Относительно недавно Яндекс без особенных анонсов выпустил бетта-версию нового мобильного приложения — «Транспорт».
Это карты городов, на которых в режиме он-лайн отображается передвижение автобусов, троллейбусов, трамваев и маршруток. Пока сервис доступен для общественного транспорта Казани, Омска, Новосибирска, Перми, Нижнего Новгорода, а также Московской области. Разработчики сразу просят не цепляться к багам, так что заострять внимание на конкретных недоработках смысла пока нет.
Ценность такой системы для простого обывателя сложно переоценить — очень удобно планировать перемещения по городу и продумывать маршруты ясно понимая, что автобус подъедет к остановке через 5 минут или, наоборот, в ближайшие 40 минут не стоит ждать милости от Мострансавто и вместо бесперспективного стояния на морозе (под дождем, на солнцепеке) нужно выбирать альтернативные варианты перемещения — такси, пешком и т.п.
Подходы к реализации такого приложения могут варьироваться и пока что Яндекс выбрал не самую удачную, на мой взгляд, концепцию: При открытии приложения на экране мельтешат все автобусы какие только помещаются на карту. Дальше можно указать конкретный номер маршрута — тогда останутся только автобусы на этом маршруте.
Подход, реализованный, например, в аналогичном екатеринбургском сервисе «Где трамвай и троллейбус», мне представляется существенно более осмысленным. В нем весь функционал привязан к остановкам и направлению движения от этих остановок: выбираешь остановку и направление и система показывает все трамваи, которые в ближайшее время через нее пройдут в нужном направлении.
Разработчики «Где трамвая» явно в большей степени ориентировались на потребности пользователя: ведь понятно, что конкретного рядового пассажира в 99,99% случаев не интересует вся картина движения общественного транспорта. Больше того, его даже не интересует движение всех автобусов или трамваев по конкретному маршруту: Зачем мне автобус идущий в противоположном направлении или 5 минут назад отъехавший от нужной мне остановки?
Пользователя такого приложения, как правило, интересует возможность покинуть то место, в котором он в данный момент находится. Мне показалось, что разработчики «Яндекс-транспорта» задумывались об этом пока что гораздо меньше, чем разработчики «Где трамвая».
Дальнейшая перспектива развития, на мой взгляд, заключается в том что бы пользователь мог задать начальную и конечную точки маршрута, а сервис отображал бы весь общественный транспорт, траектория движения которого соответствуют заданным параметрам.
Также было бы интересно посмотреть на решение в котором реализованы маршруты с пересадками, когда пользователь задает начальную и конечную точки, а сервис подсказывает составной маршрут и учитывает при этом фактическое движение транспорта. Такое приложение могло бы подсказывать, что до пункта пересадки можно доехать быстро, а на пересадке придется долго ждать следующий автобус, либо наоборот пересадка с вероятностью 90% пройдет оперативно (с учетом пробок, статистики и других факторов).
В общем, очень надеюсь, что сервис в скором времени заработает и в Москве. Надеюсь на то, что разработчики Яндекса уделят больше внимания общему подходу к реализации функционала, а не только отдельным техническим деталям.
Также очень надеюсь, что в Москве и области появятся приложения-конкуренты, разработчики которых будут обладать не только навыками отрисовки плавного движения зеленых точек по карте, но и осмысленным взглядом в целом на потребности обычных пассажиров.
Автор: AlexanderAnisimov