- Вы не любите кошек?
- Да вы просто не умеете их готовить.
Альф
Тебе повезло, ты не такой как все.
Ты работаешь в офисе...
"Менеджер" гр. "Ленинград"
Больше месяца готовился к Летнему Аналитическому Фестивалю 2012 — мой доклад был посвящен вопросам подготовки менеджеров для ИТ-сферы. В ходе работы над ним родилась эта статья, в которой я поднимаю следующие вопросы:
- Кто такие ИТ-менеджеры?
- В каких вузах их могут готовить?
- Что в вузе им должны прочитать?
- Как подготовить в вузе сотрудника для своей компании?
Как перед стартапами, так и перед компаниями, давно и успешно ведущими бизнес, стоит дилемма: искать готового специалиста или выращивать его в своих стенах. И мы, начав собственный софтверный бизнес, тоже практически сразу ощутили дефицит продажников, консультантов и менеджеров проектов. Предлагаемый нами альтернативный вариант, с одной стороны, требует на начальном этапе некоторых усилий и времени, а с другой – позволяет получить квалифицированного специалиста.
Основной вопрос: Можно ли вырастить толкового ИТ-менеджера в вузе?
Наиболее частый ответ: Нет, особенно учитывая нынешний уровень высшего образования и бешеную потребность рынка в квалифицированных ИТ-сотрудниках.
Опрос, проведенный кафедрой АПУ СПбГЭТУ в 2010 году среди 30-ти питерских ИТ-компаний показал, что в основном они предпочитает растить менеджеров самостоятельно, по большей части из программистов и других технических специалистов. ИТ-менеджер — междисциплинарная специальность, поэтому процесс выращивания будет длительным, трудоемким и крайне дорогостоящим для компаний. Альтернативы, к сожалению, никто пока не видит. Уровень подготовки специалистов в российских вузах оставляет желать лучшего. Старые образовательные программы, профессорско-преподавательский состав, дающий теорию двадцатилетней давности, и отсутствие практики в сумме дают крайний дефицит на российском рынке менеджеров по продажам решений и сложных технических систем, системных и бизнес- аналитиков, а также других менеджеров в сфере информационных технологий.
Рунет пестрит статьями хэдхантинговых «экспертов» о способах получения и удержания квалифицированных специалистов. Советы сводятся к переманиванию перспективных сотрудников у коллег по цеху, выплате зарплат выше средних по рынку, постоянному мотивированию интересными и нерутинными задачами. Но лично я не понимаю, как такие замечательные варианты помогут увеличить количество квалифицированных специалистов на рынке.
Наш ответ: Бизнесу необходимо наладить взаимодействие с техническими вузами.
Для начала давайте определимся с терминологией.
Кто такой ИТ-менеджер?
manage гл. общ. руководить; управлять; заведовать; стоять во главе; уметь обращаться (с чем-либо)
manager сущ. общ. руководитель; администратор; директор; менеджер
«Менеджер» повторил судьбу многих заимствованных слов, несколько потеряв исходное значение и приобретя новые оттенки. Так, обыватели, да и многие айтишники, называют менеджерами любого офисного работника. Для ясности обратимся к официальным классификаторам и другим авторитетным источникам.
Давно составленный, но еще действующий документ:
(ОКПДТР) был принят постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 года № 367
- Менеджер в подразделения (службах) компьютерного обеспечения
- Заведующий отделом (компьютерного обеспечения)
- Начальник отдела (компьютерного обеспечения)
- Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин
- Директор (начальник) вычислительного (информационно-вычислительного) центра
- Научный сотрудник (в области информатики и вычислительной техники)
- Начальник электронно-вычислительной машины
- Стажер-исследователь (в области информатики и вычислительной техники)
- Техник вычислительного (информационно-вычислительного) центра
Профессиональные стандарты в области ИТ
2. Системный архитектор
3. Специалист по информационным системам
4. Системный аналитик
5. Специалист по системному администрированию
6. Менеджер информационных технологий
7. Менеджер по продажам решений и сложных технических систем
8. Специалист по информационным ресурсам
9. Администратор баз данных
10. Специалист информационной безопасности
Нельзя сказать, что они совершенны, но ориентироваться на них в процессе определения требований к специалистам можно совершенно точно.
