Популярная теория о том, что некоторые лучше обучаются визуально или аудиально, развенчивается
В начале 90-х новозеландец Нил Флеминг решил разобраться с тем, что занимало его во время наблюдений за классами в качестве школьного инспектора. Он наблюдал за 9000 разными классами и заметил, что лишь некоторые учителя были способны достучаться абсолютно до всех своих учеников. Что они делали по-другому?
Флеминг в итоге пришёл к вопросу о том, какой способ предоставления информации нравится людям. К примеру, если вы спрашиваете, как куда-то пройти, предпочтёте ли вы, чтобы вам рассказали об этом, или нарисовали карту?
Сегодня 16 подобных вопросов составляют опросник VARK, разработанный Флемингом для определения «стиля обучения» человека. VARK, что расшифровывается, как «визуальный, слуховой, текстовый и кинестетический», сортирует студентов на тех, что лучше обучаются визуально, через услышанную информацию, посредством чтения или через «кинестетический» опыт. («Гораздо позже я узнал, что vark по-голландски значит „свинья, — писал Флеминг, — и не смог зарегистрировать сайт vark.com, поскольку зоомагазин из Пенсильвании использовал его для продажи трубкозубов!“ [aardvark, или земляная свинья / прим. перев.]).
Он был не первым, предположившим наличие у людей разных „стилей обучения“ – в прошлом встречались теории без читателей (VAK), а также некие „рационалисты“ и „ассимилятора“ – но VARK стала одной из наиболее популярных моделей.
Эксперты не уверены, как распространялась эта концепция, но она, возможно, связана с движением самоуважения конца 80-х и начала 90-х. Все были особенными, и у всех должен был быть свой особенный стиль обучения. Учителя рассказывали об этом ученикам в начальной школе. „Учителям нравится думать, что они могут достучаться до каждого студента, даже с трудом обучающегося, просто подстроив свой материал так, чтобы он совпадал с предпочтительным форматом обучения студента“, — говорит Абби Нолл, аспирант Центрального Мичиганского университета, изучающий стили обучения. Студенты, в свою очередь, любят обвинять в своих учебных неудачах учителей, не сумевших подогнать свой стиль преподавания к их стилю обучения.
В любом случае, „когда люди становятся студентами колледжа“, говорит профессор Поли Хасман пз Индианского университета, „им уже рассказали, “вы визуал». Или аудиал, или что там ещё.
Но на самом деле, это не так. По крайней мере, найдено множество свидетельств того, что люди на самом деле не делятся по различным стилям обучения. В исследовании, опубликованном в прошлом месяце в журнале Anatomical Sciences Education, Хасман и её коллеги попросили сотни студентов заполнить опросник VARK, чтобы определить, какой стиль обучения они, предположительно, предпочитают. Затем им раздали стратегии для обучения, которые вроде бы соответствовали их стилю обучения. Хасман обнаружила, что многие студенты не проводили обучение способами, отражающими их стиль обучения, а те, кто использовал этот способ, в тестах не продемонстрировали никаких преимуществ.
Хасман считает, что студенты поддаются привычкам, связанным с определёнными методами обучения, которые сложно преодолеть. Студенты вроде бы интересуются своими стилями обучения, но недостаточно для того, чтобы реально изменить своё поведение при обучении на основе полученных данных. А даже если они и меняются, от этого ничего не зависит.
«Думаю, что в качестве инструмента самопознания, который позволит вам задуматься о ваших привычках в обучении, у VARK могут быть преимущества, — сказала Хасман. – Но разбиение этих стилей обучения на категории, судя по всему, не приживается».
Ещё одно исследование, опубликованное в прошлом году в журнале British Journal of Psychology, обнаружило, что ученики, предпочитавшие визуальное обучение, считали, что они лучше сумеют запомнить картинки, а те, кто предпочитал вербальное обучение, считал, что они лучше запомнят слова. Но у этих предпочтений не было корреляции с тем, что они на самом деле запомнили лучше – слова или картинки. По сути, всё, что значит «стиль обучения», это то, нравятся ли человеку больше картинки или слова, а не то, что лучше закрепится у него в памяти.
