последний месяц). Общее число учителей английского в России — это 50 тысяч. То есть у нас работает где-то 10%. Мы сейчас самый большой работодатель на этом рынке в СНГ.
Учителя для нас — системообразующая штука. Постоянно думаем над тем, как лучше их находить, нанимать и удерживать. У нас есть целый центр повышения квалификации для преподавателей с разными обучающими курсами. Есть магистерская программа по обучению цифровым технологиям.
Что объединяет ваших топовых учителей?
Они харизматичные личности. С ними интересно проводить время.
Они интересуются личностью ученика, а не только его успеваемостью.
Они эксперты в английском и владеют методикой преподавания.
Про изменение поведения
Интерфейс Skyeng
Учиться сложно, но вы многое делаете, чтобы менять поведение пользователей. Расскажи об этом.
Главное — это обучение с учителем, а не самообразование и не массовые курсы. Это создаёт социальные обязательства, которых попросту нет в самообразовании. Например, если у вас не получается прийти на урок, то вы не просто сливаетесь в никуда — учитель предложит перенести урок на другой день. Вы чувствуете ответственность и занимаетесь, даже если сегодня нет настроения. Это всё даёт результат.
У большинства образовательных проектов самостоятельного обучения беда с удержанием. Львиная доля пользователей «сливается» после второго или третьего урока. Опыт показывает, что для 95% людей образование — это вынужденная необходимость. Это не про удовольствие.
Да, есть 4–5% людей, которые немного, скажем так, двинутые на теме образования. У них дофаминовый комплекс завязан на том, чтобы получать удовольствие от обучения, им это просто по кайфу. Но для нас это скорее отклонение.
Люди идут учить языки с двумя целями:
Прямая цель (20% учеников): поступить в институт, сдать экзамен, переехать за границу, работать в международной компании.
Лайфстайл-цель (80% учеников): знать английский важно, чтобы считать себя образованным, читать статьи и тому подобное. Не факт, что им когда-нибудь нужно будет реально говорить на английском.
Для меня лично это лайфстайл. Я учился в течение последних двух лет по одному занятию в неделю, то есть в сумме около 100 часов, не особо делал домашки. Мой уровень сейчас что-то вроде upper intermediate, начинал с lower intermid. Если бы я делал домашки и брал пару уроков в неделю, на это ушло бы гораздо меньше времени.
На изменение поведения влияет интересный контент. У нас очень вовлекающие материалы. Мы рейтингуем и исследуем наш контент качественно и количественно, делаем его релевантным для учеников. Смотрим на культурные феномены (кино, музыку), чтобы встраивать их в содержание уроков. Хотим больше применять машинное обучение для того, чтобы улучшать контент.
Ещё есть игровые механики, они тоже делают обучение более интересным. Слово «геймификация» сейчас используют все подряд, но я часто вижу, когда она внедрена в продукт фигово. Мы делали пару подходов, ну так себе получается, есть куда расти.
Кстати, про контент. У нас есть вакансия контент-продюсера. Это такой маг, который знает, как сделать обучающий контент, от которого все будут кайфовать. Чтобы я такой: «Сгонять мне партию в Dota или почитать про правила спряжения глаголов в Skyeng? Конечно же почитать про правила спряжения!». Вот такой это должен быть контент. Таких людей сложно найти, но это дико интересная задача. Так что если у вас есть такой талант, обращайтесь.
Про секретный соус
Skyeng — достаточно успешный продукт. Расскажи три главных секрета.
Успешная бизнес-модель. Когда мы только начали, мы поставили на модель обучения с учителем. Не пошли в самообразование, хотя тогда это было модно. Ну и вовремя всё это сделали.
Собственный качественный контент. Мы его создаём сами, и он у нас действительно крутой.
Мы — школа. У нас качественные специалисты, высокая планка отбора, взаимозаменяемые учителя, унифицированная программа.
По моим наблюдениям, успешные компании объединяют две вещи:
Основатели, которые действительно могу это всё потянуть.
Правильная бизнес-модель в правильный момент.
Ты заговорил об основателях. Расскажи о них в двух словах.
У Skyeng очень классные, взаимно дополняющие основатели. Они сильно между собой отличаются.
Георгий Соловьев, наш генеральный директор, — мастер продаж, hustler. Харитон Матвеев — очень крутой продакт с видением и пониманием того, куда оно всё идёт. Денис Сметнев — очень логичный, гуру операционки. Андрей Яунзем — суперглубокий технический мозг.
