Три года работы в телекоммуникационной компании на позиции аналитика сблизили меня с компьютером как никогда. Из строгого «вы» мы перешли на «ты». Каждый день приходилось расширять инструменты, с помощью которых нужно было создавать все более изощренные и тонкие аналитические отчеты. Мобильный оператор — компания, основа которой — абоненты и их звонки, а, следовательно, деньги. Аналитические изыскания требовали все более серьезного похода, готовые отчеты и выборки, подготовленные IT-службой, перестали удовлетворять интересы и покрывать запросы. На помощь пришли начала VBA, SPSS, MS Access с несложными самостоятельно освоенными SQL-запросами. К концу третьего года работы общение с IT совершенно перестало пугать, напротив, стало привлекать — они говорили и делали четко и точно, не расплываясь в лирике, на их мониторах совершались магические действа, которые в процессе общения становились понятнее и ближе.
Впервые за четыре года с момента окончания института захотелось учиться. Выбор пал на платные годовые курсы комплексной программы «Разработка программного обеспечения» в институте информационных технологий, созданном и процветающим под крылом местной очень крупной IT-компании. Друзья, знакомые, коллеги крутили пальцем у виска, видя мою подготовку к обучению — для поступления необходимо было сдать тест по английскому языку хотя бы на уровне обыденной беседы. Мой французский ну никак не укладывался в это условие и пришлось сесть за методичку по началам общения, отрытую на просторах сети. На экзамен коллеги провожали всеми миром — никто не питал иллюзий и все тайно надеялись, что я одумаюсь и не повешу себе на шею годовое ярмо.
Однако английский был успешно сдан всего с одной ошибкой, заявление на перенос времени работы написано и началась учеба — 3-5 раз в неделю с 18 до 21. Первый предмет был язык С. Нужно сказать, что часть студентов отказалась учиться сразу же после первой лекции. Не буду отрицать, среди людей с навыками программирования, пришедшими прокачать свои скиллы, несколько новичков «с нуля» чувствовали себя крайне неуютно. Женщина-преподаватель, отличный человек, программист и педагог, творила чудеса: рассказывала о С, показывала замечательные презентации и тут же в Visual Studio набрасывала чарующие списки цифр и программу перекодировки ASCII. После первой лекции вскоре дома на ноутбук был установлен Visual Studio и дрожащими руками написан первый “Hello, World!”.
Никогда не забуду эти мистические строчки кода:
#include <stdio.h>
int main ()
{
printf («Hello, World!n»);
return 0;
}
То, что началось потом, было чем-то жутким и невообразимым — дома поселились толстые книги Брайана Кернигана и Денниса Ритчи, слова «массив», «память», «ячейка», «разряд»наполнились новым смыслом, а на работе плотно обосновался домашний ноутбук, на котором в свободное время решались задачи о падающей и подающей сигнал бомбе, сортировке, коробках для пиццы и размещении людей в театральном зале, выдающие после компиляции бесконечные error и warning. Работа почти не оставляла времени на занятия и успехи были скромными, однако стремление никуда не ушло и все новогодние праздники с 1 по 10 января были проведены за решением задач и чтением книг по языку С, который и был успешно сдан в середине января. Но, как оказалось, чувствовать себя богом было явно рано.
Архитектура ПК и сетей, Ассемблер, основы проектирования затягивали глубже и глубже, раскрывая новые знания и погружая в мир, не похожий на мир экономиста и аналитика. А потом начался Unix… Пугающий и непонятный на протяжении первых двух занятий, он стал настоящим другом и помощником почти на весь год: псевдотерминал, командная строка, немного Bash стали родными и привычными интерфейсами. Теперь компьютер перестал быть машиной — он стал другом. В тот момент еще нельзя было знать, насколько плотно я подружусь с командной строкой. Потом была Java (увы, дали ее слабовато по объективным, впрочем причинам), UML и паттерны, английский язык, С++, Python и Shell. Тут пришло время для подселения в библиотеку Страуструпа и Шилдта, впоследствии замусоленных основательно. Если С++ пугал, отталкивал и заставлял просыпаться ночами, то задачи на Python и Shell вызывали необыкновенное удовольствие и тянули их решать.
К моменту постижения Python и С++ пришлось оставить работу аналитика — мир изменился, изменилась и компания. Поиски работы, добрые люди и случай привели меня в ту самую организацию, при которой был мой учебный центр на должность инженера по тестированию. Вот тут-то и стало понятно, зачем была учеба предыдущие 7 месяцев. Не пугал ни чёрно-белый терминал, ни виртуальные машины, ни скрипты на Python, ни vim, ни стек протоколов OSI – работа была хоть и сложной, но очень понятной. Полгода за клавиатурой тестировщика пролетели как один день, скиллы прокачались, к концу подошло и обучение. Диплом писался тяжело, под Unix и на С++ — с помощью друга-программиста, Хабра, книг и сотен форумов программистов. Программа отправки SMS с USB-модема была создана и успешно защищена на английском языке. Гордый сертификат теперь украшает мою квартиру.
Окончание истории грустное. Оставив должность инженера по ряду причин, не связанныx с самой работой, удалось найти новую, интересную и очень привлекательную для меня работу с сфере рекламы, маркетинга и коммерции, но вновь в IT-компании, производящей интересные продукты.
Конечно, невозможно стать программистом за год, особенно когда эта профессия не по душе. Но 2011-2012 годы стали для меня моментом, когда пришло понимание важных вещей. Здесь, на Хабре, обитает множество менеджеров, коммерсантов и прочих «не технических» специалистов, близких к сфере IT. И им я хочу рассказать о сделанных выводах:
- Не нужно бояться учиться. Никогда. И никогда не поздно. Любое обучение, особенно с элементами самообучения — это колоссальный рост, моральный и интеллектуальный, а для кого-то и карьерный.
- Не нужно смотреть на айтишников/сисадминов/программистов как на чокнутых гиков. Эти люди создают то, что вы продаете или чем вы управляете, они обеспечивают работоспособность сетей и устройств, развивают идеи и толкают прогресс. Именно они.
- За год нельзя стать программистом, но можно научиться мыслить по-другому. Софт/железо, с которыми вы работаете перестанут быть для вас по-первобытному пугающими магическими вещами и вам больше не будет казаться, что «глюки» и «фичи»возникают оттого, что программа живет сама по себе.
- Продавать и управлять легче, когда знаешь предмет. Когда вы смотрите на софт/железо с точки зрения «айтишника», вы сами к своему удивлению находите такие конкурентные преимущества, от которых поседеют. Простите за тафтологию, ваши конкуренты. Вы просто понимаете, с чем вы работаете. Это круто, поверьте.
- Не думайте, что вы всему научитесь онлайн. Да, есть такие самородки, но не стоит быть самонадеянным — живое общение с преподавателем, готовым бесконечно подходить к вам и править своими руками ваш кривой код, не заменить ничем. Это опыт.
- Рано или поздно вы все равно напишете малюсенький скрипт, облегчающий вашу работу. А может, создадите нечто новое и откроете свой бизнес?
- Учите английский язык, если еще это не сделали.
Позвольте своей жизни в чем-то измениться и она отвеnbn вам приятными сюрпризами и перспективами. Не жалейте времени и денег, не жалейте себя — пройдет время и вы увидите, что оно прошло не впустую. Ну а иначе — fatal exception error.
Автор: Analitik_Telecom