В начале лета в Контуре закончился курс по продуктовой аналитике. Мы проводили его уже второй раз. Студенты успешно защитили выпускные проекты и прошли стажировку в компании. Юлия Закс, руководитель всех наших аналитиков и организатор курса, рассказала, как обучение прошло в этом году, чему научились курсанты и когда стартует следующий курс. А еще — с каких факультетов к нам приходят лучшие аналитики :).
Кадр из фильма «Игры разума» реж. Рон Ховард
Как прошла подготовка к новому курсу?
В прошлом году курс проводили осенью, а в этом году решили провести весной, чтобы после обучения ребята сразу могли пойти на летнюю практику. Мы начали искать студентов в феврале, а уже в марте у нас было 250 заявок!
Какие задачи были на отборочном экзамене?
Мы отобрали 100 заявок и позвали их авторов на очный отбор. В этом году был он проходил в формате экзамена — два часа ребята решали задачи прямо в аудитории.
От аналитика мы ждем умения хорошо, понятно, грамотно, подробно писать. Проверяем, умеют ли курсанты работать с информацией, искать ее, обрабатывать, систематизировать, выделять в тексте главное и второстепенное. Задание тут может быть, например, таким: прочитать законодательный акт и сформулировать ключевую мысль, или формализовать прочитанное в виде алгоритма.
Еще мы проверяем фантазию кандидатов. Для аналитика важно уметь придумывать новое и предлагать разные варианты решения, а потом выбирать какой-то один самый действенный. Навыки формулирования тоже важны. Часто формулировки в законодательстве неточные или пользователи не могут точно выразить, чего они хотят, но разработчик в итоге должен получить четкий алгоритм. И вот это умение четко и ясно формулировать задачу — очень важно.
Наверное, лучшие аналитики — это журналисты и филологи?
У меня другое мнение. У студентов гуманитарных специальностей есть проблемы с формализацией. Они могут широко и красиво все описать, но систематизировать получается хуже, чем у тех же матмеховцев. Хоть мы и не проверяем технические знания, но в основном к нам приходят студенты и выпускники матмеха, физфака, радиофака и других технических факультетов.
Сколько курсантов было в этом году?
У нас сформировались две группы. В первую мы зачислили 21 человека — все это студенты старших курсов. А во вторую группу набрали восемь выпускников, уже работающих специалистов, и восемь наших молодых аналитиков.
Из 37 курсантов до конца дошли 33. Причем трое из них дослушали курс до конца, но не стали защищать выпускную работу, потому что это совпадало с подготовкой к госам и защитой дипломных работ в вузе. Это было нашей ошибкой, мы сделали выводы, что курс нужно начинать и заканчивать раньше, чтобы старшекурсники могли спокойно заняться дипломами. Сейчас поддерживаем связь с ребятами, возможно, скоро они к нам вернутся и защитят свои проекты.
В обеих группах программы были совершенно одинаковые. Единственное различие: студентам мы давали более простые и понятные примеры. Например, алгоритм продажи билеты на концерт через ВКонтакте. А группе, где были взрослые ребята, мы объясняли все на реальных примерах с налоговыми и отчетностью.
А что с преподавательским составом?
В этом году со студентами занимались 12 человек: семеро преподавателей и пятеро ассистентов, которые проверяли домашние задания. Мы смогли уделять достаточно времени каждому студенту. Студентам понравилось, что к ним приходят разные люди, с разным опытом и разной подачей материала. Преподаватели тоже смогли неплохо прокачаться.
— Я изучала системный анализ по книгам и видяшкам на YouTube, а свой первый опыт получила на стажировке в Контур.Маркете. Курс позволил взглянуть на работу аналитика, не привязываясь к специфике одного проекта, задать те вопросы, на которые не ответит книга, пообщаться с начинающими ребятами и опытными аналитиками. Мне очень понравились практики: работа над конкретной задачей, которую надо выполнить в сжатые сроки вместе с командой и в конце презентовать результат. Помог ли мне курс в работе? Однозначно да. Теперь я иначе формулирую вопросы для интервью, по-другому смотрю на метрики. А главное, знаю, где искать нужную информацию и какие инструменты для работы могут помочь мне в сложной ситуации, — комментирует Мила Ковалева, студентка курса.
Чему еще учили на курсе?
Мы рассказывали, как работает аналитик над задачей, охватывая все аспекты его работы. Как изначально он понимает, что у пользователя есть проблема, как эту проблему должен решать продукт. Как в конце собрать обратную связь с пользователей, как понять, что ты сделал то, что нужно. Много говорили о командной работе аналитика. Кто еще есть в команде, как взаимодействуют все эти люди, чего ждут от аналитика.
Все, о чем мы рассказывали, тут же проверяли на практике. Практика проходит в группах. Причем каждое занятие группы перемешивались, потому что аналитику важно уметь работать в команде и договариваться с разными людьми. Еще у нас было много домашних заданий, хочется, чтобы ребята попробовали сами все, чему мы их учим. За весь курс у нас почти не было ребят с невыполненной домашкой, все очень мотивированные и ответственные.
Как защищали выпускные проекты?
В конце курса ребята вместе с наставником (аналитиком Контура) выполняли выпускную работу. Работа с наставником — это возможность расспросить про то, как устроена работа аналитика в Контуре. Для наставников это тоже уникальный опыт, который прокачал их.
— Я была поражена поддержкой со стороны моих наставников: это были уютные дружеские беседы. Ребята задавали классные вопросы и помогали развивать идеи по проекту. Благодаря работе над выпускным проектом я узнала, чем занимаются сотрудники других отделов. Смогла пообщаться с ребятами и понять, где и чьи знания мы можем использовать, не изобретая велосипед. Еще очень классно, что этот спецкурс произошел в нашей жизни, потому что у меня появились новые друзья и знакомые, — говорит Соня Архиповская, системный аналитик и ученица курса.
В конце ребята презентовали свой проект наставникам, студентам и всем заинтересованным контуровцам. Мы считаем, что формат презентации лучше всего раскрывает умение студента рассказывать о результатах своей работы. Это одно из главных качеств аналитика.
По итогам защиты мы пригласили 12 человек на стажировку и 4 взяли сразу на работу, чему мы очень рады :).
В этом учебном году будет новый курс?
Да, и проведем мы его дважды! В первом и во втором семестрах. Соответственно, стажировок будет тоже две — зимняя и летняя. Те, кто окончит курс зимой, смогут выбрать, когда они придут на стажировку, а летние курсанты пройдут боевое крещение летом. В этот раз на отборе будет домашнее задание, в которое можно будет погрузиться и спокойно решить.
Принять участие в курсе может любой желающий, подробности о наборе появятся в начале сентября в группе ВК Образовательные программы СКБ Контура. Не пропустите! Хочу на курс!
Автор: Ульяна Батуева