То, что сегодня стало большим и зрелым рынком цифровых технологий, строилось руками энтузиастов-самоучек. Пятнадцать-двадцать лет назад дизайну сайтов никто не учил, а вузы не выпускали программистов со специализацией в вебе. Сегодня порог входа существенно ниже, во многом благодаря доступности образования: в интернете полно онлайн-курсов. И это хорошо (если не вестись на всякие «стань C++ программистом за три дня и получай 200К»).
Мы собрали свой топ-5 трендов в онлайн-образовании (да и в обучении вообще), которые кажутся нам особенно важными. В конце статьи — опрос, надеемся, что вы согласитесь поучаствовать и отметить, какие тренды кажутся вам самыми актуальными.
Адаптивное обучение
Основная задача адаптивного обучения — разработка индивидуальной образовательной программы для каждого. При составлении такой программы во внимание берется желание обучаемого улучшить определенные знания. Также при адаптивном обучении постоянно отслеживаются факторы, влияющие на успешность обучения. Автор программы подбирает оптимальный формат материалов, старается удержать интерес обучающегося в течение всего курса.
Примеры платформ, специализирующихся на персонализации обучения: Knewton, CogBooks, Acrobatiq и McGraw Hill Education.
У последней компании один из инструментов адаптивного обучения — специализированные учебники Smart Books. Это электронные книги, наполнение которых может меняться по ходу продвижения студента по программе. Успехи и неудачи фиксируются, а нейросеть анализирует собранную информацию. С течением времени учебник начинает уделять максимум внимания тем моментам, где студенту нужно «поднажать». Интересно, что мониторинг ведется не только в отношении отдельного слушателя: специалисты и соответствующее ПО могут оценивать успехи всей группы или класса. Если у большинства учащихся какой-либо момент из программы вызывает сложности, то в Smart Books эта тема рассматривается более подробно.
В целом, адаптивное обучение позволяет найти золотую середину между способом преподавания и потребностями каждого студента в получении нужных им знаний и опыта.
Виртуальная и дополненная реальность
Чаще всего VR и AR используются для развлечений (еще бы, ведь даже VR-клубничка появилась), но возможности виртуальной и дополненной реальностей гораздо шире: их можно и нужно применять в работе и обучении.
Источник: Affinity VR
Возьмем VR. Как-то на TED показывали разработчиков виртуальной биохимической лаборатории, которая давала возможность студентам в видеоочках работать с оборудованием, прикоснуться к которому они в лучшем случае смогут лишь через несколько лет. Речь идет о дорогих профессиональных системах, которые используются для проведения биохимических реакций или изучения штаммов бактерий.
Обычному студенту в большинстве случаев просто рассказывают о современных методах работы, время от времени проводя простенькие практические занятия. В лучшем случае такой студент познакомится с оборудованием по фото, схеме или видео. В виртуальной лаборатории у него есть возможность работать с виртуальными компонентами полностью погружаясь в условия, в которых работают профессионалы: можно ставить эксперименты, вести лабораторный журнал, делиться информацией с коллегами.
Дополненная реальность (AR) — еще один компонент обучения, позволяющий видеть подсказки, советы, описание попадающих в объектив камеры смартфона или видеоочков объектов. Пример — обучение молодого специалиста по информационной безопасности в дата-центре или же прохождение практики студентами-медиками в клинике.
Изучение динозавров при помощи AR. Источник: Derek E. Baird
AR можно использовать и в школе, и в институте, на курсах повышения квалификации.
Социальный и соревновательный факторы
Здесь сложно указать какие-то основные принципы работы, все может меняться. Но то, что социальный фактор помогает учиться, доказано давно. Некоторых из нас (подавляющее большинство) стимулируют успехи окружающих. Понимая этот принцип, разработчики разного рода трекеров, включая Fitbit Flex 2 и Garmin VivoSmart, внедряют социальные «соревнования» в свое ПО.
Мы в Skillbox активно используем соревновательный фактор. Например, на недавно прошедшем интенсиве по дизайну автор лучшей дипломной работы получил iMac, а еще трое студентов — возможность стажировки в AIC.
Дипломная работа слушателя интенсива Skillbox
Кроме того, по мнению специалистов, около 70% людей получают новые знания и опыт благодаря социальным связям и неформальным отношениям. Обучение может происходить благодаря форумам, вики-страничкам, чатам. Почему так? Возможно, совместное обучение помогает снизить ощущение изолированности, поднимает эффективность передачи информации.
Еще одна социальная составляющая — геймификация. Все те же процессы обучения идут гораздо лучше в игровой форме. Разработчики ПО для изучения иностранных языков часто внедряют в свои приложения такие элементы — получение игровой валюты, возможность сравнить свои результаты с результатами обучения других участников системы и т.п.
Приложение Lingua Leo
Такой прием использует LinguaLeo в своем приложении для изучении английского языка. Пользователь видит, насколько хорошо он продвинулся по сравнению с другими участниками системы.
Мы тоже стараемся экспериментировать с игровыми механиками: например, наш PhotoshopBattle проходит в несколько туров по принципам игры на выбывание. В нем принимают участие 8 дизайнеров страны, сражаясь друг с другом за звание лучшего.
Микрообучение
Еще один современный подход, который позволяет осваивать небольшой объем материала за короткий промежуток времени. Берется определенная программа, а процесс получения знаний разбивается на короткие занятия, продолжительность которых составляет буквально несколько минут. Пример — те же иностранные языки. Многие языковые онлайн-сервисы рекомендует заниматься понемногу, с интервалами 5-10 минут несколько раз в день.
Для микрообучения идеально подходят мобильные приложения, короткие видеоролики, анимация (включая текстовую), инфографика.
Благодаря разбивке на небольшие порции знания усваиваются лучше:. человек не успевает устать и запоминает все прочитанное и просмотренное. Преимущества микрообучения — повышенная концентрация внимания, доступность (учить что-либо можно в любое время практически в любом месте), модульность и гибкость.
Еще один пример микрообучения — курсы Coursmos, пользователи которых изучают разные темы на примере роликов продолжительностью 1-3 минуты. Пример гибридного микрообучения (то есть микрообучение совмещается еще с каким-либо методом) — сервис для детей Tinycards от Duolingo: он предлагает возможность изучить, например, астрономию при помощи карточек. На каждой карточке изображен объект для изучения и его описание.
Наставничество
Один из способов передать практический опыт — наставничество.
Ментор передает свои знания подопечному, направляет, подсказывает и, что важно, мотивирует — то есть выполняет роль не просто лектора, но и учителя в истинном смысле этого слова.
Сегодня информационные технологии и телекоммуникации позволяют обучаемому находить ментора в тысячах километров от себя — и это здорово.
Нет предела совершенству
В целом, те тренды, о которых говорится выше, это далеко не все: современное образование гораздо более глубокое и сложное. Для эффективного обучения можно использовать как разные методы по отдельности, так и сочетание нескольких из них.
В следующих статьях расскажем, как мы делаем собственные курсы — это не всегда так просто, как хотелось бы.
Автор: fokus-lop