Статистика
Ключевая фраза | Частота запросов в месяц |
---|---|
менеджер | 904700 |
менеджер +по продажам | 96669 |
менеджер +по персоналу | 37396 |
офис менеджер | 29268 |
клиент менеджер | 15553 |
топ менеджер | 13440 |
менеджер организации | 12410 |
менеджер управления | 11440 |
менеджер +по рекламе | 11298 |
менеджер +по работе +с клиентами | 11295 |
менеджер +по закупкам | 11217 |
менеджер проекта | 8536 |
контент менеджер | 4993 |
Цифири напротив каждой позиции — не заплаты.
ИТ-хедхантеры
ориентируются на потребности и устоявшиеся формулировки рынка, так например
- Контент менеджер / Администратор сайта
- Менеджер по тестированию ПО (ручное и/или автоматизированное)
- Инженер по качеству / Менеджер по качеству
- Директор ИТ департамента / Менеджер по информационным технологиям
- Менеджер Web проекта / Менеджер проекта в Web студии
- Менеджер проекта по разработке ПО
- Менеджер направления по разработке ПО / Менеджер продукта (ПО)
- Менеджер по работе с клиентами (ПО)
- Менеджер по продажам коробочного / легко масштабируемого ПО / web-порталов
- Менеджер по продажам индивидуальных масштабных решений под конкретного заказчика (ПО)
- Менеджер по работе с ключевыми клиентами (ПО )
- Специалист отдела маркетинга / Менеджер по маркетингу / Маркетолог-аналитик
- PR менеджер / Менеджер по рекламе
- Менеджер по персоналу
- Секретарь / Офис менеджер
Хабрахабр
Авторы Хабра менеджерам-людям предпочитают
- менеджер пакетов
- менеджер задач
- менеджер настроек
- менеджер разделов
- менеджер развертывания
- менеджер рассылок
- менеджер событий
- файловый менеджер
- веб-менеджер
И мы, в свою очередь, не будем отменять или править устоявшиеся на рынке формулировки, попробуем их немного причесать. Обобщив и систематизировав данные, имеем следующую таблицу:
Среда | Объект управления | Должность |
---|---|---|
Бизнес-процессы | Консалтинг и продажи | Менеджер по работе с клиентами (ПО), Менеджер по продажам коробочного и заказного ПО |
Ведение проекта | Менеджер Web-проекта, Менеджер проекта по разработке ПО |
|
Управление качеством | Менеджер по тестированию ПО (ручное и/или автоматизированное), Менеджер по качеству / Инженер по качеству |
|
Маркетинг и PR | Менеджер по маркетингу / Специалист отдела маркетинга / Маркетолог-аналитик, PR менеджер |
|
Информационные системы/продукты | Сайт | Контент менеджер / Администратор сайта |
Программный продукт | Менеджер направления по разработке ПО / Менеджер продукта (ПО) | |
Административное деление | ИТ департамент | CIO / Руководитель ИТ департамента / Менеджер по информационным технологиям |
HR | Менеджер по персоналу | |
Секретариат / АХЧ | Офис менеджер / Секретарь |
Таким образом, ИТ-менеджер — специалист информационных технологий, управляющий не только людьми, но и бизнес-процессами, программными продуктами и другими информационными объектами и активностями компании.
С тем, какие бывают менеджеры, вроде разобрались, давайте разберемся и с тем, в чем заключается их деятельность, и, чему, соответственно их можно и нужно учить в вузе. Обратимся снова к АПКИТовским стандартам.
