Как я придумала и выпустила настольную игру Холивар без опыта, издательства, своего медиа или блога, краудфандинга, на свои деньги.
Игры - мое хобби. Холивар - моя вторая игра и первая настольная. Первая была мобильная PNLK, тетрис с панельками, сделанная за месяц на GoDot, которая неожиданно стала популярной, почти год стояла в виде стенда в Музее Советских Игровых автоматов, привлекла внимание и негодование Tetris inc, и последующие удаление из AppStore, но об этом как-нибудь в другой раз.
Идея
Однажды, в конце 2019 года, на посиделках в компании, между двумя моими друзьями возник ожесточенный спор. Зачинщик никак не хотел даже на минутку представить ситуацию с другой позиции. Как, вообщем-то, и его оппонент. Казалось бы, пустяковый вопрос, это было что-то про кино, стал уж очень серьезным, спор затянулся, еще чуть-чуть, и их бы пришлось разнимать. Эх, пандемия тогда еще не началась, что мы тогда знали о настоящих холиварах, как споры анти- и про- ваксеров.
Через месяц мы собирались праздновать новый 2020 год почти тем же составом, и тогда тот спорливый товарищ в шутку предложил сделать игру, в которой нужно доказывать противоположную точку зрения. Я подумала, блин, идея. В тот же вечер, 31 декабря 2019 года, буквально за полчаса до выхода в гости, я придумала простую игровую механику:
-
Главная фишка, что точку зрения нужно отстаивать ту, которая выпадет, а не свою собственную. Может совпасть, а может нет. Оппонету - отстаивать противоположную.
-
Вторая фишка, это сильно ограниченное время на спор (раунды по 30 секунд или 1 минуте). За такое короткое время не получится пуститься в сложные рассуждения. Нужно использовать или самый сильный, неопровержимый аргумент, или юмор и харизму. Людям нравится, как правило, подвешенный язык, ловкие формулировки, софизмы и юмор.
-
Третья фишка, что в отличии от разговорных игр, у Холивара есть соревновательный момент, и есть победитель. После каждого хода, остальные участники отдают фишку тому, чья аргументация больше понравилась. У кого больше фишек в конце игры - тот и выиграл.
Я составила первый список относительно простых утверждений, избегая политики и религии. В компании было несколько парочек, и большинство вопросов я сделала на животрепещущие гендерные вопросы, вроде отношений, ролей в семье, немного теорий заговора для смеха, немного утверждений связанных с работой и пара философских вопросов. Всего около 40. Набила карточки в Word, распечатала на обычном принтере, вместо стрелки для выбора оппонета крутили расческу, вместо очков - были зубочистки, а таймер был на телефоне.
Всю новогоднюю ночь 2020 мы играли в Холивар компанией из 6 человек. Получилось смешно до слез, с одной стороны, а с другой, я поймала себя на мысли, что начинаешь невольно задумываться, почему люди так думают. Так что эта игра, на самом деле, про эмпатию и принятие, а не про разжигание. Игра всем очень понравилась, и в этот раз никто уже не хотел друг друга побить. Цель достигнута.
Улучшение и доработка
На протяжении года, файлик с распечатками, расческа и зубочистки ходили со мной по гостям, в том числе и туда, где были совершенно незнакомые мне люди. Игра показала себя как отличный icebreaker.
За это время я доработала правила по советам играющих, добавила новые утверждения, скучные или черезчур холиварные убрала. Например, сначала нужно было тянуть карточку Согласен/Не согласен, и только потом карточку с утверждением, но участники запомнили помятости и старались вытянуть ту, что совпадала с собственным мнением. Нерешенной проблемой осталась стрелка, каким-то игрокам выпадало быть оппонентом чаще, и на это невозможно повлиять. Если есть идеи как это исправить, можете написать в комментарии. Но, так как Холивар игра больше про процесс и общение, это не столь существенный минус. Обычно, в ходе игры пара-тройка человек вырывались сильно вперед по очкам, даже если по сравнению с другими им не часто выпадало быть оппонентом.
Надо делать
Прошло полтора года, прежде чем я решилась выпустить игру. Мне казалось, что такое уже наверное есть, даже на Youtube появились дискуссионные шоу с элементами геймификации, так что даже если не было, то уже наверняка появилось.Но, оказалось не совсем так. Все существующие игры были или слишком сложные, или слишком детские или же просто разговорные, где игроки по очереди тянут карточку и отвечают на какой-то холиварный или не очень вопрос. Чего тянуть, надо делать.
Издатель или выпустить самому
Я выбрала второй путь. Раньше я занималась производством и продажей сувениров для туристов в Питере, и процесс работы напрямую с типографиями, магазинами мне более понятен, чем работа с издательством. Идея запустить краудфандинг мне показалось слишком сложной, я прочитала, что последующий процесс обработки заказов и организации доставки чуть ли не самый сложный этап, а небольшая начальная сумма у меня была. Продажами и отгрузками я сама заниматься не потянула бы, так как у меня есть основная работа.
Тираж
Первоначальную партию я решила сделать 500 штук. Для настолок это совсем мало, чтобы игра была выгодной тираж должен быть не менее 3000 штук, но чтобы протестировать идею - достаточный. Можно было и меньше, но тогда цена за комплект оказалась бы слишком высокой.
Дизайн
Сначала я представляла себе карточки с утверждениями, которые будут смешно и круто проиллюстрированы художником, но для проверки идеи - это слишком дорого. Поэтому всю графику я сделала сама в Figma за 2 дня и еще неделю дорабатывала мелочи. Поскольку все, что я могу нарисовать в векторе, это простые геометрические фигуры, весь дизайн я построила на них. Оказалось, что из круга, треугольника и квадрата можно сделать неограниченное количество символов, которые стали основной "фишкой" фишек.
