Современные требования к вашей квалификации — это владение (желательно) как можно большим количеством программ по вашей специальности. Когда вы говорите, что вам по плечу разные платформы, то это безусловно ваше конкурентное преимущество.
- Программист выглядит выигрышнее со знанием нескольких языков программирования
- Дизайнеру играет на руку возможность переходить из Adobe Illustrator в CorelDraw или InDesign
- Для звукорежиссёров плюсом является работа в нескольких DAW и с десятками разных плагинов
- Пиарщик и рекламист хорош, если умеет копаться в личных кабинетах Google AdSense, Adwords и Яндекс.Директа
- Маркетолог 80-го уровня знает более одной CRM-системы
- Юристу весьма поможет знакомство с различными информационно-правовыми системами (особенно если речь идёт о рынках разных стран)
Но как найти силы и терпение для изучения каждого «уникального софтверного решения»? Ниже я предлагаю 3 взаимосвязанных способа разобраться с проблемой, порой вызывающей ступор, а также желание просмотреть несколько часов видео на Ютубе или отдать кому-нибудь немалые деньги за сомнительные курсы.
Чтобы изучать софт, нужно заходить и копаться в его интерфейсе.
Чтобы изучать софт, нужно решать в нём задачу, в которой заинтересованы именно вы.
Чтобы изучать софт, нужно читать официальную документацию.
Это аксиомы. А дальше доказательства.
Копаемся в интерфейсе
Всё просто: не зашёл — не научился. Без копии программы смысла во всей затее нет. Нужно запустить и просто понаблюдать, что здесь есть. Сколько времени потратите, на столько и приобретёте навыков. Распространённая ошибка — сначала начинать смотреть видео, в котором объясняется интерфейс, пытаться что-нибудь запомнить, как минимум не сопровождая процесс попыткой попробовать то же самое самостоятельно.
Решаем собственную задачу
Вместо того чтобы позволять авторам уроков решать, что вы забьёте в базу/запишете/смоделируете/скомпилируете, лучше решите то, ради чего начали изучение ПО, иначе зачем всё это нужно? Если задача слишком сложна, тогда следует начать с какого-то одного аспекта, который впоследствии приблизит вас к желаемому уровню.
Читаем официальную документацию
Когда встаёт необходимость научиться что-нибудь делать в новой программе, многие выбирают один из стандартных путей:
- Гуглят статьи на сайтах
- Смотрят случайные видео (в лучшем случае — курсы из нескольких видео)
- Ищут книгу по теме
Все эти способы, несомненно, хороши и имеют плюсы! Но, на мой взгляд, они толкают нас в парадоксальную ситуацию: тратя на (к примеру) 15-минутное видео/статью меньше времени, чем на прочтение официальных гайдлайнов, в совокупном итоге мы тратим на изучение больше времени. Почему так происходит?
Тратя на короткие видео/статью по отдельности меньше времени, чем на прочтение официального гайдлайна, в совокупном итоге мы тратим на изучение ПО больше времени.
Дело в том, что гайды типа «Делаем стул в 3ds Max», «Сведение метал-трека за 5 минут» или «Как создать такие же табы на CSS» слишком ситуативны и обращают много внимания на частности, тогда как начало изучения лучше потратить на анализ основ и обобщённых сведений: какова философия языка программирования? Что есть в интерфейсе редактора? Какие есть кнопки, что они делают? Как тут масштабировать, создавать проект, нарисовать круг, включить запись, сложить два оператора? Что означает вон та пиктограмма?
А книги по IT-тематике быстро устаревают (по крайней мере с выходом новой версии ПО). Например, у автора до сих пор лежит артефакт — «Windows 95 для чайников». Новые и качественные издания стоят дорого.
Почему официальная документация лучше видеокурсов, статеек и книг? Дело в том, что она подготовлена профессионалами, обновляется и является источником не пережёванной информации «из первых рук». Звучит мощно.
Официальная документация — это сопроводительные документы, подготовленные разработчиками или пользователями на официальном ресурсе программного обеспечения и описывающие это ПО.
Конечно, можно найти и примеры софта, который делали не профессионалы, уже давно не обновляется и разработчики которого давно забили на раздел «Help», а также абсолютно гениальные книги и статьи-туториалы; но всё же это не меняет моей позиции: в общем случае доки к технически сложному софту ничто не заменит.
Важные факты про официальную документацию
Есть ещё несколько вещей, на которые следует обратить внимание, говоря о доках.
- Во-первых, в основном мы говорим здесь о документации, находящейся в свободном доступе на сайтах разработчиков (в виде статей или скачиваемых pdf-ок, а также на официальных Wiki-ресурсах). Судя по моему опыту, в настоящее время разработчики софта чаще отходят от размещения документации на компьютере пользователя и переносят её на сайт. Она будет и новее коробочных буклетов (если вы ими пользуетесь), и удобнее в использовании.
- Во-вторых, официальная документация часто содержит общеизвестные теоретические истины, важные для направления, в котором вы работаете (допустим, статьи на сайте Autodesk подробно объяснят, что такое полигон и как он применим в 3D-моделировании, хотя деление на полигоны используется во всех подобных 3D-редакторах и давно уже попало в учебники.
Про кадровые требования
В кадровых требованиях к IT-специальностям часто указывается «составление документации», и это неспроста. Ни одна программа не будет понятна без мета-информации (без какого-либо комментария и описания функций), а первыми её должны понять сами разработчики — поэтому от них и требуют описаний.
Ссылки-иллюстрации
Приведу навскидку выбранные примеры, где и что можно почитать, если иметь на то желание.
Программирование и веб-разработка
Сайт языка PHP
Документация CMS WordPress
Веб-стандарты консорциума World Wide Web
Стандарты веб-дизайна и приложений W3C
SEO и digital-реклама
Помощь по Яндекс.Директу
Глоссарий Яндекс.Директа
Настройка файла robots.txt — Яндекс.Вебмастер
Руководство по Google Adwords
Руководство по Google AdSense
3D-моделирование
3ds Max 2015 Help
Глоссарий 3ds Max 2015
Blender Reference Manual
Глоссарий Blender
Звукорежиссура
Документация к плагинам Waves
Документация к плагинам iZotope
Документация к плагинам FabFilter
Короче, документация есть на всё, незачем далеко ходить.
Выводы
Думаю, основной посыл этой статьи — это то, что всё в ваших силах. Освоение софта — это целенаправленная работа, от которой не избавят видеоуроки уровня «newbie».
- Во-первых, запускать софт и изучать его интерфейс — это элементарный научный метод наблюдения, который доступен каждому.
- Во-вторых, если вы начали изучать какое-то ПО, то уже должны знать, зачем вы это делаете, а потом сможете придумать себе и задачу для выполнения, которая будет для вам максимально мотивирующей (и за вас это не сделает никто другой).
- В-третьих, известный исследователь психологии влияния Роберт Чалдини считает, что при выборе чего-то стоящего люди склонны скорее воспользоваться платной услугой, чем бесплатной, и скорее более дорогой, чем менее дорогой («ну как, ведь если цена такая высокая, значит, оно столько стоит?» — такова логика). Увы, на самом деле логика другая: благодаря Интернету информация лежит на земле, подобно куче упавших с дерева яблок, и вы совершенно свободно можете воспользоваться ей, при этом бесплатно — не значит плохо, главное вдумчиво относиться к источникам.
Таковы 3 моих метода по изучению нового софта. Я не утверждаю, что они единственно верные, но вообще они довольно неплохо работают, потому что сталкивают с софтиной лицом к лицу.
Автор: Евгений Колесников