Иначе говоря, «существуют свидетельства того, что люди пытаются относиться к задачам на основании того, какой стиль обучения они считают своим, но это им не помогает», — говорит Дэниел Виллингем, психолог из Виргинского университета. В 2015-м он делал обзор литературы по стилям обучения и заключил, что «теории о существовании стилей обучения не оправдались».
В том же году в работе, опубликованной в Journal of Educational Psychology, не было найдено связи между предпочтениями в обучении у испытуемых (визуальной или слуховой) и их результатами в тестах на чтение или прослушивание. Лучше всего в этих тестах показали себя те, кто обучался визуально. Авторы заключили, что учителям надо перестать пытаться подстраивать свой материал под «обучающихся по слуху». «Преподаватели могут вредить людям, обучающимся по слуху, постоянно подстраиваясь под такой стиль обучения, — писали они, — вместо того, чтобы фокусироваться на усилении их визуальных навыков».
В нашем разговоре Виллингем упомянул ещё об одном исследовании, опубликованном в 2009, в котором люди, утверждавшие, что предпочитают думать визуально или вербально, реально пытались именно так и думать: те, кто называл себя визуалами, пытались представлять картинку, а те, кто считал себя вербализатором, пытались формировать слова. Но, как он сказал, там был подвох: «Если вы визуализатор, и я даю вам изображения, вы помните их не лучше тех, кто утверждает, что является вербализатором».
Это, конечно, не означает, что у всех одинаково хорошо развиты все навыки. На самом деле, как говорит Виллингем, у людей есть разные возможности, а не стили. Некоторые люди лучше других читают; некоторые лучше слышат. Но большая часть задач, встающих перед нами, хорошо подходит только для одного стиля обучения. Нельзя, к примеру, визуализировать идеальное французское произношение.
Сам опросник VARK неплохо иллюстрирует эту проблему. К примеру, один из вопросов такой:
Вы планируете отпуск для группы людей. Вам нужно услышать их мнение по поводу плана. Для этого вы:
- опишете подробности того, что они смогут испытать;
- используете карту, чтобы показать им маршрут;
- раздадите им копии с описанием маршрута;
- позвоните им по телефону, отправите им сообщение или электронное письмо.
Но, естественно, в 2018-м любой человек отправит электронное сообщение своим друзьям для того, чтобы скоординировать групповую поездку, будет это сообщение включать три предыдущих элемента, или нет. Ещё один вопрос звучит как: «Вы помогаете человеку, которому нужно доехать до аэропорта», и предлагает разные варианты действий, включая и «поехать вместе с ним». Я полагаю, что результат зависит от того, кому именно вы помогаете!
Идея о наличиях «стилей обучения» набрала обороты – в 2014-м в неё верило более 90% учителей из разных стран. Концепция интуитивно притягательна, и обещает раскрыть секреты работы
Виллингем даже утверждает, что люди должны перестать находить в себе визуальные, слуховые или какие-либо ещё предрасположенности к обучению. «Ничего страшного с вами не случится, если вы поверите в существование стилей обучения», говорит он, но и преимуществ это никаких не даст. «Все способны думать словами, все способны думать изображениями. Гораздо лучше считать, что у всех есть набор инструментов для
Хасман говорит, что самое важное для человека, пытающегося выучить нечто новое, это просто сконцентрироваться на материале – именно этим и занимались наиболее успешные студенты из её исследования. Вместо того, чтобы, допустим, перебирать карточки с определениями, в то время, как «на самом деле вы смотрите футбол».
Работы Флеминга и сами предупреждают, что не нужно слишком сильно увлекаться VARK. «Мне иногда кажется, что ученики и преподаватели приписывают результатам VARK больше значимости, чем нужно, — писал он в 2006. – Может быть так, что вы что-то любите, но при этом оно получается у вас хорошо или плохо. VARK демонстрирует, как вам нравится общаться. Он ничего не говорит о качестве этого общения».
Иначе говоря, он может помочь вам лучше узнать себя, но не приобретать новые знания.
Автор: Вячеслав Голованов