Менеджер информационных технологий
Перечень должностных обязанностей:
1. Управление внутренними проектами
2. Взаимодействие с заказчиками/поставщиками продуктов и услуг
3. Согласование работы системных аналитиков, программистов и других специалистов
4. Контроль качества выполняемых работ
5. Контроль заполнения необходимой документации
6. Анализ текущих сообщений и подготовка промежуточных отчетов
7. Обеспечение информационной безопасности
8. Заказ необходимого оборудования и материалов
9. Саморазвитие
Менеджер по продажам решений и сложных технических систем
Перечень должностных обязанностей:
1. Ведение базы данных клиентов
2. Ведение документооборота
3. Ведение реестра реквизитов клиентов
4. Ведение учетной документации
5. Демонстрирование возможностей ИТ-продукции
6. Документарное сопровождение сделок
7. Информирование клиентов об условиях гарантийного и послегарантийного обслуживания
8. Информирование клиентов об условиях поставки
9. Информирование клиентов о новых продуктах
10. Поиск реквизитов потенциальных клиентов
11. Получение и обновление релевантных знаний в обл. ИТ
12. Соблюдение принципов корпоративной культуры
13. Саморазвитие
Таким образом у нас получились следующие базовые для менеджеров дисциплины:
- «Управление требованиями к программному обеспечению SRS».
- «Проектирование информационных систем»,
- «Управление проектами по стандарту ANSI PMI PMBOK»,
- «Корпоративные информационные системы ERP/CRM»,
- «Управление корпоративным конентом ECM (EDM/ERM)»,
- «Организация и управление ИТ-инфраструктурой ITIL/ITSM»
В каком вузе это читать?
На ЛАФ 2012 несколько коллег из других городов поделились своим опытом, в том числе и негативным. В частности, были указаны следующие моменты:
- ИТ-менеджеры плохо получаются из гуманитариев;
- Очень сложно и неблагодарно готовить ИТ-менеджеров на «программерских» кафедрах и факультетах, все-таки туда идут ради программирования;
- Из экономистов получаются хорошие менеджеры, если им читать ИТ-дисциплины в должном объеме;
- И однозначно хорошие специалисты получаются из «системотехников», им читают теорию управления и многие другие олдскульные, но крайне необходимые менеджерам предметы, а еще учат мыслить системами, «квадратикамиблок-схемами», объектами управления;
И опыт, сын ошибок трудных...
Нашей компании АЛЕЕ СОФТВЕР повезло. Волею судеб нашей академической базой еще в 90-х стал Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (ЛЭТИ), кафедра Автоматики и процессов управления (АПУ). Кафедра является одной из ведущих в РФ кафедр в области прикладной теории и проектирования систем управления на основе современных информационных технологий, базовой кафедрой Министерства образования и науки по направлениям «Автоматизация и управление» и «Управление в технических системах».
Студентам мы читаем следующие дисциплины:
Курс «Управление проектами по стандарту ANSI PMI PMBOK»
Академический партнер: Agilidea Group
Теория: стандарт от версии 2005 года до 4-й редакции. Курсы: базовый (бакалавры), управление рисками, стоимостью, длительностью, качеством (магистрам)
Практика: выбор ИТ-проекта, обоснование, устав, разбиение на работы, календарно-ресурсное планирование, планирование рисков, качества и т.д.
Курс «Управление требованиями к программному обеспечению SRS»
Теория: «Разработка требований к программному обеспечению» Карл Вигерс
Практика: Выбор тем, определение образа границ проекта (бизнес-требования, видение решения, границы и ограничения, бизнес-контекст), защита проектов
Курс «Проектирование информационных систем. UML»
Желательно после курса по SRS
Теория: Введение, история, основы, структура UML, далее диаграммы:
Детально: вариантов использования, классов, состояний деятельности, последовательности, развертывания
Обзорно: взаимодействия компонентов.
Практика: Простейшие проекты с известными процессами (интернет-магазин, заверение документов онлайн и т.п.)
Курс «Электронный документооборот ECM: EDM/ERM»
Академические партнеры: АЛЕЕ СОФТВЕР и корпорация EMC Documentum
Теория: Document & Records Management
Практика: платформа Documentum, система электронный архив STOR-M
Курс «Корпоративные информационные системы ERP/CRM»
Академические партнеры: компания Компас
Теория: Управление запасами по точке перезаказа, MRP/MRPII, точно-вовремя, Теория ограничений Голдрата, ERP. Отдельно теория управления взаимодействием с клиентами
Практика: CRM
Я намеренно не затрагиваю информатику с программированием, базы данных и другие базовые для айтишников дисциплины: их вполне успешно читают и без нас. Список не полный и не окончательный, учебные программы постоянно модернизируются и дополняются новыми курсами.