Самое сложное - написать текст правил игры, чтобы было просто и понятно. Я судила по себе, когда покупала новую настолку, я всегда старалась, чтобы кто-то другой прочитал и вник в правила, а потом мне и другим все рассказал в двух словах. Хочется в будущем сделать мини видео инструкцию на сайте.
Производство
Если дизайн можно было делать вечером после работы, то на поиск и общение с производителями, согласование макетов и прочее у меня не оставалось свободного времени. Я заручилась помощью подруги, у которой был большой опыт работы с производствами (она делает классные открытки и органайзеры), чтобы она нашла типографию, договорилась и проконтролировала процесс выполнения. У многих издателей игр есть свои производства, а также, есть специализированные типографии для настолок, у которых оказались примерно одинаковые цены и условия, и мы решили работать с одной из них. Это выгоднее, чем работать с неспециализированной типографией. Но существенно дольше из-за высокой загрузки, нужно стоять в очереди, чтобы выпустили твою игру!
Процесс растянулся на долгие 4 месяца, хотя по договору было 2. Можно было бы быстрее, если бы в игре не было нетипичных элементов.
Стрелка. Мне захотелось сделать стрелку в едином стиле игры. Производитель не хотел заморачиваться предлагал заменить стандартной пластмассовой, но я настояла на своей. Центральная часть сделана из пластиковых кнопок для одежды. Нам потребовалось сделать несколько образцов, чтобы стрелка не перекашивалась и крутилась.
Коробка. Чтобы сделать коробку под свой размер, нужно заказывать вырубной штамп, который стоит 70 000 рублей. При таком маленьком тираже это было невыгодно, поэтому пришлось выбирать из тех штампов, что были у производителя. Из-за того, что штамп был под другую толщину картона, наша коробка не плотно закрывается. Также в нашей игре важна перегородка, чтоб фишки не смешивались с карточками. Оказалось, что сделать перегородку - та еще задача, и она сильно повлияла на срок.
Стикеры. В первую партию я решила добавить бонус - набор стикеров. Кто бы мог подумать, что проблема возникнет с ними, производитель 2 раза что-то переделывал, сдвигая сроки. Видимо это нетиповой для игр элемент.
Сайт
Сайт я сделала сама на Webflow, за 1 день. В основном он нужен был для таймера. Ну, и в качестве визитки.
Таймер
Важной деталью игры оказался таймер. Обычный таймер на телефоне не удобный, песочные часы наглядные, но сильно увеличили бы стоимость игры, плюс, могли бы повредиться при транспортировке.
Больше всего для игры подходит шахматный таймер, но минимальное время у них обычно 1 минута, а 30 секунд на раунд, как оказалось, оптимальное время. Я сделала упрощенный шахматный таймер на JavaScript, но тут накосячила и пока что, вместо progress pie chart, там бестолковая анимация.
Продажи
Из-за сроков, я получила партию почти под новый год. То есть вот, на днях. Договариваться с магазинами о поставках я уже не успевала, поэтому решила пока ограничиться маркетплейсом Ozon. Сейчас, начать продавать там совсем просто, не нужны ни ЭЦП, ни ЭДО, выставить товар и начать его продавать можно буквально за день. Что я и сделала.
Но оказалось, что тут не все так просто. Под новый год сделать поставку на склад уже почти нереально, нет свободных тайм-слотов, а также загружены все ближайшие пункты приема FBS, из-за этого срок отгрузки аж через 4 дня. Единственный способ отгрузить заказ быстро - это выезд курьера, который стоит почти 1500 рублей. Ради одного заказа это не выгодно.
Развитие
Сейчас игра содержит утверждения на разные темы по чуть-чуть. В планах выпустить дополнительные наборы тематических карточек. У меня уже заготовлены несколько сотен карточек по разным тематикам.
Например:
Работа, карьера, образование:
-
Курсы заменят образование
-
Успех измеряется в деньгах
-
Свой бизнес лучше чем найм
-
Если начальник задерживается - задержись
-
Работать в стартапе лучше чем в корпорации
-
…итд
Гендерные вопросы:
-
Мужчина должен убираться и готовить
-
Для женщин в мужчине главное - деньги
-
Женская дружба существует
-
Феминитивы унижают женщин
-
Для мужчин в женщинах главное - внешность
-
…итд
Социум:
-
Государство не должно помогать маргиналам
-
Ресурсы должны принадлежать народу
-
Нужно легализовать эвтаназию
-
Любить себя важнее чем другого
-
Без детей человек неполноценен
-
…итд
А также, наборы по мифам и теориям заговора, здоровью (от ГМО до биохакинга), экономике и финансам, технологиям. Можете накидать в комментарии холиварных утверждений, я обязательно их добавлю в копилку! А вот религию и политику принципиально делать не буду. Пока что, на эти темы людям слишком сложно принять другую точку зрения, даже в шутку.
Итоги
Делать выводы пока рано, но могу сказать, что делать настольные игры самому не сложно, но очень долго. На запуск ушло около 200 000 рублей. Так что, если у вас есть идея игры, дерзайте.
Скорее всего, после первой партии будет много фидбека, и, возможно, придется что-то доработать. Я наивно полагала, что 2 месяца это долго. Но нужно заложить полгода, а лучше еще больше, чтобы успеть сделать поставки до Нового года. Я сейчас, считай, пропустила сезон. Но, даже если ничего не получится, все мои друзья получат классный подарок на этот новый год.
Если вы не знаете, что подарить на новый год, или с чем идти в гости - закажите скорее Холивар. Будете доказывать, что земля плоская, мужчины умнее женщин, а гендера всего два. И никого не побьете (это ведь игра).
Автор: coloboque