Иван Бегтин, директор АНО «Информационная культура», объяснил в Facebook, что Яндекс испытывает дефицит культуры открытости данных. Из-за дефицита, присущего Яндексу, поисковик лоббирует создание «единого реестра остановок» административными мерами руками властей. Поисковик осмелился призвать к насилию федеральной власти над муниципальной:
Уже сейчас в России есть устоявшаяся практики «технологической унитаризации» когда федеральная власть относится к местному самоуправлению как к подчиненной массе организаций […] Заставить все муниципальные органы власти и учреждения заносить информацию в ещё одну государственную информационную систему — это чистый и незамутнённый призыв к насилию. Потому что иначе как насилием и принуждением муниципалитеты не начнут публиковать там данные […] Яндекс же сейчас выступает в роли потребителя и лоббиста институционализированного насилия.
«Яндекс» предложил государству создать единый реестр остановок общественного транспорта, стандарт продажи автобусных билетов и т. д., через работу над «дорожной картой» с рабочей группой «Интернет+Город» ФРИИ сформированной при правительстве РФ. Сам «Яндекс» сообщил газете «Известия», что он давно поддерживает идею максимальной открытости данных государственных структур, и для этого:
«Яндекс» просит принять единый стандарт и протокол продажи онлайн-билетов на межрегиональные и межмуниципальные автобусные маршруты, чтобы пассажиры могли приобретать любой электронный билет в любом месте России. Принять единый формат публикации данных всеми пассажирскими перевозчиками, в первую очередь автомобильным (автобусы, маршрутное такси) и водным транспортом, поскольку железнодорожный и авиатранспорт уже это делают.
Бегтин отсылает к опыту Google и его стандарту работы с данными о транспорте:
GTFS нигде не является обязательным стандартом, им пользуются потому что им пользуются — работа с ним идёт через убеждение. Это позиция лидера, а не позиция мстительной жертвы обстоятельств.
Я на днях уже комментировал Известиям то что Яндекс лоббирует создание «единого реестра остановок» izvestia.ru/news/625185 и прокомментирую это дополнительно.
Причём начну издалека. Что мне лично не нравится в нашем обществе сейчас — это культ насилия. Всего его боятся, но сколь многие его жаждут в отношении других. Фразы типа «Сталина на вас нет» и «только расстрелы спасут родину» и призывы казнить «коррупционеров/педофилов/либералов/мракобесов» и тд, всё это звучит постоянно. Ожидание насилия и призывы к нему стали нормой, причём у тех кто, на самом деле, никогда не захочет чтобы это насилие применили к ним самим. Призывают те кто хочет осуществить это насилие чужими руками и, по возможности, абстрактно-обезличнными руками государства.
То что хочет Яндекс с «единым реестром остановок» — это точно такой же призыв к насилию, к насилию федеральной власти над муниципальной, это как и если бы призывать федеральной власти бить и насиловать муниципалитеты по ещё одной, кроме остальных 100500 причин.
Уже сейчас в России есть устоявшаяся практики «технологической унитаризации» когда федеральная власть относится к местному самоуправлению как к подчиненной массе организаций и принуждает их работать в федеральных информационных системах не убеждением и соглашениями, а прямыми насильственными действиями — вначале принимая федеральные законы которые устанавливают общие для всех информационные системы и сразу наделяя федеральное правительство полномочиями устанавливать правила эксплуатации этих систем.
Это именно что форма насилия поскольку далее задействуются механизмы принуждения муниципалитеты и муниципальные организации работать именно через них. Муниципальные служащие всё меньше управляют собственным временем, возможностями, ресурсами, бюджетами и всё более становятся просто низшим звеном государственной власти. Уже даже не губернаторы имеют влияние на муниципалитеты, всё чаще федералы лезут в муниципальные дела напрямую, без прокладки в виде субъектовых властей.
Заставить все муниципальные органы власти и учреждения заносить информацию в ещё одну государственную информационную систему — это чистый и незамутнённый призыв к насилию. Потому что иначе как насилием и принуждением муниципалитеты не начнут публиковать там данные.
Тот же Google после разработки стандарта публикации данных о дорожной инфраструктуре и маршрутах GTFS вот уже много лет занимается убеждением органов власти и транспортных компаний в необходимости публикации этих данных. За эти годы они сформировали большую экосистему и поддержали немало проектов по работе с GTFS во всемя Google Summer of Code в 2015 и 2016 годах как минимум.
GTFS нигде не является обязательным стандартом, им пользуются потому что им пользуются — работа с ним идёт через убеждение. Это позиция лидера, а не позиция мстительной жертвы обстоятельств.
Яндекс же сейчас выступает в роли потребителя и лоббиста институционализированного насилия. Для компании которая не вкладывает ресурсов в поддержания сообществ по открытому коду, открытым данным и общественному достоянию — это позиция которая не найдет общественной поддержки совершенно точно. Яндекс не откроет данных даже закрываемых им проектов, втихую передаст базу поиска для Livejournal Роману Иванову, уйдёт от всех ответов и не вложит ни толики усилий в формирование экосистемы от которой они бы и сами выиграли.
Ну, а причина этого проста. Это дефицит той самой культуры открытости который с большим трудом преодолевается внутри нашего государства и с ещё большем трудом будет преодолеваться внутри data-корпораций.
Тут важно помнить что создание новых и поощрение старых «институтов принуждения» не заканчивается ничем хорошим. Когда их существование становится привычным — они могут быть обращены и на их самых активных пользователей. Инициативы по принуждению интернет-компаний к раскрытию данных не начались в России, но, как ни странно, то когда они появится у них будут лоббисты при, привычной уже, неготовности отрасли к грядущим событиям.
#opendata #opengov