Самая важная для бизнеса часть статьи:
Новая схема двухуровневого образования позволяет брать на «бесплатную» стажировку магистров первого года обучения, получивших в бакалавриате базовые теоретические знания. По новым образовательным стандартам магистр обязан до 20 часов в неделю уделять научно-исследовательской работе (НИР).
За первый месяц магистратуры студент должен определиться с примерной темой, выбрать научного руководителя, составить план-содержание магистерской диссертации, а также план НИР, которая выполняется под контролем научного руководителя и руководителя магистратуры. Выбирается место прохождения производственной практики. Кстати, научный руководитель может быть и внешним, тогда со стороны кафедры может быть назначен куратор.
Проходя производственную практику, за 4 семестра магистр должен собрать достаточно теоретико-методологического и практического материала для написания магистерской диссертации.
Семь шагов по «выращиванию ИТ-кристаллов»:
Шаг 1. Презентация бизнеса
Заранее в июле-августе подбивается пул компаний, заинтересованных в новых сотрудниках. В сентябре проводятся встречи с бакалаврами четвертого года и магистрами первого года обучения. Обычно это две встречи: первая проходит в вузе, вторая — в офисе компании. Менеджеры компании рассказывают об основных направлениях деятельности, интересных проектах, открытых вакансиях и возможностях профессионального роста в компании. Подбиваются предварительные списки (кто куда идет стажироваться), проводятся консультации с преподавателями по претендентам (успеваемость, дисциплина, коммуникабельность и т.д.)
Шаг 2. Заключение договора с вузом (кафедрой)
Формальная сторона вопроса. Т.к.кафедра или факультет не являются обособленными юридическими лицами, подписывается соглашение о партнерстве с вузом. На основании данного договора закрывается вопрос бесплатной работы студента.
Шаг 3. Прием студентов на практику
Подготовка рабочего места, выделение куратора-наставника, отчетность.
Шаг 4. Прием студентов на работу
По данному пункту задают много вопросов: «Когда оформлять стажера на ставку? Ведь студент может не показать результат и через полгода-год!». Все правильно, когда он начнет показывать результат, тогда и начинайте платить. В этом-то и ценность и справедливость данной схемы. Вы не платите, пока специалист не начал генерировать добавочную стоимость.
Шаг 5. «Отблагодарить» вуз
Участие вуза в данной схеме не бескорыстно, в противном случае, больше года такое партнерство не продлится. Варианты: оплата труда преподавателей, участие в учебном процессе, материально-техническое обеспечение и т.п.
Шаг 6. Повышение квалификации действующих сотрудников компании
Пока вы ждете осеннего урожая стажеров, можно улучшить квалификацию имеющегося персонала, отправив на курсы повышения квалификации и переподготовки кадров. Причем заказать курсы, скомпонованные именно под ваши бизнес-задачи, мы в вузе такое практикуем.
Шаг 7. Маркетинг и PR
В современных условиях рынка труда не компании выбирают сотрудников, а наоборот, поэтому участие в образовательных программах повышает рейтинг компаний среди соискателей. Соответственно, такой PR и HR-брендинг полезен компаниям, и тем более вузам.
Минусы:
- Время квалифицированных сотрудников на преподавание;
Плюсы такого подхода:
- Большой объем необходимой теории и практики дается еще на студенческой скамье;
- Экономия на ЗП: беря на практику магистра по договору с вузом, компания не обязана выплачивать зарплату;
- Участие в формировании учебных программ;
- Есть возможность выбора кандидата для заключения долгосрочного контракта;
- Рекомендации преподавателей;
За годы работы мы убедились в эффективности описанного в статье подхода к подготовке ИТ-менеджеров. Конечно, многое нужно совершенствовать, что мы и делаем постоянно. Приглашаем к обсуждению:
1. /для преподавателей и работодателей/ Какие курсы, по вашему мнению, должны прослушать в вузе будущее ИТ-менеджеры? Чем бы вы дополнили приведенный в статье список учебных дисциплин?
2. /для ИТ-менеджеров/ Какие из прослушанных вами курсов оказались действительно полезными для вашей профессиональной деятельности? Каких теоретических и практических знаний вам не хватает в вашей нынешней работе? Чему, как вам кажется, вас должны были научить в вузе, но не научили?
Автор: staskin1