Ещё есть ранний инвестор Александр Ларьяновский, который очень помог с бизнес-моделью, комьюнити, менторингом.
Про важные для продакта навыки
Топ-3 навыка крутого продакта?
Кругозор. Крутой продакт должен мыслить высокоуровневыми концептами, видеть паттерны и уметь привязать частные явления к общему видению.
Soft Skills. Общение, переговоры, достижение целей с помощью других людей.
Аналитические навыки. Всегда должно быть сомнение во всём и желание проверять — по отношению к продукту и к себе.
Раз уж мы заговорили о soft skills, как ты думаешь, какими навыками необходимо обладать профессионалу в 2019 году?
Я обычно так задаю себе этот вопрос: «Чему бы я научил своих детей в первую очередь?».
Умение продавать. Например, ты хорошо продал идею этого интервью для твоего канала Ponchik News: рассказал об аудитории, подумал, почему бы это было мне интересно, и предложил простой способ провести разговор. Умение продавать строится на эмпатии и умении давать другим то, что им нужно.
Эмпатия. Умение виртуально забраться в голову другого человека и понять, чем он живёт, что чувствует, как думает и чего хочет. Это необходимо для продажи.
Системное мышление. Ключ здесь — сомневаться во всём, что делаешь, и уметь это проверять. Для этого навыка важна математика и логика, там отучают отвечать «очевидно» на любые вопросы.
Про продуктовый рейтинг
Топ-3 русскоязычных продакта?
Сложный вопрос, критерии непонятны. Давай скажу тех, кто в голову приходит?
Бронислав Лабецкий (генеральный директор WazzApps, мобильные игры). Очень чёткий, системный, классно раскладывает сложные вещи.
Харитон Матвеев (Skyeng). У него очень крутой вижен и умение менять самого себя под новые задачи.
Дима Думик (ChatFuel). Ну я у него в гостях, конечно же, должен назвать :) Ну а если серьёзно, то респект за то, что создал крутой международный продукт, это очень сложно.
Самое важное для меня — то, что человек сам создал успешный продуктовый бизнес. Когда он может построить и хороший продукт, и успешную компанию, значит, он и как продакт — топчик.
Например, основатели JetBrains. Не знаком с ними лично, но кто бы там ни руководил продуктами, он огромный молодец.
Хочешь создать свою компанию?
Да, когда-нибудь точно хочу. Но очень много интересов. Возможно, в образовании.
Что бы ты порекомендовал человеку, который хочет стать успешным продактом?
Расширяйте кругозор.
Учитесь продавать.
Врубайтесь в маркетинг.
Важные для развития продуктовые навыки зависят от того, что уже умеет человек. Я бы рекомендовал найти свои слабые стороны и придумать, как их развить.
Часто говорят, что развивать лучше сильные стороны, а слабые научиться замещать, например, через работу с комплементарными коллегами. Что ты на этот счёт думаешь?
Думаю, есть разница между продажей себя на собеседовании и развитием как продакт-менеджера. Я считаю, что когда ты собеседуешься, тебе важно показать свои сильные стороны. Чем больше человек специализирован, тем легче продажа.
Например, все знают, что Алена Владимирская — хэдхантер Всея Руси. Но если вам хочется выйти из зоны комфорта и действительно что-то поменять, нужно найти свои слепые зоны и как-то в них развиваться. Дженералисту сложней продать себя, чем специалисту, но PM — это работа для дженералиста.
Про свой блог и интересы
Ведёшь блог?
Да, называется PM Life в Telegram. У меня иногда появляются всякие мысли, которые хочется обдумать. А текст — это законченная форма мысли. То есть это превращение обдумывания в результат так, что его можно положить на полочку и какое-то время к этому не возвращаться. Ну и заодно можно делиться с окружающими. Мне говорят, что я иногда интересно пишу, так что почему бы этого не делать.
Что-нибудь скажешь читателям напоследок?
Тема, которая меня сильно волнует в последнее время, — это как сделать образование встроенным в повседневную жизнь. Как сделать его ценным, приятным, без страданий. Думаю, можно придумать какие-нибудь способы, как встроить обучение в наши дофаминовые циклы, поженить с нашими желаниями, привычками и поведением.
Хотел бы построить такой вовлекающий образовательный продукт. Что-нибудь, что бы могло соревноваться с другими развлечениями. Если у читателей есть идеи на это счёт, с удовольствием бы их послушал. Пишите в Telegram, Facebook.
Канал Глеба об управлении продуктами — PMlife.
Канал Алексея — Ponchik News.